Ребенок заикается. Что делать?

Как «поймать» первые признаки заикания и можно ли полностью от него избавиться?

Иллюстрация Насти Железняк

Заикание (логоневроз) — речевое расстройство, которое встречается у одного процента населения во всем мире, то есть примерно у 80 миллионов людей. По данным Американской ассоциации речи, языка и слуха (ASHA), у большинства людей (80-90 процентов) заикание проявляется в возрасте от двух до пяти лет. У 75-80 процентов детей заикание проходит к концу подросткового возраста. 

Елена Мамуровна Мельникова

логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, сооснователь сети логопедических центров «Разноцветные цыплята»

При логоневрозе человек повторяет или удлиняет произношение звуков, слогов или слов. При этом меняется темп речи, ухудшается ее плавность. Люди, страдающие заиканием, часто делает паузы между словами, берут дыхание, чтобы произнести следующее слово.

Первые признаки заикания проявляются еще до пяти лет, когда активно формируются речевые навыки. У мальчиков заикание встречается значительно чаще, чем у девочек в том же возрасте. 

Нарушение может появляться из-за сильного испуга или стресса, часто возникает на фоне конфликтов в семье. По каким признакам определить заикание на ранней стадии и кто занимается его лечением? На эти вопросы для нас ответила логопед-дефектолог, автор коррекционно-развивающей программы, соосновательница сети логопедических центров «Разноцветные цыплята» Елена Мельникова.

Причины заикания

Почему развивается логоневроз, до сих пор точно не установлено. Чаще всего это комплекс причин, среди которых могу быть сильный испуг, стресс, серьезные умственные нагрузки в школе и спортивных секциях, смена привычного образа жизни. 

Нарушения речи могут возникать из-за тяжелой психологической обстановки в семье, развода родителей или смерти кого-то из близких.

Заикание может быть связано с различными внутриутробными патологиями, травмами при рождении. К наследственным причинам относятся генетические отклонения и заболевания, связанные с нарушениями отделов головного мозга. 

У людей, которые страдают заиканием, увеличено мозолистое тело – нейронное сплетение, отвечающее за связь правого и левого полушарий головного мозга. 

Интересное по теме

«Почему-то взрослые имеют право на характер, могут быть конфликтными, раздраженными, своенравными. А у детей это сразу считается болезнью»: о чрезмерной диагностике в неврологии

Заикание корректируется или остается на всю жизнь?

Если нарушение приобретенное, его легче скорректировать, особенно при своевременном обращении за помощью. Генетически обусловленное заикание хуже поддается коррекции. В любом случае действует правило: чем раньше начата терапия, тем быстрее наступает улучшение. Иногда нарушение можно скорректировать еще на стадии запинок.


В коррекции заикания обязательно должны участвовать логопед, невролог и психолог. Когда заикание находится на ранней стадии, можно обойтись лечением у невролога и занятиями с логопедом. 

Если нарушение имеет наследственный характер, лечение может быть длительным и успех во многом зависит от регулярности занятий и настойчивости родителей. При этом важна не только работа со специалистами, но и поддержка семьи. Ребенок может стесняться своего заикания, избегать общения со сверстниками. Взрослым в таких случаях нужно обязательно продолжать терапию ребенка, акцентировать внимание на его успехах и в целом учить спокойному отношению к любым неприятностям.

Интересное по теме

‎Сюсюкать с детьми или нет? Ученые поставили точку в этом вопросе

Ребенка не нужно изолировать от других детей. Наоборот, стоит найти занятия, где он чувствует себя уверенно (рисование, танцы, лепка).

Для коррекции заикания можно записать ребенка в логопедическую группу или логопедический сад. Попадет ли он в специализированное учреждение или группу, зависит от нескольких факторов:

— Если логоневроз не сильно выражен, ребенка могут принять в обычный детский сад. Когда заикание сильно мешает общаться, специализированный сад будет более подходящим вариантом. Определить степень речевого расстройства может только специалист.

— Каждый детский сад имеет свои правила и критерии приема. Некоторые сады могут быть более лояльны к детям с особенностями развития, а другие предпочитают принимать детей без речевых расстройств.

— Специализированные детские сады для детей с нарушениями речи не так распространены, как обычные. Важно заранее уточнить наличие подобных учреждений в вашем городе или районе.

Чтобы поступить в логогруппу или специализированный сад можно: 

  1. Обратиться в логопедический кабинет или проконсультироваться с логопедом, который оценит степень заикания и даст рекомендации по дальнейшим действиям. 
  2. Уточнить наличие мест и критерии приема в логопедическом детском саду.
  3. Ознакомиться с условиями и методикой работы в детском саду.

Если вы решили отдать ребенка в обычный детский сад, обсудите ситуацию с педагогами и договоритесь о поддержке ребенка в группе. Ранняя помощь специалиста позволит дошкольнику легче справиться с заиканием и увеличит его шансы на успешную адаптацию в детском саду.

Школьника с заиканием, как правило, принимают в обычный класс. Речевое расстройство не является основанием для отказа в обучении в общеобразовательной школе. Часто школы предлагают специальные услуги, такие как занятия с логопедом, которые могут помочь ребенку справиться с заиканием. Также может быть выделен педагог-ассистент или специальный учитель, который будет поддерживать ребенка в классе.

Интересное по теме

Что действительно нужно уметь дошкольнику: 7 полезных навыков

Кто корректирует заикание

— Логопед работает над выработкой длинного выдоха для плавной речи, занимается коррекцией темпа и ритма. Специалист дает рекомендации, рассказывает, как часто и долго выполнять определенные упражнения, следит за динамикой. 

— Невролог работает с заиканием, обусловленным неврологическими патологиями, травмами в области головы, поражениями головного мозга. После проведения диагностики специалист может назначить медикаментозное лечение для улучшения кровообращения в головном мозге. Также терапия направлена на снижение тревожности и стресса. 

— Психолог помогает справляться с психологическим восприятием себя и своей речи, позволяет обрести уверенность в себе, адаптироваться в обществе. 

—  Нейропсихолог – это специалист, который занимается изучением связи между мозгом и поведением человека. Он изучает, как мозг влияет на когнитивные функции, такие как память, внимание, язык и исполнительные функции. Нейропсихолог также оценивает и лечит нарушения этих функций, которые могут быть вызваны травмой головного мозга, инсультом, нейродегенеративными заболеваниями.

Каждый ребенок индивидуален, и план лечения должен быть разработан на основе его уникальных потребностей. Идеально, если все специалисты работают сообща, по заранее намеченной программе.

Интересное по теме

«Мы долго пытались подстроить ребенка под наш мир»: знаменитые родители о воспитании детей с РАС

Как «поймать» заикание на начальной стадии

Заикание в возрасте до пяти лет можно заподозрить, если:

— Ребенок не может начать говорить: слова как будто «застревают» в горле. Он хочет что-то сказать, но не получается.

— Не хватает воздуха, когда ребенок говорит длинные предложения.

— Повторяются одни и те же слоги в одном слове по несколько раз («ма-ма-ма» или «ба-ба-бушка»).

— Один звук растягивается очень долго.

— Слова повторяются подряд.

— Ребенок говорит быстро, а затем его речь замедляется.


Если вы заметили хотя бы один из симптомов, необходимо записаться на консультацию к логопеду.

Заикание не всегда проявляется «как по учебнику», клинические проявления могут разниться в зависимости от возраста ребенка, наследственности и других причин.

В моей практике был случай — наблюдали нормотипичного мальчика четырех лет. Ребенок рос в полной семье, но затем между родителями начались скандалы, которые привели к разводу. 

Интересное по теме

Как говорить с детьми о разводе: гид для осознанных родителей

Мальчик испытывал сильный стресс, так как был привязан и к папе и к маме. За лето обычная речь превратилась в заикание. Ребенок стал говорить с паузами, запинками, ему было сложно выразить свою мысль. 

Родители отвели малыша к логопеду. Параллельно с ребенком работал невролог: после диагностики специалист назначил успокоительные. 

Три раза в неделю мальчик занимался с логопедом-дефектологом, свои рекомендации получили и родители. Мальчик был единственным ребенком в семье, поэтому назначенный режим тишины соблюдать было несложно. Если в семье несколько детей разного возраста, процесс коррекции заикания может удлиниться, необходимо это учитывать. 


При коррекции очень важно не перевозбуждать нервную систему походами на батуты, активными играми или занятиями, которые требуют эмоционального возбуждения. Нужен максимальный покой на определенный период. В случае с конкретным ребенком заикание удалось устранить за два месяца регулярных занятий.

Комплексный подход и точное выполнение рекомендаций специалистов (логопеда, невролога, психолога) позволяет скорректировать заикание в большинстве случаев, особенно на ранней стадии.

Если заикание сохраняется во взрослом возрасте (такое наблюдается у 20-25 процентов), важно понимать, что существуют различные стратегии и методы, которые могут помочь в его преодолении или снижении выраженности. Можно работать с логопедом и нейропсихологом, посещать группы поддержки и ни в коем случае не избегать общения, регулярно тренировать речевые навыки.

Новости Законопроект о штрафах за пропаганду чайлдфри поддержало правительство России
Закон будет работать таким же образом, как и недавно принятый в отношении пропаганды ЛГБТ*.
Новости Во Франции завершилась самая длительная в истории охота за сокровищами
31 год, 5 месяцев и 9 дней искали драгоценную сову ради драгоценного приза