Военные игры и свойства оружия массового поражения: как будут проходить уроки «Основ безопасности и защиты Родины»?

Изучаем принятые недавно стандарты нового предмета.

Коллаж Насти Железняк

С 1 сентября 2024 года ученики средних и старших классов обязательно будут изучать предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Его введут вместо «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Как и зачем ввели новый предмет?

Впервые предложение вернуть в школьную программу начальную военную подготовку прозвучало в июне 2022 года.

Уже в следующем году глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил: «Дело не только в СВО и других событиях. Дело в том, что из-за изменившихся условий жизни и более высокого уровня комфорта современный молодой человек в возрасте 17–18 лет представляет собой инфантильного юношу, во многом не готового к реальной жизни. Сегодня мир вступил в эпоху турбулентности. Наши с вами дети, внуки должны быть готовы к тому, что страну надо будет защищать».

В мае 2023 года в закон об образовании внесли поправки, которые в течение лета были приняты, а в начале февраля 2024 года Министерство просвещения утвердило стандарты нового предмета.

Интересное по теме

Мой коммунизм: как пропаганда влияет на детей

Чему будут учить на уроках?

Часть программы — те же темы, которые освещали на ОБЖ: установка на активный и здоровый образ жизни и законопослушность, экология, поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях, первая помощь, правила дорожного движения и пожарной безопасности. В программу также включены: безопасность в быту, общественных местах, на природе и в цифровой среде, навыки конструктивного общения, понимание опасности деструктивной идеологии, в том числе экстремизма и терроризма.

Главное отличие нового предмета от прежнего ОБЖ — обширный блок военных знаний. Вот о чем будут рассказывать на занятиях ОБЗР:

  • об элементах начальной военной подготовки (включая общевоинские уставы, основы строевой, тактической, огневой, инженерной, военно-медицинской и технической подготовки);
  • о правилах оказания первой помощи в условиях боевых действий;
  • о требованиях безопасности при обращении со стрелковым оружием;
  • о боевых свойствах и поражающем действии оружия массового поражения и способах защиты от него;
  • о применении беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и морских беспилотных аппаратов; о возможностях применения «современных достижений научно-технического прогресса в условиях современного боя».

Будет у предмета, судя по всему, и идеологическая составляющая: в результате обучения у школьников должны сформироваться «представления о роли России в современном мире; угрозах военного характера; роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении защиты государства».

Интересное по теме

Страх, боль и отчаяние: как война влияет на детей

Кто и как будет преподавать предмет?

Предполагается, что значительную часть преподавателей ОБЗР составят участники СВО с профильным (педагогическим) образованием. По словам министра просвещения Сергея Кравцова, в Государственном университете просвещения создан центр «Вершина», который будет заниматься переподготовкой преподавателей ОБЗР.

«И мы тоже обсудили и с педагогическим сообществом, и с учителями и видим, что ребята, которые воевали в зоне специальной военной операции, они как никто другой могут прийти и рассказать правду», — отмечал Кравцов.

Удастся ли найти необходимое число учителей — большой вопрос. Летом прошлого года в российских школах не хватало более 40 тысяч преподавателей ОБЖ. Также учителя говорят о том, что для реализации программы недостаточно материальных ресурсов: финансирование ОБЖ всегда шло по остаточному принципу.

Уроки ОБЗР будут проходить раз в неделю. Кроме того, на базе центров «Авангард» или «Патриот» планируют проводить пятидневные сборы для «обучения практическим навыкам». Ребята будут участвовать в военных играх, а девушек обучат оказанию первой помощи и санинструктажу.

Учебник по предмету находится в разработке.

Интересное по теме

Учитель ударил моего ребенка. Что делать?

Сложности

Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» запрещает распространение среди несовершеннолетних информации, «обосновывающей или оправдывающей допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям».

«Составителям учебного курса придется строго подойти к формированию содержания, чтобы не нарушить требования закона, — отмечал партнер юридического агентства „Правовое содействие“ Алексей Винокуров. — Программа не должна содержать сцены насилия, учитывая, например, распространенность в Сети нечеловеческого контента, связанного с применением БПЛА, когда идет охота даже за отдельными бойцами».

Директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева считает, что «многое зависит от деталей»: как будет разработана программа, как будут расставлены акценты. По ее словам, программа «может быть оправданной с правовой точки зрения при условии строгого соблюдения законов и акцентировании внимания на гуманных аспектах использования технических средств»: например, если рассказывать про использование беспилотников в разведке и при эвакуации раненых, когда «грамотное применение таких технических средств может сохранять жизни людей».

Ликбез РПП у детей: как заметить и как лечить?
И какую роль играют родители в формировании пищевого поведения ребенка?
Ликбез Живые пособия: как «тренировочные младенцы» помогали американкам готовиться к материнству
Идея обучать женщин родительству как науке зародилась в начале прошлого века и в тот момент абсолютно никого не смущала. Этические споры начались позже.