Эмма Мошковская родилась в Москве в 1926 году, училась в музыкально-педагогическом училище имени Гнесиных, работала в Архангельской филармонии. Она начала писать детские стихи в 1960-е годы и сразу получила одобрение мэтра детской поэзии Самуила Маршака. В ее творчестве — и легкость, и точная память детства, и невероятная музыкальность, и юмор.
«Стихи Эммы Мошковской, поэта, сложившегося в период оттепели, резко отличались не только от партийно-патриотической родинолюбивой детской поэзии сталинского времени, но и, к примеру, от поэзии Агнии Барто, которая претендовала на понимание детской психологии, но, ее „правдивые реалистические детские портреты“, мне кажется, во многом конструировались по заданному образцу „типичного советского ребенка“, с обязательным налетом назидательности», — написала о поэтессе журналистка и писательница Марина Аромштам.
Наверно, у старушек
Полным-полно игрушек!
Матрешек и петрушек
И заводных лягушек.
Но хитрые старушки
Припрятали игрушки
И сели в уголок
Вязать себе чулок,
И гладить свою кошку,
И охать понарошку.
А сами только ждут,
Когда же все уйдут!
Рената Муха родилась в 1933 году Одессе, работала на кафедре английской филологии Харьковского университета, занималась исследованием влияния английской литературы на русскую, в 1995 эмигрировала в Израиль, где продолжила преподавать.
«Герои моих стихов, — писала она, — звери, птицы, насекомые, дожди и лужи, шкафы и кровати, но детским поэтом я себя не считаю. Мне легче считать себя переводчиком с птичьего, кошачьего, крокодильего, туфельного, с языка дождей и калош, фруктов и овощей. А на вопрос, кому я адресую свои стихи, отвечаю: — Пишу до востребования».
Пронзительные воспоминания о Ренате Мухе и ее таланте рассказчицы написал Вадим Левин — ее друг и многолетний соавтор (недавно мы как раз упоминали их книгу о том, как читать стихи детям в другой литературной подборке).
В семье у знакомого
Гиппопотама
Есть Гиппопопапа
И Гиппопомама.
Но вот в чем вопрос,
И достаточно тонкий:
А где остальные
Гиппопопотомки?
Спросить — неудобно,
Звонить — неприлично,
И все это очень
Гиппопотетично…
И хоть не исчерпана
Данная тема,
Кончается
Гиппопопопопоэма.
«Я не могу выразить, до чего я рада стать детским поэтом. Все, за что меня в детстве наказывали, все, над чем беззлобно или ехидно подсмеивались, теперь оказалось нужным и востребованным. Получается, что я всегда была детским поэтом, только раньше меня за это ругали — не отвлекайся, не выдумывай, не болтай ерунду, хватит сочинять бог знает что — а теперь меня за то же самое хвалят и приглашают дать интервью», — говорит Маша Рупасова.
Ее дебютный сборник «С неба падали старушки» вышел в 2015 году, и сразу же был признан событием года. С тех пор появились и несколько других замечательных сборников Рупасовой, а ближайшее время мы все ждем еще одного, посвященного детским эмоциям, в котором дети не будут подвергаться оценочному остракизму.
Как на улицах Москвы,
На хороших улицах
Дремлют каменные львы,
На машины щурятся.
А когда народ усталый
Запирает с лязгом двери,
Спрыгивают с пьедесталов
Беломраморные звери.
И прыжками — ого-го! —
Мчатся к Яузе счастливой,
И красивее всего
Их сияющие гривы.
Львы купаются,
Бегут,
Поднимают к небу лица,
Застывают на бегу,
И река им дальше
Снится.
Интересное по теме
«Я вдохновляюсь и своим детством, и детством своего сына, и детством, о котором я знаю только по рассказам своих бабушек»: интервью Маши Рупасовой
Галина Дядина родилась в Горьковской (ныне Нижегородской) области, училась на преподавателя русского и английского языков, а детские стихи стала писать после рождения дочери. В 2004 году она выпустила сборник «Воздушные змеи» на собственные средства (хочется рассказывать такие истории, поэтому что они подтверждают истину: признание наступает не в одночасье!).
А вот в 2010 году после выхода «Книжки в тельняшке: морская азбука» имя Дядиной стало известно широкому кругу читателей. «Галина виртуозно и без какой-либо натуги обыгрывает похоже звучащие слова, придумывает „перевертышные“ образы», — написал в предисловии Михаил Яснов, поэт, который не только сам писал прекрасные стихи, но и, как будет видно даже из этой подборки, очень многое сделал для поддержки молодых талантливых авторов.
Эти птицы чуют носом
Настроение морей,
Свищет ветер альбатросам:
«Всех наверх свистать скорей!»
Анна Игнатова родилась в Ленинграде, училась на преподавателя русского языка и литературы в институте имени Герцена. В мире детской литературы ее произведения, опубликованные на сайте стихи.ру, первой заметила как раз Галина Дядина, она показала их Михаилу Яснову, а он уже в свою очередь отправил несколько стихов Игнатовой в детские журналы.
С 2009 работы поэтессы стали публиковаться в «Мурзилке», «Костре», «Учительской газете» и других изданиях. В 2011 году вышла ее первая книга — «О слонах, троллейбусах и принцах». Многие явления ей удается показать совсем парадоксальным образом (например, не всегда последовательное поведение родителей, то шикающих на детей за то, что они разбуянились, то, наоборот, спрашивающих, почему дети так притихли). А еще кажется, что особенно тонкие, добрые и ироничные стихи Игнатова написала о школе:
Учит бурых медвежат
Сам директор школы:
— Если бабочки жужжат,
Значит, это пчелы.
«Я писала стихи всегда. Только сначала они жили где-то внутри меня, а потом стали проситься на бумагу. Тут очень пригодились те самые крючочки и палочки, которые называются буквами. Этой тайнописью я смогла записать для всех, что чувствует воздушный змей, зацепившийся за чужой балкон, кит в животе у моря, скорый поезд, у которого стучит сердце. Удивительно и прекрасно сознавать, что всюду жизнь. Шкаф, ночник, утюг, подушка — тоже живут совсем рядом. А уж про деревья, цветы, ветер и море можно рассказывать и рассказывать», — говорит о своем творчестве Юлия Симбирская.
Первый сборник ее стихов под названием «Разбегаюсь и лечу» был опубликован в 2013 году, за ним последовало множество других книг — кстати, пишет она не только поэзию, но и прозу.
Школьная форма
Так же, как я, сутула.
Спит, подвернув рукава,
Свесив колготки со стула.
Даже фонарь в окне
Сон ее не тревожит.
Школьная форма спит.
Делит во сне и множит.
Впервые стихи Анастасии Орловой были опубликованы в детском журнале «Трамвай», когда ей было всего девять лет.
Правда, потом она на долгое время забросила творчество, и вернулась к нему только, когда подрос ее младший сын: «Когда ему было два года, на меня вдруг стихи детские обрушились. Я вдруг поняла, что можно писать вот так, от радости, от восторга, от игры, наблюдая за детьми и не только, конечно, за детьми. У меня вновь открылись глаза и уши», — вспоминает поэтесса.
Ее стихи — лаконичные, легкие, идеально подходят для самых маленьких слушателей. По ее произведениям вышли уже несколько спектаклей, в том числе веселое «СтихоВаренье», созданное известной актрисой Юлией Пересильд. А не так давно Анастасия Орлова основала собственное книжное издательство.
Я свою родную ногу
Отправляю в путь-дорогу.
А туннель длиннющий — жуть! —
Вправо-влево не свернуть.
Темноты я не боюсь,
Да и ты, нога, не трусь!
С праздником всех родителей, для которых дни не проходят без детских книжек!
Оригинал этого текста был опубликован на Chips Journal 2 апреля 2021 года.