Причины подростковой агрессии и как с ней бороться

Сепарация и взросление — самый сложный период в жизни человека.

Коллаж с использованием Freepik AI | Pikaso

«Его как подменили» — такие слова часто можно услышать от родителей подростков. И действительно, тот, кто раньше был милым послушным кабачком, начинает закрываться, бунтовать и спорить. А еще — проявлять агрессию, в том числе по отношению к близким. Мы решили разобраться в причинах подростковой агрессии вместе с психологом, чтобы знать, как и к чему готовиться.

Дмитрий Деулин

Декан факультета «Экстремальная психология», доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета

Ребенок, вступающий в пубертат, часто становится более агрессивен, чем был до этого. С чем это связано?

Этот период — очень острый, врачи даже называют его пубертатным кризом. Существенный отпечаток накладывают резкие физиологические изменения, ведь в этот период заканчивается перестройка деятельности всех систем организма, достигается половая зрелость. Подросток может стать неловким, неуклюжим.

Взросление сопровождается повышенной активностью, ростом энергии, тяготением к деятельности. У человека формируется самосознание, он начинает оценивать себя и свои способности, заводит близких друзей, влюбляется.

Все эти процессы накладывают отпечаток на психическое развитие ребенка. Он может стать трудновоспитуемым, строптивым, своевольным, упрямым, недооценивает взрослых, отрицательно относится к их требованиям.

Когда в теле подростка что-то быстро и кардинально меняется, он может не понимать, что с ним происходит, что-то ему не нравится, что-то пугает. В результате может возникать чувство фрустрации (неприятные ощущения, когда не получается удовлетворять какие-либо потребности). И это становится драйвером агрессивного поведения. Одна из теорий описывает агрессию именно как следствие фрустрации.

Интересное по теме

Селфхарм: зачем подростки занимаются самоповреждениями и что делать родителям?

Есть и другие объяснения?

В других теориях агрессия рассматривается как результат научения.

В подростковом возрасте проявляется тенденция к частичной эмансипации от родителей. Подросток начинает ориентироваться на сверстников. Здесь же возникает социально-психическое новообразование — склонность к подражанию какому-то образу, идеалу, ориентация на кумира, авторитетное мнение.

Если в социальном окружении — в семье, в школе, в компании друзей — ребенок видит образчики агрессивного поведения, он начинает усваивать эти паттерны. То же самое — если он с утра до вечера смотрит бои без правил, криминальные фильмы, контент со сценами насилия в интернете, в том числе в соцсетях. Недавно учителя выявили новую форму буллинга — когда подростка его знакомые удаляют из своих соцсетей. Подобный цифровой остракизм тоже создает атмосферу насилия, враждебности.

Интересное по теме

«Порно — это как фантастический фильм»: как научить детей безопасно пользоваться интернетом

При этом не у всех подростков агрессивность зашкаливает. Кто-то проходит период пубертата спокойнее. С чем это связано?

Это может быть связано с тем, что у кого-то происходят более резкие, радикальные изменения. Также многое зависит от окружения. Человек — это сколок общества. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него, писали классики. Если подросток находится в более благоприятной социальной среде: у него условно нормальная семья и сверстники, есть любимое хобби, какая-то физическая активность — период пубертатного криза у него пройдет с амортизацией. А если среда неблагоприятная: дисфункциональная семья, родители, употребляющие наркотики или алкоголь, токсичное или криминальное окружение — это усугубит его состояние, в том числе он может стать более агрессивным.

Представим, что родители заметили: ребенок стал агрессивный, огрызается, ругается. Что делать?

Конечно, реакция нужна, но она должна быть адекватной. Не должно быть ответной агрессии. Оптимальное — когда родитель выстраивает с ребенком с самого раннего детства доверительные отношения. Тогда ему будет легче пройти эту стадию. Это должен быть конструктивный диалог.

Поговорите с ребенком по душам. Узнайте, что именно вызывает тревогу, почему он так изменил поведение. К проблемам, которые назовет ребенок, нужно относиться серьезно: никакие его эмоции и переживания не стоит обесценивать, даже если взрослому они кажутся преходящими и незначимыми.

Иногда, когда задаешь подростку вопросы, он начинает рефлексировать и сам не понимает, почему в той или иной ситуации так себя повел. Порой агрессивные действия могут происходить под воздействием всплеска гормонов, и ребенок становится заложником физиологических изменений.

Постепенно подросток начинает осознавать и анализировать свои поступки. Если он с родителем разберет какую-то ситуацию, они вместе могут выработать для него способы, как успешно справляться с какой-либо трудной задачей и сильными эмоциями. Родители могут предложить ребенку альтернативный вариант поведения — как добиться его целей без агрессии.


Также важна апелляция к правилам, законам. Родитель может напомнить подростку: они договорились, что подросток будет вести себя определенным образом.

Стоит также исключить медицинскую проблему, которая может вызывать вспышки агрессии, — посоветоваться с педиатром. Кроме того, я бы рекомендовал убедиться, что изменения в поведении не связаны с возникновением психического расстройства: иногда родители пропускают изменения в поведении подростка, списывают их на пубертат и упускают время, когда еще можно было воздействовать на развитие психического заболевания.

А если доверительные отношения не налажены?

Тогда родитель может привлечь специалистов — психолога, педагога, социального работника, классного руководителя.

Конечно, если родитель до подросткового возраста не уделял внимания налаживанию доверительных отношений, а теперь вдруг заметил изменения в поведении и почувствовал свою ответственность, ему будет сложно, потому что контакта уже нет. Придется по максимуму наверстывать упущенное, активно говорить с подростком, искать новые инструменты для налаживания диалога.

У меня большие сомнения, что мы этот совет дадим — и вдруг родитель, за много лет привыкший к одному паттерну поведения, вдруг скажет: «Да, действительно, надо, оказывается, не так, как я всю жизнь делал, а вот так». Я думаю, он нашу статью даже читать не будет.

Необходимо повышать ответственность родителя перед своим ребенком, ведь он несет ее по закону — и за игнорирование потребностей ребенка следует наказание.

По моему мнению, нужно развивать социальные институты принуждения. Если специалисты — воспитатели, учителя, врачи, школьные психологи — видят ребенка с запущенным психолого-педагогическим статусом, они должны обратить на него внимание, вызвать родителей, пообщаться с ними.

Если необходимо — подать сигнал в соответствующие органы (социальные комиссии, опеку, полицию, прокуратуру), чтобы те пришли и оценили условия жизни ребенка в семье. Это может звучать тревожно и даже грубо для некоторых родителей, но иногда — при жестоком обращении, игнорировании потребностей ребенка, нарушении его прав — должно доходить и до ограничения родительских прав. Нельзя упустить время: большинство исследований показывает, что в криминал уходят дети, у которых не было надлежащего ухода и воспитания, у них не было достаточной социализации.