В конце 2017 года Mashable опубликовал большой материал, в котором проанализировал изменения, происходящие в стоковой фотографии на тему отцовства. Да, тема весьма нетривиальная, но на самом деле дико интересная. Маруся Горфиль попыталась повторить этот подвиг и написала для нас любопытный текст о том, как отцовство выглядит на снимках из фотобанка, сопроводив его цитатами из оригинальной статьи и своими собственными рассуждениями.
Вот пример двух фотографий из списка наиболее скачиваемых изображений с папами из каталогов Getty в период с 2016-го по 2017-й. И если идиллия на втором фото (папа с дочкой на кухне, рядом ноут и всякие мисочки/емкости для кулинарного триумфа) уже не кажется нам редкой или необычной, то ситуация с папой в розовом боа, которому красит ногти дочурка в тиаре, возможно, даже на наш с вами взгляд будет пока еще из разряда «ого» или на худой конец «надо же». Хотя, конечно, давно должна уже перейти в категорию «нет, это нормально».
Эти перемены случились буквально у нас на глазах. Именно мы с вами – мамы, читающие НЭН и воспитывающие тоддлеров и дошкольников, – стали одними из первых, кто пожинает плоды, семена которых были посажены еще во времена феминистских движений 60-70-х в Америке. Женщины боролись с дискриминацией и харассментом на работе, выступали против домашнего насилия и за репродуктивные права. Я не буду углубляться в феминизм – это понятие сложное и противоречивое, и здесь легко скатиться в holy war (специально пишу на английском для тех, кто давно хотел, но все время забывал посмотреть, что же означает пресловутое «холивар»). Просто поверьте, что именно последствия этой борьбы сподвигли мужчин пересмотреть свою роль в родительстве. И если бы не те самые сумасшедшие активистки, не видать бы нам мужчин, меняющих нашим детям подгузники. Понадобилось примерно полвека, чтобы мы увидели результат.
Несмотря на то, что образы и женщин, и мужчин (как отцов) сильно эволюционировали в стоковой фотографии за последние десять лет, реальная жизнь за ними немного не успевает. Отцы, может, и стали больше вовлечены в воспитание и даже в заботы по хозяйству, в целом это все еще остается уделом женщин. Согласно последним исследованиям, отцы проводят с детьми около семи часов в неделю, что почти в три раза больше, чем в 1965 году; однако матери проводят 15 часов. При этом на оплачиваемой (весьма немаловажное тут слово) работе отцы проводят в среднем 43 часа в неделю, что примерно соответствует уровню 1965 года, в то время как матери утроили этот показатель до 25 часов. Еще немного статистики: 57 процентов отцов видят заботу о детях своим главным призванием, при этом 58 процентов все еще хотят быть основными «кормильцами», даже если в семье работают оба партнера (напомню, это исследование американское, смею предположить, что у нас цифры были бы совершенно иными).
За последние пятьдесят лет мы стали больше работать, но при этом не перестали меньше сидеть с детьми. «Если женщина собирается работать больше, кто должен помогать ей справляться с домашними обязанностями? Мужчина, само собой» – утверждает Мэтью Вайншенкер (Matthew Weinshenker), доцент кафедры социологии Fordham University, изучающий вопросы семьи, работы и гендера. Лишь за последний год поиски по ключевым словам «отец и дочь» выросли на 20 процентов, «папа и малыш» - на 91 процент, «папа на полный день» - на 32 процента и «папа готовит» - на 83 процента. «При этом фото отцов с детьми чаще всего подразумевают, что папа живет с ребенком, а это далеко не всегда так», – продолжает Вайншенкер. «Важно осознавать, что мужчина может быть отцом, даже если он не живет со своими детьми», – добавляет он. А есть еще семьи, в которых мама и папа являются представителями разных рас и имеют различные цвета кожи.
Блогер Брент Элмонд (Brent Almond), который пишет о воспитании и живет со своим мужем и восьмилетним сыном в Мэриленде, провел эксперимент. В 2013 году он изучил все семейные изображения фотобанков Shutterfly и Snapfish, и увидел только гетеросексуальные пары. В 2015-м он повторил исследование – результат был тем же.
«Следующая эволюция, которую мы видим в семейной теме, это отцы, которые станут более интерсекциональными и инклюзивными. Мы видим разные типы современных семей: два отца, две мамы, межрасовые семьи», – рассказывает арт-директор Getty Клаудиа Маркс. Сложно сказать, насколько действительно изображения в медиа влияют на общественные вкусы и настроения, но факт остается фактом: это один из ресурсов, формирующих общественное мнение. «При всем при том, что мы создаем этот контент, нам все равно нужны рекламодатели и бренды, которые будут его покупать, чтобы отражать этот мир достоверно», – объясняет Клаудиа.
А теперь представьте вместо дочки сына и стоящего за кадром второго папу. И скажите (хотя бы тихо или вовсе про себя): «Нет, это нормально»!