Пинта или галлон: почему в Англии жену можно было продать за пиво

Сегодня право на развод — это одно из неоспоримых прав женщин в большинстве развитых стран мира. Но поскольку так было не всегда, а церковь разводы особо не жаловала, в прежние времена расторжение брака иногда могло быть обставлено довольно необычным образом. А при чем тут пиво? Читайте в переводе увлекательного разбора Atlas Obscura.

2 июня 1828 года в английском пабе George and Dragon в Тонбридже Джон Сэвидж заплатил Джорджу Скиннеру один шиллинг и бочонок пива за его жену, Мэри. Джорджу принесли пиво, а Джон ушел с Мэри. Пара держалась за руки — они начинали новую жизнь.

Этот случай не был единственным в своем роде. На протяжении XVIII и XIX веков английские мужья продавали своих жен за различную стоимость. Цены варьировались — от «оружия и рома» до «сорока британских фунтов и ужина», как пишет газета North-Eastern Daily в 1887 году.

Как сообщает Sheffield Daily Telegraph, полгаллона пива (то есть примерно два литра) — это была цена 26-летней миссис Уэллс, купленной мистером Клейтоном в 1876 году. Как-то раз Клейтон подошел к мистеру Уэллсу, признался в любви к его жене и спросил, может ли он на ней жениться. Уэллс пожал плечами — последние два года его жена и так жила с Клейтоном, и ему вообще-то было все равно, что она делала.

Уэллс сказал Клейтону, что тот может получить ее «бесплатно» (за «ничего»), но Клейтон настоял на том, чтобы он назвал свою цену — он не хотел продешевить. Уэллс ответил: полгаллона пива, и все трое пошли в паб. Купив Уэллсу его пива, Клейтон предложил заодно усыновить дочь Уэллса, так как мать была к ней очень привязана. И когда мистер Уэллс согласился и на это, Клейтон заказал для него еще одну пинту пива.


А миссис Уэллс настолько понравилась вся эта договоренность, что она заказала дополнительные полгаллона пива, которые все трое тут же распили.


«Продажи жен проводились в гостиницах и трактирах, где и поднимались бокалы за ратификацию соглашения», — писал историк Сэмюэл Пайетт Менефи в своей книге 1981 года «Жены на продажу». В некоторых случаях алкоголь, по-видимому, играл ключевую роль — это была единственная валюта.

В 1832 году перевозчик песка по имени Уолтер продал свою жену на рынке в Кенте за стакан джина, одну пинту пива и своего восьмилетнего сына; другие сделки, как известно, осуществлялись при посредничестве рома, бренди, виски, сидра, домашнего обеда и собаки ньюфаундленда.

Если речь шла о деньгах, то их было, как правило, не очень много, даже по стандартам того времени. Например, в 1825 году, одна замужняя женщина в Йоркшире была продана за один фунт и один шиллинг, а одна в Сомерсете за два фунта и пять шиллингов, а вот тело женщины, проданное медицинской школе, было отдано за гораздо более высокую сумму — за четыре фунта и четыре шиллинга.

Впрочем, это не значит, что жена в то время была плохим товаром. это значит, что продажа была скорее формальностью, чем коммерческим предприятием. А пиво при этом — пинтой (примерно 0,5 литра), квартой (то есть двумя пинтами) и галлоном (около четырех литров) — было самой распространенной разменной монетой.


Продажа жен за алкоголь была больше связана с отсутствием вариантов развода, чем с бездонной любовью к выпивке.


В 1857 году парламент Великобритании принял «Закон о супружеских отношениях», который разрешал разводы при определенных обстоятельствах. Мужьям мог быть предоставлен развод, если у них были доказательства неверности жены; а вот женам нужно было дополнительное доказать инцестуальное или жестокое поведения мужа для получения свободы.

До этого закона, каким бы ограниченным он ни был, в Англии существовало еще меньше оснований для расторжения брака. Пары из среднего класса теперь также могли выбрать опцию так называемого «частного расставания», которое включало в себя подписание акта, предусматривающего выплату бывшим мужем алиментов жене — в противном случае женщина могла стать нищей.

Закон о семейных отношениях 1857 года якобы решил эту проблему, но все равно такая финансовая договоренность оставалась неподъемной для большинства граждан. Для многих несчастных пар продажа жены рассматривалась как легкий путь к разводу, в то время как настоящее юридическое разделение часто было немыслимым.

«Практика в Англии на самом деле была не продажей, а, скорее, разновидностью обычного развода в сочетании с повторным браком, при котором женщина, совершившая прелюбодеяние, разводилась со своим мужем и передавалась своему партнеру», — говорит Мэтью Х. Соммер, доктор исторических наук Стэнфордского университета и автор книги «Многомужество и продажа жен в Китае при династии Цин».


Официальный развод стоил бы около 40–60 фунтов стерлингов, когда няни (основная женская работа того времени) зарабатывали 17 фунтов в год.


Такое соглашение приносило пользу всем сторонам: жена выходила из несчастливого брака, ее новый муж получал партнершу, а ее бывший — кайф. В то время алкоголь вообще сопровождал все виды сделок. Люди в разных сферах жизни — рабочие, фермеры и многие другие — скрепляли контракты рукопожатием и пинтой пива, например, для того «чтобы намочить серп и выпить за успешный урожай». Измененное состояние сознания участников под воздействием алкоголя как бы дополнительно должно было закрепить сделку в веках.

«Подавляющее большинство тех, кто участвовал в продаже жен, похоже, не сомневались, что то, что они делали, было законным, и даже давало им законные права, — пишет издание The Law Quarterly Review в 1929 году. — Они были далеки от того, чтобы осознавать, что их сделка была совершенно недействительной и даже более того, что это было реальное преступление, и их могли бы привлечь к ответственности за сговор с целью совершения супружеской измены».

Неясное понимание правил, связанных с продажей жен, кстати, легло в основу сюжета романа Томаса Харди 1886 года «Мэр Кэстербриджа: Жизнь и смерть человека с характером».

Двадцатипятилетняя Бетси Уордл усвоила этот урок на собственном горьком опыте. В 1882 году муж продал ее возлюбленному Джорджу Чизноллу за пинту пива. Пара поженилась, но вскоре Бетси было предъявлено обвинение в двоемужестве, она была арестована и доставлена в Королевский суд Ливерпуля для предания суду.

Когда домовладелица Бетси, Элис Розели, выступила в качестве свидетельницы, она сказала судье, что знает о продаже и считает, что размещение пары является законным. «Не делайте этого снова, — предупредил ее судья Денман. — Мужчины не имеют права продавать своих жен за литр пива или за что-либо еще». Он приговорил Бетси к неделе каторжных работ.


Сегодня все это выглядит, конечно, ужасно женоненавистническим. Некоторые продажи зависели от жалоб на бесплодие женщины или ее «нытья» — предполагалось, что мужчина хочет более молодую или более покорную партнершу.


Некоторые визуальные эффекты сделок тоже довольно трудно оставить сегодня без комментариев: в сатирических карикатурах той эпохи было показано, как мужья торгуют своими женами на оживленном рынке Смитфилд в Лондоне — так же, как домашним скотом, с лентами, которыми жен привязывают к их новым «хозяевам». Некоторые из этих карикатур были основаны на реальных событиях.

Но несмотря на сексистский подтекст женщины часто с радостью участвовали в этом процессе. В своей книге 1993 года «Обычные обычаи» историк Эдвард Томпсон указывает, что продажи часто одобрялись женщинами. Из 218 продаж жен, которые он проанализировал в промежутке с 1760 по 1880 годы, 40 были случаями, когда женщины были «проданы» их реальным любовникам, и только четыре «продажи» были зарегистрированы как несогласованные. Он отметил, что согласие иногда было принудительным или лучшей опцией из целого ряда малопривлекательных вариантов.

В 2014 году в «Обзоре поведенческой экономики» ученый-экономист Питер Лисон отметил, что жены также могли наложить право вето на покупателя. Менефи отмечает, что многие покупатели занимали «более прибыльные и социально престижные должности», чем продавцы — то есть нередко в ритуале содержался и элемент продвижения по социальной лестнице.

Хотя многие исследователи указывают на то, что продажа жен обычно приносила самим женщинам неплохие результаты и улучшение жизни, голоса жен редко слышны в этих исторических отчетах (а сама практика существовала до начала ХХ века). Большинство этих историй все равно рассказаны с точки зрения мужчин.

Конечно, возможность быть проданной не была панацеей от всех проблем, с которыми приходилось мириться женщинам той эпохи. Замужем они были или нет — они по-прежнему сталкивались с высоким уровнем смертности при родах, имели ограниченные возможности для обучения и практически во всем должны были уступить место мужчинам. Но для некоторых из них возможность быть проданной за пинту пива действительно означала новую жизнь.

Лайфхаки Старые добрые советские рецепты
Приготовим то, что готовили наши мамы и бабушки