Живые пособия: как «тренировочные младенцы» помогали американкам готовиться к материнству

Идея обучать женщин родительству как науке зародилась в начале прошлого века и в тот момент абсолютно никого не смущала. Этические споры начались позже.

Courtesy of the Division of Rare and Manuscript Collections, Cornell University Library

Большинство детей звали Дикки, Донни, Бобби, Бобби II, Бобби III, Мэй и Эдна. У всех была одинаковая фамилия — Домэкон. Расшифровывалась она просто: домашняя экономика. Это были мальчики и девочки в возрасте от нескольких недель до нескольких месяцев, которые попадали в американские колледжи из приютов и служили живыми пособиями для местных студенток.

Это сегодня мы знаем, что, как ни старайся, стать идеальным родителем не получится. Но в Америке начала XX века к материнству практиковали строго научный подход: основатели учебной программы по ведению домашнего хозяйства верили в то, что навыкам воспитания и развития ребенка можно обучить так же, как умению варить борщ, мыть полы и ухаживать за цветами.

Интересное по теме

Физические наказания и последствия депривации: о чем говорили на первой онлайн-конференции, посвященной детской психотравме

Исследуя архивы одной из библиотек, американская писательница Лиз Грюнвальд однажды случайно наткнулась на фото упитанного улыбающегося младенца в окружении нескольких женщин. Проведя небольшое расследование, она выяснила, что ребенка звали Бобби и что он был одним из тех самых practice babies («тренировочных младенцев»), на которых студентки отрабатывали теоретические и практические навыки материнства.

Грюнвальд, которая позже напишет об этом целую книгу, удалось узнать, что за детьми ухаживали посменно: иногда ребенка передавали от одной девушки к другой, а иногда «работали» с ним в группе из шести человек. «Бывало, малыш засыпал рядом с одной „мамой“, а просыпался, когда рядом была другая», — описывала Грюнвальд привычный распорядок подобных учреждений.

Фото: Division of Rare and Manuscript Collections | Cornell University Library

Позже, когда истории про «тренировочных младенцев» завирусились в ТикТоке, пользователи много дискутировали на тему того, насколько этично это явление, а еще — не мешал ли такой подход формированию здоровой привязанности между ребенком и значимым взрослым, который, по большому счету, отсутствовал. Информации о дальнейшей судьбе этих детей крайне мало, поэтому исследований на эту тему нет.

Известно, что «тренировочных младенцев» охотно усыновляли: считалось, что девушки, которые оттачивали на них свои материнские навыки, способствовали развитию здоровых, жизнерадостных и беспроблемных детей — таких, которых сегодня принято называть «подарочными».

Интересное по теме

Хороший, плохой, удобный: почему нам пора перестать оценивать качество младенцев

Если посмотреть на оставшиеся с того времени фотографии, то действительно можно увидеть идиллическую картину: пухлые улыбчивые дети, наряженные во все кружевное и белое, напоминают младенцев из рекламы подгузников или детского питания. Дошедшие до нас воспоминания также говорят о том, что такой подход, скорее, шел конкретным детям на пользу. Одна из «матерей», у которой удалось взять небольшое интервью на эту тему, Барбара Хатчинсон, вспоминает, с каким трепетом она и ее однокурсницы заботились о мальчике по имени Томми: «Мы купали его, и он барахтался в воде, а затем доставали его из ванночки и брали на руки. У него были темные волосы, и он был совершенно очарователен».

Вскоре Томми усыновила приемная семья, а Барбаре и другим девушкам разрешили присутствовать при передаче ребенка новым родителям. «Конечно, мы все плакали, — рассказывает она. — Но мы были за него счастливы, ведь он отправлялся в новую счастливую жизнь». По признанию Хатчинсон, этот опыт во многом помог ей быть более уверенной и спокойной матерью, когда у нее появились свои дети.

Фото: Southwest Collection | Special Collections Library at Texas Tech University

Барбара Хинсли — женщина, которая до трех лет росла в одном из колледжей под присмотром вечно сменяющихся «матерей», — вспоминала об этом времени как об очень счастливом. Мать Барбары умерла в 1936 году во время родов, и отец, на попечении которого уже было восемь детей, не мог заботиться еще и о новорожденной девочке.

При этом расставаться с ней насовсем он тоже не хотел, поэтому обратился за советом к знакомой — профессорке Техасского колледжа, где совсем недавно открылось отделение домашнего хозяйства — то самое, где женщин готовили к материнству и не только. Так Барбара, которая никогда не знала своей матери, обрела сразу несколько десятков заботливых и любящих «матерей». Девочка попала в колледж в возрасте двух недель, а в три года ее забрали к себе родственники. Под присмотром молодых и крайне заинтересованных в ее развитии девушек она научилась ходить, говорить, пользоваться столовыми приборами и одеваться. Все это время отец оставался рядом: иногда он приходил в колледж, чтобы побыть с ней рядом, а когда Барбаре исполнилось 13, смог забрать ее в родную семью.

Программа теоретического и практического материнства существовала в американских учебных заведениях с 1919 года до начала 60-х. Известно о 119 младенцах, которые стали для юных неопытных девушек настоящими живыми пособиями.

Еще почитать по теме


Слишком молодой папа: как помогают отцам-подросткам в Америке
Мальчик, который не смог выбраться из пузыря

Ликбез РПП у детей: как заметить и как лечить?
И какую роль играют родители в формировании пищевого поведения ребенка?