Учитель Борис Трушин написал текст «За что я не люблю школу» еще семь лет назад и опубликовал его в соцсетях, а недавно продублировал этот материал.
Текст попался на глаза НЭН и удивил тем, насколько он не потерял своей актуальности. С разрешения Бориса Трушина мы публикуем его размышления. Педагог объясняет, почему школа — это очень тяжело для ребенка и почему родителям важно оказывать детям психологическую поддержку.
«За что я не люблю школу.
Многие из нас забыли (или просто вытеснили), что такое школа. Давайте попробуем вспомнить и понять, через что проходит большинство детей.
Представьте, что вам на работе нужно участвовать параллельно в 10–15 проектах, у каждого из которых свой руководитель. По каждому из этих проектов каждую неделю ваши руководители несогласованно ставят вам по паре дедлайнов — суммарно по четыре-пять каждый день!
Рабочий день начинается в восемь утра, вы ходите на работу пять-шесть дней в неделю, работаете по шесть-восемь часов, но работы настолько много, что вечером вы еще три-четыре часа работаете из дома.
И так каждый день! Потому что сегодня дедлайн, который вам поставили вчера. И эти дедлайны запрещено двигать! Ваши попытки это сделать: «Я не успел», «У меня было много других срочных задач», «Я плохо себя чувствовал», «У меня была сложная неделя, поэтому я решил отдохнуть» — руководитель проекта воспринимает как отговорки.
Интересное по теме
Учеба убивает: колонка о том, как хорошие оценки превращаются в смысл жизни
Больничный брать нельзя! Всю работу, которую вы не смогли сделать из-за болезни, придется отработать в полном объеме.
В таком режиме невозможно по-настоящему погрузиться в интересный тебе проект, так как это может привести к срыву сроков по другим проектам. И самое страшное, что никуда не деться. Вы подписали контракт на десять лет!
Согласитесь, довольно мрачная реальность. У большинства взрослых более простая и свободная жизнь. Даже у студентов уже все не так жестко.
Поэтому я за альтернативы. За возможность дать ребенку заниматься в том ритме, который ему комфортен. Увлекся, например, историей, нужно дать возможность погрузиться в нее настолько, насколько хватит интереса, не заставляя сейчас заниматься чем-то другим. Потом показать красоту геометрии и не отвлекать на то, что сейчас не так интересно, и т. д.
Мне очень близка идея модульного обучения. Когда, например, в этом месяце я занимаюсь только алгеброй, физикой и литературой, в следующем могу либо углубиться в какие-то из этих предметов, либо выбрать новые. И главное — все это я могу делать в том ритме, который мне удобен.
Представьте себе жизнь, в которой совсем не обязательно доделывать задания до двух часов ночи, а потом вставать в семь утра. К сожалению, сейчас учиться так могут лишь дети на семейном обучении.
Мне кажется, что нам всем нужно стараться хотя бы психологически облегчить жизнь ребенку. Дать ему понять, что мы всегда поддержим, что понимаем, насколько ему тяжело. Мы должны стараться быть на его стороне в конфликтах со школьной системой.
Представьте, вы рассказываете жене, какой у вас руководитель козел, а вместо поддержки слышите «начальник всегда прав».
Нам нужно научиться разрешать прогуливать школу, помогать искать более эффективные способы обучения и более действенные возможности отдыха.
И самое главное — любить своих детей!»
НЭН полностью разделяет позицию Бориса и призывает осознанно смотреть на образование и психологическое состояние детей. Рекомендуем вам прочитать наши тексты, которые помогут поддержать ребенка.
Еще почитать по теме
Главное — поступить? Колонка о культе высшего образования