«Гугл — это новая бабушка»: как миллениалы изменили родительство

Миллениалы — это мы с вами, люди, родившиеся после 1981 года и заставшие расцвет современных технологий в юности и молодости. Именно миллениалы составляют сегодня основную родительскую массу на планете. И это позволяет сделать вывод о том, что подход к родительству и принципы воспитания детей полностью изменились.

Иллюстрация Настасьи Железняк

О родителях-миллениалах в последние годы говорят очень активно. Диджитал-сфера и смежная с ней область рекламы обратили внимание на то, что у современных матерей и отцов особое поведение, и значит, технологии маркетинга и продвижения к ним надо применять более продвинутые, не те, что срабатывают с представителями более старшего поколения.

Интересное по теме

«Если ребенок вас не слушается, проведите тестирование и замерьте эффективность»: родительство глазами маркетолога

Из этого узкого дискурса тема миллениалов в родительстве перекочевала не только в профильные издания, но и на страницы общественно-политической прессы. Что же она пишет о родителях-миллениалах? К примеру, журналист Брюс Филер указывает, что у нынешних родителей есть несколько особенностей, отличающих их (нас) от предыдущих поколений матерей и отцов. 

Первое, что бросается в глаза — это вовлеченность во взаимодействие с девайсами и использование их в том числе для своих родительских нужд и выполнения обязанностей по уходу за ребенком. И тут речь идет не только о специальных приложениях (например, схваткосчиталках и трекерах кормлений) или социальных сетях как канала дистрибуции родительского опыта, сколько об информационных мощностях Сети, позволяющих нам получать огромное количество данных за считанные секунды.

Это и хорошо, и плохо. Вот что говорит Ребекка Парлакян, кураторка проекта, занимающегося изучением родительства с 1977 года. «Хорошая новость в том, что современные родители знают о здоровье и развитии детей в разы больше, чем предыдущие поколения. Гугл — это новая бабушка, новая соседка, новая няня», — отмечает она.

Плохая новость, по мнению Парлакян, состоит в том, что у гиперинформированности есть и обратная сторона — мы получаем слишком много противоречивых сведений, слишком стараемся понять, «как правильно», слишком подвержены давлению и осуждению со стороны других людей, слишком зависимы от чужих мнений.

Интересное по теме

Почему (на самом деле) одни мамы осуждают других — в интернете и в жизни

Сеть поддержки родители-миллениалы, однако, тоже стараются создавать именно в интернете. А где же еще, если соцсети миллениалов превратились в дневники родительства? Здесь есть хештеги, с помощью которых родители отмечают фотографии своих детей, чтобы всегда иметь удобный доступ к архиву. Здесь куча проектов и аккаунтов, объединяющих родителей по тому или иному признаку. Здесь мы стараемся создать безопасное пространство и получить необходимую поддержку у людей, с которыми нам вряд ли придется общаться в реальной жизни.

Зато в семье родительское общение становится более плотным. Тенденция такова, что расстояние между отцовскими и материнскими обязанностями сокращается — многие мужчины берут на себя заботу о ребенке сразу после рождения фактически в равных объемах с его матерью. Конечно, в этой области еще много нерешенных проблем, но сам факт того, что они выносятся на общественное обсуждение, уже говорит о начале больших сдвигов в концепции современного отцовства.

Меняется и многое другое: в отличие от предыдущих поколений взрослых нынешние молодые родители более ответственно относятся к деньгам и менее страстно — к религии, сосредоточены не только на успехах и образовании детей, но и повышении своих компетенций в сфере воспитания.

Пытаясь отследить эти перемены в образе жизни и подходу к выращиванию детей, можно попробовать составить список признаков того, что вы родитель-миллениал. Вот что стоило бы включить в этот перечень:

— высокий уровень образования — у очень многих современных родителей, в том числе матерей, есть высшее или незаконченное высшее образование

— вовлеченность в мир технологий — родители имеют аккаунты в нескольких соцсетях, проводят много времени в интернете и покупают всевозможные гаджеты помимо смартфонов

— умение пользоваться рекомендациями друзей и правильно составлять отзывы — это помогает быть в курсе последних тенденций и создает базу мнений, которым можно доверять

— стремление проводить время не только с семьей и ребенком, но и уделять внимание себе, своим личным нуждам и потребностям

— нехватка времени, которая объясняется как и современным нарастающим ритмом жизни, так и тем фактом, что современные родители имеют лучшее образование, чем их мамы и папы, значит, занимают более высокую должность, следовательно несут большую ответственность и при этом могут себе позволить тратить деньги на дополнительные занятия для детей

— вовлеченность в жизнь детей, желание делать вместе с ними что-то, придумывать — посмотрите, сколько блогов о домашних развивашках с детьми теперь появилось. Родители также пытаются включить факт появления ребенка в свою обычную жизнь или вдохновиться им для новых свершений.

Все это мы можем увидеть невооруженным глазом — достаточно открыть ленту соцсетей, и все эти тренды свалятся на вас, подтверждая наблюдения журналистов и специалистов по вопросам родительства.

Теперь, кажется, понятно, почему мы все так устаем, несмотря на то, что нам не нужно стирать одежду в реке.

Картинки 7 легендарных новогодних фильмов для семейных каникул
Существуют ли такие ленты, которые будут одинаково интересны детям и взрослым, даже если последние видели их уже не один раз? Конечно!