Брокколи и кабачок: все, что современным родителям нужно знать о прикорме

Пожалуй, первый год жизни ребенка для родителей проходит под знаком слова «когда». А когда уже будет держать головку? Когда начнет поворачиваться? Когда поползет? Когда первый зуб вырастет? Сегодня мы попробуем разобраться с еще одним важным «когда» — когда, как и зачем начинать прикорм.
Иллюстрация Аси Березиной

Но сначала мы хотим сделать важное заявление. Все данные в этом материале собраны из научных статей и рекомендаций врачей, но помните: это именно рекомендации. Даже самый продвинутый педиатр или самый опытный сотрудник ВОЗ не смогут сказать, как и когда лучше начинать прикорм именно для вашего ребенка. И все-таки мы постарались собрать вместе все последние данные, чтобы сделать этот выбор было легче.

Что такое прикорм? Это любая еда, кроме грудного молока или смеси?

Вокруг прикорма, пожалуй, сосредоточено не меньше споров родителей и старших родственников, чем вокруг приучения к горшку или навыков чтения. Дело, в том числе, в определении термина.

Раньше считалось, что прикорм — это, действительно, любые пищевые продукты, которые родители дают ребенку, кроме грудного молока или смеси. Отсюда и советы давать ребенку «борщик» в шесть месяцев. Обратимся к современному определению прикорма от Минздрава:


«Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребенка».


Если говорить коротко, прикорм — это полезные для малыша продукты, которые помогают ему в развитии, а не вредят.

Но ведь ВОЗ рекомендует кормить ребенка грудью до двух лет, зачем вообще нужен прикорм?

Тут важно понять: ВОЗ действительно дает такие рекомендации, но исключительно грудным молоком организация советует кормить младенца до шести месяцев, а далее — делать это одновременно с прикормом. У введения в рацион ребенка прикорма можно три главные цели.

 Обеспечение физиологического и психологического развития

Примерно к шести месяцам у ребенка возникает потребность в дополнительном объеме железа, цинка, кальция, белков, жиров, углеводов, пищевых волокон и других важных микроэлементов и витаминов. Их количества в грудном молоке становится недостаточно для развития ребенка.

 Обучение новым навыкам

Жевание и глотание — важные навыки, которые развиваются у малыша при помощи введения прикорма.

 Социализация

Конечная цель прикорма — сформировать у ребенка правильное пищевое поведение, чтобы он мог питаться полезной пищей самостоятельно.

Хорошо, мы изучили рекомендации, и в большинстве написано, что начинать прикорм нужно в период четырех-шести месяцев. Так как тогда все-таки нужно вводить прикорм?

Действительно, если изучить данные ВОЗ и российского Минздрава, то можно найти один и тот же диапазон начала прикорма: в возрасте ребенка от четырех до шести месяцев. Эти рекомендации не меняются уже много лет, и вот почему.


Ученые точно установили, что вводить прикорм в возрасте до четырех месяцев нельзя, потому что ЖКТ младенца просто не справится с новыми продуктами.


Также известно, что начинать давать ребенку прикорм после полугода тоже опасно — высок риск возникновения дефицита микронутриентов (железа, цинка) и задержки формирования навыков жевания.

А вот когда именно начинать прикорм в этом диапазоне, придется решать родителям. Специалисты говорят о том, что здесь есть два ключевых фактора:

 интерес ребенка к новой пище;

 отсутствие рефлекса, который заставляет ребенка выталкивать пищу изо рта.

С рефлексом все просто — вводить прикорм, пока он есть, нельзя. С пищевым интересом немного сложнее, важно не спутать это с желанием «послюнявить» все вокруг, которое возникает у младенцев и в четыре месяца.

Отсутствие интереса к новой еде тоже не повод откладывать прикорм, как и мифы, наподобие того, что нужно подождать первого зуба, и только потом знакомить ребенка с новыми продуктами. Тут действует правило маркетинга: ребенок просто не может знать, что ему это интересно, пока родители не предложат новое.

Поэтому не стоит расстраиваться, если ребенок в полгода не проявляет пищевой интерес — все равно попробуйте предложить новые для него продукты. И наоборот — явный интерес к еде не означает, что ребенок будет поглощать продукты строго по схемам и нормам. Введение прикорма, как и любого нового ритуала в родительстве, не всегда проходит гладко, потому наберитесь терпения и не требуйте от ребенка и себя слишком многого.

Со сроками разобрались. А какие продукты можно давать?

Здесь у врачей разных стран тоже нет единства. Вот несколько подходов, которые используют в развитых государствах.

 В США Американская ассоциация нутрициологов рекомендует начинать прикорм по такой схеме: мясо, каши, овощи и фрукты, молочные продукты.

 В Европе фрукты считают причиной проблем младенцев с тонкой кишкой, в частности, возникновения энтеритов, поэтому там придерживаются такой схемы: овощи, каши, мясо, фрукты.

 Почти такой же порядок рекомендует ВОЗ: овощи, каши и фрукты, мясо.

 В России НИИ питания РАМН советует вводить прикорм так: овощи и фрукты, каши, мясо.

На странице 32 «Национальной программы оптимизации вскармливания детей» есть подробная таблица с продуктами и возрастом ребенка, когда их можно предложить младенцу. Коротко опишем ее главные показатели.

 В возрасте от четырех до семи месяцев ребенку можно давать от 10 до 150 грамм овощного пюре и каши, а также от пяти до 70 грамм фруктового пюре.

 В возрасте от восьми до 12 месяцев количество каши можно увеличить до 200 грамм, фруктового пюре до 100 грамм.

 Мясное пюре или отварное мясо рекомендуется вводить не ранее шести месяцев и постепенно увеличивать порции: от пяти и 15 грамм до 100 и 50 грамм в год соответственно.

 Соки не рекомендуется давать раньше восьми месяцев из-за низкой пищевой ценности и риска возникновения кариеса.

 Рыбное пюре советуют давать не раньше восьми месяцев и не больше 60 грамм даже в возрасте года.


Это, опять же, рекомендованные значения, и если ребенок слопал не 180, а 200 грамм каши в восемь месяцев, паниковать не стоит, просто понаблюдайте за его реакцией, возможно, для него это оптимальный объем нового продукта в рационе.


Важное замечание: не нужно бояться глютена: целиакию (заболевание тонкого кишечника, связанное с непереносимостью клейковины из злаков) нельзя предотвратить, просто убрав из рациона ребенка овсяную и пшеничную каши.

Дело в том, что целиакия часто развивается еще внутриутробно, так что само по себе употребление глютена не может вызвать болезнь, если ее нет изначально. В кашах из злаков, содержащих глютен, много полезных нутриентов, необходимых ребенку.

То же самое можно сказать про арахисовую пасту — несмотря на мнение о ее аллергенности, эксперты советуют включить ее в рацион ребенка пораньше, чтобы как раз предотвратить аллергию.

Раньше все говорили про педиатрический и педагогичесий прикормы, а сейчас их так уже не разделяют?

Разделяют, но отношение врачей и экспертов к такому разделению несколько изменилось за последние десятилетия. Для начала разберемся в разнице понятий.


Педиатрический подход — это метод введения прикорма, когда ребенку дают попробовать рекомендованные врачами продукты в определенных дозах и последовательности.


Плюсы этого подхода:

 Прикорм начинают монопродуктами, и если у ребенка возникнет аллергическая реакция, то легче будет установить, на что именно.

 Есть четкая схема введения прикорма и родителям не нужно «изобретать велосипед».

Минусы:

 Схематичность — не учитываются потребности и желания ребенка, в то время как интерес к еде и готовность пробовать новые продукты дети проявляют в разном возрасте.

 Риск пищевого насилия — важно понимать, что рекомендуемые схемы и нормы не обязательны, нельзя требовать от ребенка съесть строгое количество грамм каши или пюре.

 Педиатрический прикорм начинается с пюре, ребенок не прикладывает к жеванию никаких усилий, следовательно, важные навыки не развиваются.

 Необходимость кормления по схеме часто приводит к тому, что родители и дети едят в разное время, в то время как совместные приемы пищи важны для формирования правильных пищевых привычек у ребенка.


Главный миф: педиатрический прикорм призван полностью заменить грудное или искусственное вскармливание. Это не так.


Любой метод введения прикорма призван не накормить ребенка, а дополнить вскармливание, познакомить ребенка с новыми продуктами и повысить калорийность рациона, так как малыш развивается и тратит больше энергии.


Педагогический подход — метод введения прикорма, когда ребенку дают еду из рациона родителя, но микродозами.


Плюсы этого подхода:

 Учитываются желания и потребности ребенка: он пробует то, к чему проявляет интерес, также снижается риск пищевого насилия.

 Родители и дети часто едят вместе.

 Не нужно готовить отдельно для ребенка.

Минусы:

 Сложнее понять, на что у ребенка аллергическая реакция, так как часто он пробует несколько новых продуктов сразу.

 Нужно больше внимания уделять размерам кусочков — у ребенка пока нет навыков жевания и он может подавиться.

 Ребенку долго могут предлагать микродозы еды, в то время как он готов съесть больше, и понимания, что это именно еда, у него может не возникать.


Главный миф: давать можно вообще любую еду со стола родителя. Это очень опасное заблуждение.


А теперь к главному — какой подход однозначно лучше? Категоричного ответа на этот вопрос у врачей и ученых нет. Раньше эти подходы противопоставлялись: советская система здравоохранения настаивала на педиатрическом прикорме, где все четко и понятно, а родители зачастую прибегали к педагогическому, считая, что «так делали всегда».

Сегодня мнения экспертов, врачей, и исследователей постепенно сходятся на том, что два этих подхода можно комбинировать: вводить прикорм, согласно рекомендациям врачей, а через короткое время начинать давать микродозы еды со стола родителей.

А по какой схеме лучше начинать прикорм?

Специалисты выделяют четыре этапа введения комбинированного прикорма, которым и рекомендуют следовать.

 Первый этап

Цель — научить ребенка есть с ложки и разжевывать пищу. Поэтому и еды должно быть совсем мало — на кончике чайной ложки. Важно кормить ребенка именно с ложки, а не из бутылочки, чтобы он учился самостоятельно брать еду.

Запаситесь терпением — скорее всего, ребенок будет плеваться едой, а по подбородку (и вообще повсюду) будут стекать каша и пюре. Такая реакция вовсе не означает, что еда младенцу не нравится, просто он только учится ее жевать.

Кормление грудью / смесью на этом этапе должно продолжаться также по требованию.

При этом допаивать младенца водой не нужно.

Консистенция пищи — мягкая, без добавления сахара, соли и приправ. В пюре можно добавлять грудное молоко.

Частота прикорма — один-два раза в день после кормления грудью, желательно, до обеда, чтобы в течение дня родители могли проследить за реакцией ребенка на новые продукты.

Интересное по теме

Поить или не поить: больше не вопрос. Рассказываем, почему не нужно допаивать младенца

 Второй этап

Цель — расширение рациона питания и тренировка навыков жевания и глотания. Эксперты отмечают, что показателем перехода ко второму этапу является способность ребенка сидеть без поддержки и переносить предметы из одной руки в другую.

Кормление грудью / смесью продолжается по требованию и остается основным источником пищевых веществ и энергии для ребенка.

Консистенция пищи может становиться более комковатой, например, можно вводить в рацион хорошо проваренное и размятое мясо, печень, бобовые, овощи, фрукты, зерновые продукты. Если ребенок привык к мягкой пище и плохо воспринимает комки, можно смешивать пищу кусочками с пюре.

Частота прикорма — два-три раза в день.

 Третий этап

Цель — развитие навыков жевания более густой и комковатой пищи, а также продуктов, которые ребенок может брать пальцами.

Кормление грудью / смесью по требованию остается, но все большее значение для ребенка приобретает энергия и пищевые вещества, которые поступают с другими продуктами. На этом этапе (обычно в возрасте от девяти месяцев) ребенку можно давать воду, компоты и другие жидкости.

Консистенция пищи — еду все еще нужно разминать или пропустить через мясорубку, но в ней должны быть и крупные частицы. Также важно давать ребенку продукты, которые он может брать пальцами и класть в рот, например, кусочки вареного яйца или поджаренного хлеба.

Частота прикорма — два-три основных приема пищи, между которыми можно давать перекус, например, фрукты.

 Четвертый этап

Цель — научить ребенка самостоятельно принимать пищу, хотя полностью обеспечить себя нужными питательными веществами и энергией он все еще не сможет.

Кормление грудью / смесью продолжает оставаться важным элементом развития ребенка, а грудное молоко / смесь главной, пусть и не единственной жидкостью в рационе.

Консистенция пищи — в рационе появляются кубики фруктов, овощей, сыра и мягкого мяса.

Частота прикорма — три основные приема пищи и два перекуса.

То есть просто давать ребенку маленькие кусочки еды со своего стола нельзя?

Все зависит от возраста ребенка и подхода, который выберут родители. Если родители хотят оставить ребенка только на грудном вскармливании как можно дольше, и потом перейти только на педагогический прикорм при условии здорового рациона, то никто не вправе требовать другого, при условии наблюдения за состоянием ребенка.

 В любом случае нельзя давать младенцу:

 фастфуд;

 грибы;

 полуфабрикаты, в том числе, колбасу и сосиски;

 газировку;

 алкоголь (может быть, кому-то это покажется странным, но все еще есть бабушки и дедушки, предлагающие дать «чайную ложечку домашнего вина»);

 кофе;

 продукты с консервантами и красителями;

 жирное мясо;

 мед.

В рационе малыша не должно быть ничего сильно соленого, перченого, жареного и обильно политого майонезом (да, даже на Новый год). Мед в запретительном списке из-за риска развития не аллергии, а ботулизма — тяжелого токсико-инфекционного заболевания.

А когда следует обратиться к врачу?

В том случае, если у ребенка ярко выраженная аллергическая реакция на какой-либо продукт, или если ребенок сильно теряет в весе после введения прикорма. Если ребенок активен, играет и в целом ведет себя так же, как обычно, но отказывается от прикорма, — не переживайте, скорее всего, это реакция не неизвестные ему вкусы новой еды и со временем он привыкнет.

Но на помощь ведь могут прийти мультики, верно?

Еще десять лет назад большинство педиатров сказали бы категоричное «нет» любым активностям с едой и настаивали бы на спартанских условиях введения прикорма — чтобы ребенка ничего не отвлекало от дегустации новых вкусов.

Сегодня позиция смягчилась: да, включать мультики все так же не рекомендуется, чтобы ребенок смог привыкнуть к новому ритуалу, сформировал пищевые привычки и развил новые навыки. Но если от этого будет спокойнее самим родителям, для которых введение прикорма тоже стресс, то иногда можно прибегнуть к активностям и играм, например, сделать из красного перца космический корабль.

Можно ли давать ребенку «суперфуды»?

Киноа, семена чиа и льняная каша действительно набирают популярность у взрослых, но в отношении младенцев лучше все же придерживаться более традиционного рациона. Фруктовые и овощные пюре, каши и мясо — в отношении этих продуктов проведены сотни исследований и ученые досконально знают, как они влияют на развитие ребенка. Новым видам еды еще только предстоит пройти этот путь.

Я — вегетарианка / вегетарианец и хочу воспитывать ребенка по тем же принципам. На время прикорма придется от этого отказаться?

Здесь ответ будет примерно таким же, как и на вопрос про мультики. Раньше вегетарианская диета при введении прикорма была под строгим запретом. Сегодня официальная позиция Минздрава звучит так:


Теоретически, вегетарианская диета может отвечать потребностям ребенка в питательных веществах, когда родители следуют медицинским рекомендациям по саплементации.


Говоря проще, при вегетарианской диете ребенку могут понадобиться дополнительные питательные элементы и добавки, особенно внимательно нужно следить за уровнем витамина В12.

При этом педиатры и диетологи должны регулярно оценивать состояние здоровья детей, находящихся на вегетарианском или веганском рационах, и проводить необходимую коррекцию питания с включением саплементации.

Однако нужно помнить, что даже при соблюдении всех рекомендаций сохраняется риск когнитивных нарушений вследствие дефицита железа, витамина B12 и других жизненно важных элементов.