«Самый эффективный метод предотвращения травли — профилактика, а не наказание виновных»: зачем нужен закон против школьного буллинга

Объясняют его авторы.
21 октября 2022
Редакция
Иллюстрация Настасьи Железняк
Иллюстрация Настасьи Железняк

На прошлой неделе стало известно, что депутаты Госдумы готовят к внесению законопроект, направленный на борьбу с травлей в школах. Сейчас в законодательстве не прописано ни понятие травли, ни способы ее предотвращения, и даже если школы проявляют инициативу по ее профилактике, эффективных инструментов реагирования на буллинг у них нет.

Законопроект создает условия для внедрения таких инструментов, чтобы помочь не только жертвам травли, но и всем участникам образовательного процесса, и сделать психологический климат в школе здоровым и безопасным. Однако многие родители восприняли новость о появлении документа в штыки — мол, очередная попытка контролировать учителей и родителей. Но так ли это на самом деле?

Мы решили узнать все из первых рук и поговорили с авторами законопроекта, чтобы понять, какие изменения предлагаются в законопроекте, что и кому в действительности они дадут.

А есть ли проблема?

По результатам исследования, проведенного российским агентством «Михайлов и партнеры», 52 процента российских подростков сталкиваются с агрессией в школе.

Проведенное в 2018 году Лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ социологическое исследование по теме «Агрессия и буллинг в подростковой среде» выявило, что чаще всего неприятности происходят два-три раза в месяц, среди наиболее распространенных приемов травли — словесное воздействие на жертву: обзывательства, насмешки, комментарии, угрозы; ни разу не выступали инициаторами травли меньше половины школьников (41 процент).

Опрос, проведенный совместно организациями «Где мои дети» и «Травли NET» к Дню защиты детей в мае 2021 года среди респондентов 30–45 лет, показал, что более 30 процентов переживали травлю в школьные годы, при этом треть была ее жертвами, а треть — свидетелями травли других детей. Проблема очень серьезна, и игнорировать ее опасно.

Сейчас у школ есть инструменты, чтобы бороться с травлей?

Нет, сейчас таких инструментов и действенных механизмов нет. Чаще всего жертва обращается к классному руководителю или администрации школы. Но они не всегда встают на сторону пострадавшего, часто игнорируют проблему или вмешиваются, если только ситуация травли зашла очень далеко и привела к порче имущества или нанесения вреда здоровью. В таких случаях родители могут уже обращаться в полицию и в суд с требованием о возмещении вреда, в том числе морального.

В случае словесных оскорблений и распространения слухов можно также подать иск о защите чести и достоинства. Но доказывать все придется жертве, у которой, как правило, нет на это ресурса. Также часто учителя не обладают знаниями о том, как помочь детям справиться с травлей. Результат — травля носит латентный характер.

Интересное по теме

«Мама, я хочу умереть»: отрывок из сборника рассказов о буллинге

Кто выступил авторами законопроекта?

Над проектам работала группа экспертов.

Что изменит законопроект?

Законопроект предлагает прописать понятие травли, а также ее субъектов, в круг которых попадут не только учащиеся, но и учителя, и любые иные работники образовательных организаций по смыслу ФЗ «Об образовании». Другими словами, законопроект уточнит, что в травле могут быть задействованы не только дети, но и другие участники образовательного процесса. Также законопроект предусматривает принятие федеральной программы по профилактике травли и единого стандарта эффективных мер реагирования на нее.

Это означают новые запреты?

Нет. Законопроект создает основу для профилактики травли и разрешения сложных ситуаций тем, кто готов ими пользоваться. Основная задача — формирование стойкой убежденности в недопустимости травли и нетерпимости к ней у всех участников образовательного процесса, ценности взаимного уважения, эмпатии и взаимопомощи.

Самый эффективный метод предотвращения травли — профилактика, а не наказание виновных. А для этого нужно взаимодействие взрослых и детей в процессе обучения.

Разработка единого стандарта профилактики травли зафиксирует конкретные инструменты — новые или уже имеющиеся. Например, важным инструментом профилактики является развитие мягких навыков в процессе образования, закрепленных ФГОС. Ребенок с критическим мышлением будет сомневаться в поддержке деструктивного мнения большинства. Навыки коммуникации и кооперации способствуют разрешению конфликтов и недоведению их до травли. Эти навыки формирует в детях каждый учитель как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Также не стоит забывать, что дети всего лишь копируют взрослых, которые моделируют желаемое поведение каждый день.

Что конкретно предложено для профилактики травли?

ввести профилактику травли как часть системы воспитания детей в образовательных организациях — то есть школа берет на себя ответственность за последствия травли для пострадавших от нее детей;

добавить в локальные нормативные акты школы конкретные мероприятия профилактики травли и мер реагирования на нее исходя из ресурсов каждого отдельно взятого образовательного учреждения, чтобы агрессия не повторялась;

создать в школе специализированное подразделение для рассмотрения случаев травли.

Это не будут люди со стороны — в такое подразделение могут входить учителя, школьный психолог, медиатор, ученики старших классов или представители родительского комитета. Как будет формироваться подразделение, школа исходя из своих ресурсов определит в собственном локальном нормативном акте.

Чем будет заниматься подразделение, рассматривающее случаи травли?

Специализированное подразделение по рассмотрению случаев травли будет разрабатывать реабилитационные мероприятия для участников травли, проводить индивидуальную профилактическую работу с учениками, брать на себя психолого-педагогическое консультирование и менторство. Оно будет разбираться в причинах возникновения травли в каждом конкретном случае, чтобы остановить ее, помочь социализации зачинщиков и участников, защитить пострадавших и оздоровить климат в классе.

Кто ответит за травлю? Будут ли штрафы для школ, учителей и родителей?

Родители и другие члены семьи никак не затронуты законопроектом — он вообще не касается семьи, а относится только к школам. Личной ответственности для учителей тоже нет. Санкции предусмотрены только для образовательных учреждений.

Их пропишут в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Школам грозит ответственность, если:

школа не приняла локальный нормативный акт по профилактике травли и реагированию на нее (штраф в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей),

школа не реагирует на случаи травли (штраф от ста до ста пятидесяти тысяч рублей).

Других оснований привлечения кого бы то ни было к ответственности законопроект не вводит.

Такая мера ответственности должна подтолкнуть школы к тому, чтобы конфликты учеников разрешались еще на ранней стадии их проявления, жалобы не оставались без внимания. Это в результате поможет реагировать на жалобы учеников эффективно и предупреждать последствия, бороться с которыми сегодня родители вынуждены самостоятельно, нередко сталкиваясь с противодействием в том числе со стороны образовательных учреждений.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Отцовство «Пока в общественном сознании нет понимания, что каждый ребенок имеет право на семью»: многодетный отец — о приемном родительстве и равном консультировании
Юрий Змейков — многодетный отец, у него восемь детей — кровные и приемные. Вместе с другими приемными родителями Рязанской области он основал региональную обще...