Но сначала мы хотим сделать важное заявление. Все данные в этом материале собраны из научных статей и рекомендаций врачей, но помните: это именно рекомендации. Даже самый продвинутый педиатр или самый опытный сотрудник ВОЗ не смогут сказать, как и когда лучше начинать прикорм именно для вашего ребенка. И все-таки мы постарались собрать вместе все последние данные, чтобы сделать этот выбор было легче.
Вокруг прикорма, пожалуй, сосредоточено не меньше споров родителей и старших родственников, чем вокруг приучения к горшку или навыков чтения. Дело, в том числе, в определении термина.
Раньше считалось, что прикорм — это, действительно, любые пищевые продукты, которые родители дают ребенку, кроме грудного молока или смеси. Отсюда и советы давать ребенку «борщик» в шесть месяцев. Обратимся к современному определению прикорма от Минздрава:
Если говорить коротко, прикорм — это полезные для малыша продукты, которые помогают ему в развитии, а не вредят.
Тут важно понять: ВОЗ действительно дает такие рекомендации, но исключительно грудным молоком организация советует кормить младенца до шести месяцев, а далее — делать это одновременно с прикормом. У введения в рацион ребенка прикорма можно три главные цели.
Примерно к шести месяцам у ребенка возникает потребность в дополнительном объеме железа, цинка, кальция, белков, жиров, углеводов, пищевых волокон и других важных микроэлементов и витаминов. Их количества в грудном молоке становится недостаточно для развития ребенка.
Жевание и глотание — важные навыки, которые развиваются у малыша при помощи введения прикорма.
Конечная цель прикорма — сформировать у ребенка правильное пищевое поведение, чтобы он мог питаться полезной пищей самостоятельно.
Действительно, если изучить данные ВОЗ и российского Минздрава, то можно найти один и тот же диапазон начала прикорма: в возрасте ребенка от четырех до шести месяцев. Эти рекомендации не меняются уже много лет, и вот почему.
Также известно, что начинать давать ребенку прикорм после полугода тоже опасно — высок риск возникновения дефицита микронутриентов (железа, цинка) и задержки формирования навыков жевания.
А вот когда именно начинать прикорм в этом диапазоне, придется решать родителям. Специалисты говорят о том, что здесь есть два ключевых фактора:
интерес ребенка к новой пище;
отсутствие рефлекса, который заставляет ребенка выталкивать пищу изо рта.
С рефлексом все просто — вводить прикорм, пока он есть, нельзя. С пищевым интересом немного сложнее, важно не спутать это с желанием «послюнявить» все вокруг, которое возникает у младенцев и в четыре месяца.
Отсутствие интереса к новой еде тоже не повод откладывать прикорм, как и мифы, наподобие того, что нужно подождать первого зуба, и только потом знакомить ребенка с новыми продуктами. Тут действует правило маркетинга: ребенок просто не может знать, что ему это интересно, пока родители не предложат новое.
Поэтому не стоит расстраиваться, если ребенок в полгода не проявляет пищевой интерес — все равно попробуйте предложить новые для него продукты. И наоборот — явный интерес к еде не означает, что ребенок будет поглощать продукты строго по схемам и нормам. Введение прикорма, как и любого нового ритуала в родительстве, не всегда проходит гладко, потому наберитесь терпения и не требуйте от ребенка и себя слишком многого.
Здесь у врачей разных стран тоже нет единства. Вот несколько подходов, которые используют в развитых государствах.
В США Американская ассоциация нутрициологов рекомендует начинать прикорм по такой схеме: мясо, каши, овощи и фрукты, молочные продукты.
В Европе фрукты считают причиной проблем младенцев с тонкой кишкой, в частности, возникновения энтеритов, поэтому там придерживаются такой схемы: овощи, каши, мясо, фрукты.
Почти такой же порядок рекомендует ВОЗ: овощи, каши и фрукты, мясо.
В России НИИ питания РАМН советует вводить прикорм так: овощи и фрукты, каши, мясо.
На странице 32 «Национальной программы оптимизации вскармливания детей» есть подробная таблица с продуктами и возрастом ребенка, когда их можно предложить младенцу. Коротко опишем ее главные показатели.
В возрасте от четырех до семи месяцев ребенку можно давать от 10 до 150 грамм овощного пюре и каши, а также от пяти до 70 грамм фруктового пюре.
В возрасте от восьми до 12 месяцев количество каши можно увеличить до 200 грамм, фруктового пюре до 100 грамм.
Мясное пюре или отварное мясо рекомендуется вводить не ранее шести месяцев и постепенно увеличивать порции: от пяти и 15 грамм до 100 и 50 грамм в год соответственно.
Соки не рекомендуется давать раньше восьми месяцев из-за низкой пищевой ценности и риска возникновения кариеса.
Рыбное пюре советуют давать не раньше восьми месяцев и не больше 60 грамм даже в возрасте года.
Важное замечание: не нужно бояться глютена: целиакию (заболевание тонкого кишечника, связанное с непереносимостью клейковины из злаков) нельзя предотвратить, просто убрав из рациона ребенка овсяную и пшеничную каши.
Дело в том, что целиакия часто развивается еще внутриутробно, так что само по себе употребление глютена не может вызвать болезнь, если ее нет изначально. В кашах из злаков, содержащих глютен, много полезных нутриентов, необходимых ребенку.
То же самое можно сказать про арахисовую пасту — несмотря на мнение о ее аллергенности, эксперты советуют включить ее в рацион ребенка пораньше, чтобы как раз предотвратить аллергию.
Разделяют, но отношение врачей и экспертов к такому разделению несколько изменилось за последние десятилетия. Для начала разберемся в разнице понятий.
Прикорм начинают монопродуктами, и если у ребенка возникнет аллергическая реакция, то легче будет установить, на что именно.
Есть четкая схема введения прикорма и родителям не нужно «изобретать велосипед».
Схематичность — не учитываются потребности и желания ребенка, в то время как интерес к еде и готовность пробовать новые продукты дети проявляют в разном возрасте.
Риск пищевого насилия — важно понимать, что рекомендуемые схемы и нормы не обязательны, нельзя требовать от ребенка съесть строгое количество грамм каши или пюре.
Педиатрический прикорм начинается с пюре, ребенок не прикладывает к жеванию никаких усилий, следовательно, важные навыки не развиваются.
Необходимость кормления по схеме часто приводит к тому, что родители и дети едят в разное время, в то время как совместные приемы пищи важны для формирования правильных пищевых привычек у ребенка.
Любой метод введения прикорма призван не накормить ребенка, а дополнить вскармливание, познакомить ребенка с новыми продуктами и повысить калорийность рациона, так как малыш развивается и тратит больше энергии.
Учитываются желания и потребности ребенка: он пробует то, к чему проявляет интерес, также снижается риск пищевого насилия.
Родители и дети часто едят вместе.
Не нужно готовить отдельно для ребенка.
Сложнее понять, на что у ребенка аллергическая реакция, так как часто он пробует несколько новых продуктов сразу.
Нужно больше внимания уделять размерам кусочков — у ребенка пока нет навыков жевания и он может подавиться.
Ребенку долго могут предлагать микродозы еды, в то время как он готов съесть больше, и понимания, что это именно еда, у него может не возникать.
А теперь к главному — какой подход однозначно лучше? Категоричного ответа на этот вопрос у врачей и ученых нет. Раньше эти подходы противопоставлялись: советская система здравоохранения настаивала на педиатрическом прикорме, где все четко и понятно, а родители зачастую прибегали к педагогическому, считая, что «так делали всегда».
Сегодня мнения экспертов, врачей, и исследователей постепенно сходятся на том, что два этих подхода можно комбинировать: вводить прикорм, согласно рекомендациям врачей, а через короткое время начинать давать микродозы еды со стола родителей.
Специалисты выделяют четыре этапа введения комбинированного прикорма, которым и рекомендуют следовать.
Цель — научить ребенка есть с ложки и разжевывать пищу. Поэтому и еды должно быть совсем мало — на кончике чайной ложки. Важно кормить ребенка именно с ложки, а не из бутылочки, чтобы он учился самостоятельно брать еду.
Запаситесь терпением — скорее всего, ребенок будет плеваться едой, а по подбородку (и вообще повсюду) будут стекать каша и пюре. Такая реакция вовсе не означает, что еда младенцу не нравится, просто он только учится ее жевать.
Кормление грудью / смесью на этом этапе должно продолжаться также по требованию.
При этом допаивать младенца водой не нужно.
Консистенция пищи — мягкая, без добавления сахара, соли и приправ. В пюре можно добавлять грудное молоко.
Частота прикорма — один-два раза в день после кормления грудью, желательно, до обеда, чтобы в течение дня родители могли проследить за реакцией ребенка на новые продукты.
Интересное по теме
Поить или не поить: больше не вопрос. Рассказываем, почему не нужно допаивать младенца
Цель — расширение рациона питания и тренировка навыков жевания и глотания. Эксперты отмечают, что показателем перехода ко второму этапу является способность ребенка сидеть без поддержки и переносить предметы из одной руки в другую.
Кормление грудью / смесью продолжается по требованию и остается основным источником пищевых веществ и энергии для ребенка.
Консистенция пищи может становиться более комковатой, например, можно вводить в рацион хорошо проваренное и размятое мясо, печень, бобовые, овощи, фрукты, зерновые продукты. Если ребенок привык к мягкой пище и плохо воспринимает комки, можно смешивать пищу кусочками с пюре.
Частота прикорма — два-три раза в день.
Цель — развитие навыков жевания более густой и комковатой пищи, а также продуктов, которые ребенок может брать пальцами.
Кормление грудью / смесью по требованию остается, но все большее значение для ребенка приобретает энергия и пищевые вещества, которые поступают с другими продуктами. На этом этапе (обычно в возрасте от девяти месяцев) ребенку можно давать воду, компоты и другие жидкости.
Консистенция пищи — еду все еще нужно разминать или пропустить через мясорубку, но в ней должны быть и крупные частицы. Также важно давать ребенку продукты, которые он может брать пальцами и класть в рот, например, кусочки вареного яйца или поджаренного хлеба.
Частота прикорма — два-три основных приема пищи, между которыми можно давать перекус, например, фрукты.
Цель — научить ребенка самостоятельно принимать пищу, хотя полностью обеспечить себя нужными питательными веществами и энергией он все еще не сможет.
Кормление грудью / смесью продолжает оставаться важным элементом развития ребенка, а грудное молоко / смесь главной, пусть и не единственной жидкостью в рационе.
Консистенция пищи — в рационе появляются кубики фруктов, овощей, сыра и мягкого мяса.
Частота прикорма — три основные приема пищи и два перекуса.
Все зависит от возраста ребенка и подхода, который выберут родители. Если родители хотят оставить ребенка только на грудном вскармливании как можно дольше, и потом перейти только на педагогический прикорм при условии здорового рациона, то никто не вправе требовать другого, при условии наблюдения за состоянием ребенка.
фастфуд;
грибы;
полуфабрикаты, в том числе, колбасу и сосиски;
газировку;
алкоголь (может быть, кому-то это покажется странным, но все еще есть бабушки и дедушки, предлагающие дать «чайную ложечку домашнего вина»);
кофе;
продукты с консервантами и красителями;
жирное мясо;
мед.
В рационе малыша не должно быть ничего сильно соленого, перченого, жареного и обильно политого майонезом (да, даже на Новый год). Мед в запретительном списке из-за риска развития не аллергии, а ботулизма — тяжелого токсико-инфекционного заболевания.
В том случае, если у ребенка ярко выраженная аллергическая реакция на какой-либо продукт, или если ребенок сильно теряет в весе после введения прикорма. Если ребенок активен, играет и в целом ведет себя так же, как обычно, но отказывается от прикорма, — не переживайте, скорее всего, это реакция не неизвестные ему вкусы новой еды и со временем он привыкнет.
Еще десять лет назад большинство педиатров сказали бы категоричное «нет» любым активностям с едой и настаивали бы на спартанских условиях введения прикорма — чтобы ребенка ничего не отвлекало от дегустации новых вкусов.
Сегодня позиция смягчилась: да, включать мультики все так же не рекомендуется, чтобы ребенок смог привыкнуть к новому ритуалу, сформировал пищевые привычки и развил новые навыки. Но если от этого будет спокойнее самим родителям, для которых введение прикорма тоже стресс, то иногда можно прибегнуть к активностям и играм, например, сделать из красного перца космический корабль.
Киноа, семена чиа и льняная каша действительно набирают популярность у взрослых, но в отношении младенцев лучше все же придерживаться более традиционного рациона. Фруктовые и овощные пюре, каши и мясо — в отношении этих продуктов проведены сотни исследований и ученые досконально знают, как они влияют на развитие ребенка. Новым видам еды еще только предстоит пройти этот путь.
Здесь ответ будет примерно таким же, как и на вопрос про мультики. Раньше вегетарианская диета при введении прикорма была под строгим запретом. Сегодня официальная позиция Минздрава звучит так:
Говоря проще, при вегетарианской диете ребенку могут понадобиться дополнительные питательные элементы и добавки, особенно внимательно нужно следить за уровнем витамина В12.
При этом педиатры и диетологи должны регулярно оценивать состояние здоровья детей, находящихся на вегетарианском или веганском рационах, и проводить необходимую коррекцию питания с включением саплементации.
Однако нужно помнить, что даже при соблюдении всех рекомендаций сохраняется риск когнитивных нарушений вследствие дефицита железа, витамина B12 и других жизненно важных элементов.