Беременная революционерка: что известно о мулатке Солитьюд

На свете не так много памятников беременным женщинам. Один из них — статуя мулатки Солитьюд в Гваделупе. Чем прославилась эта женщина? Какую роль она сыграла в борьбе за освобождение рабов французской колонии? История героини восстания — в нашем материале.
Фото Kentakepage

Девушка или зомби

Ее звали Солитьюд. Она родилась в 1772 году в Гваделупе — французской колонии в Карибском море. Ее мать была рабыней и забеременела в результате изнасилования. Во многих рассказах о Солитьюд говорится, что ее глаза были разного цвета и что ее кожа была светлой.

В детстве она пользовалась привилегированным положением, которое получали светлокожие рабыни. Ей даже разрешали дружить с белыми девочками. Но потом детство закончилось, и ее отправили работать на тростниковые плантации.


В устных легендах о Солитьюд нередко говорилось, что она была зомби. На самом деле, возможно, она просто научилась отключать свой мозг в то время, пока ее тело продолжало работать.


Скорее всего, так она абстрагировалась от происходящего: руки не чувствовали боли от бесконечных взмахов мачете.

Как и во многих других карибских колониях, прибыльная аграрная экономика Гваделупы в огромной степени зависела от рабского труда. Во время Французской революции конца 1780-х годов правительство Гваделупы стало нестабильным, и британцы попытались отвоевать остров.

Когда английская армия напала на Гваделупу, Франция направила командующего Виктора Юга для защиты своей территории. Он прибыл с декретом об освобождении рабов. Внезапно получившие свободу, люди взялись за оружие вместе с французами и вместе отвоевали остров.

Освободившись из рабства, Солитьюд покинула поместье, на котором работала, и отправилась в лес. Лес и раньше был домом для людей, сбежавших из рабства, — там беглые рабы жили вместе, расчищали землю, строили жилища и сажали урожай. Солитьюд добралась до одной из таких колоний, где, согласно преданиям, прожила восемь лет.

Отмена свободы

Но в 1802 году Французская империя во главе с Наполеоном Бонапартом жестоко отменила акт освобождения. Фактически повторно были порабощены все те люди, которых только недавно освободили.


В этот момент Солитьюд была на позднем сроке беременности (неизвестно, был ли у нее супруг или другие дети), но она решила бороться за свою свободу — вместе с другими жителями острова, взявшимися за оружие.


При этом с французской армией боролись две группы людей: одна состояла из бывших солдат, которые когда-то сражались вместе со своими новыми врагами по одну сторону баррикад, а другая состояла из бывших рабов. Солитьюд присоединилась ко второй группе. Бывшие солдаты избегали нападений на мирных жителей и обеспечивали безопасность местных белых. Повстанцы громили все подряд.

Согласно легенде (о ней говорится в книге «Карибское рабство в Атлантическом мире»), услышав новости о восстановлении рабства, Солитьюд туго обвязала свой живот тканью, зажгла факел и повела группу повстанцев на грабеж и поджог бывших рабовладельческих плантаций.

Вскоре группа повстанцев объединилась с группой Луи Дельгреса — известного офицера-мулата, который тоже боролся с французской армией. Хотя Дельгрес изначально не решался присоединиться к мятежникам, его радикализм со временем усилился. Впоследствии он и вовсе призвал всех жителей Гваделупы восстать против рабства.

Легенды говорят, что Солитьюд, возможно, была одной из самых жестоких воительниц повстанческой армии — а когда над головами женщин свистели пули или рядом с ними взрывались снаряды, они громко пели, взявшись за руки: «Да здравствует смерть!»

«Живите свободными или умирайте»

Сегодня немногие знают о Солитьюд и Дельгресе, потому что их восстание в конце концов потерпело поражение. Когда Дельгрес понял, что битва будет проиграна, он не сдался. Вместо этого он и его помощник сложили всю оставшуюся у них взрывчатку на плантации в местечке Матуба на склонах вулкана Суфриер. Там же собрались почти все остальные повстанцы. Фитиль подожгли, и это привело к массовому самоубийству в результате взрыва.


Солитьюд и несколько ее товарищей-бойцов, однако, не погибли во время этого самосожжения. Вместе с другими ранеными повстанцами Солитьюд попала в плен и была осуждена за госизмену.


Военная комиссия приговорила Солитьюд к смертной казни. Поскольку женщина была беременна, казнь решили отложить.

Она была казнена на следующий день после родов. Некоторые считают, что приговор не мог быть приведен в исполнение до тех пор, пока она не родила, потому что было бы излишне жестоко покончить с двумя жизнями, а не с одной.

Но, возможно, французская армия просто ждала рождения ребенка, чтобы получить еще одного раба в свое распоряжение. В рассказах говорится, что Солитьюд привели на эшафот, и она умерла смеясь. Ее последними словами были: «Жить свободной или умереть».

Источник

Борьба за освобождение рабов Гваделупы в 1802 году была проиграна. Рабство было официально восстановлено. Его полная отмена на острове произошла только спустя почти сорок лет, в 1848 году.

Но легенды о Солитьюд продолжали передаваться из поколения в поколение. В 1999 году в Пуэнт-а-Питре, крупнейшем городе острова, ей поставили памятник: на нем беременная Солитьюд с вызовом смотрит в будущее.

Отцовство Собаки помогли мужчине узнать, что он — не отец своей дочери
Вернее, камера наблюдения за собаками. Вот как это было.