Интересное по теме
Маленький город для широкой души. Почему я больше не хочу жить в Москве
Постыдные секреты и шокирующие откровения в наличии!
Этот материал начался так: мы задумали написать о том, что слушают современные подростки. Собственно, это должна была сделать я, Аня Кухарева. И тут мне вспомнилось, как, начитавшись подобных списков (правдивых и подробных, реально!), мама купила мне футболку с Наталией Орейро. И тетрадки с участниками «Фабрики звезд». Все бы ничего, но в то время я слушала Children of Bodom и Cradle of Filth. Я рассказала об этой истории шеф-редактору, и планы резко изменились: мы решили проследить, как меняются музыкальные вкусы со временем и меняются ли они вообще. Для начала — на примере редакции НЭН.
В 37 лет я обнаружила себя на концерте певицы Светы. Более того, концерт мне безумно понравился. Скажи мне в мои 12-14 лет, что спустя четверть века я буду во всю глотку орать «Твои-и-и глаза-а-а» от чистого сердца, в обнимку с другими зрителями в раменском ДК, я бы плюнула сама себе в лицо.
В подростковом возрасте вкусы мои были совершенно иными. Начало было положено покупкой кассеты «Би-2»*. А тогда еще вышел фильм «Брат», и, конечно, группа «Наутилус Помпилиус» захватила мое неокрепшее сердечко.
Лет в 14 я начала слушать всю альтернативу, которая тогда густым потоком полилась с МТВ и радио «Ультра». Guano Apes, Placebo, Muse, Rammstein тесно соседствовали в моем кассетном плеере с группами «Тараканы!» и «НАИВ».
В 14 же я начала ездить на панк-рок-концерты в ныне превратившийся в магазин «Пятерочка» клуб «Свалка». Для того чтобы попасть туда, мне надо было хорошо учиться и соблюдать ряд условий пребывания на «вражеской» территории. Из моего «панк»-образа у меня были только носки с выхинского рынка с английским флагом и подвернутые джинсы. На более радикальные перемены в своем образе я была не готова.
Где-то с 17 до 19 лет у меня был период электронной музыки, а потом меня на несколько лет плотно засосал трип-хоп. При этом панк-рок не покидал мой плейлист никогда. Правда, с годами туда стали добавляться откровенно попсовые песни и исполнители — тогда-то там и появилось что-то типа Светы и Акулы, тихо подпевали на заднем фоне «Руки вверх» и даже группа «Демо». Особой популярностью в районе 25 лет стала пользоваться группа «Стрелки». Когда мы встречались с одной моей подругой, степень нашего опьянения и загула можно было определить по треку: если начались «Стрелки» с песней «Красавчик», то все, финиш.
На сегодняшний день мои вкусы не поддаются ни одной определенной характеристике — я люблю из всех жанров разное. И классику, и панк, и попсу, и электронику, и трип-хоп, и что-то этническое.
Но лучший концерт, на котором я была после Rammstein и Prodigy, — все-таки Света.
Интересное по теме
Маленький город для широкой души. Почему я больше не хочу жить в Москве
Как говорит мой муж, у меня было тяжелое детство с усиленной учебой и музыкальной школой. МТВ врывался в мою жизнь только с приездом сестры-меломанки на летних каникулах. Тогда были и «Фактор 2», и «Ранетки»… Наверное, первые, кого я начала слушать для себя, — это Rammstein. Как раз очень отвечало подростковому мрачному настроению. И их же идеально можно слушать в темноте?
Потом уже были несравненные Nickelback. Изменились ли музыкальные вкусы сейчас? Нет. Я могу открыть для себя кого-то нового, послушать, что мне предлагает сын, даже где-то восхититься. Но если есть хиты, которые повлияли на мое становление как личности, как я могу от них уйти?
Я знаю, что в самые депрессивные моменты жизни могу включить Sixx A.M. «Tomorrow», а пока иду за дочкой в сад, в наушниках играет Nickelback и Papa Roach. Ах да, и когда мы пару месяцев назад всей семьей начали учить немецкий, то поняли, что песни Rammstein по уровню — для самых начинающих. Дочка в ресторанах вовсю распевает Allesfresser («Всеядный»). Так что в музыке я очень старовер: мой плейлист составлялся еще во «ВКонтакте» в студенческие годы.
Интересное по теме
Вместо «как прошел твой день»: 10 вопросов, которые стоит задать ребенку после дня в детском саду
В школьные годы я была величайшей фанаткой Андрея Губина. Я до сих пор помню, что считала, что лучше его песен ничего я уже не услышу и красивее парня на свете не найти (сейчас, конечно, забавно вспоминать, что я думала именно так). И однажды произошел классный случай: я была в школе, тут открывается дверь в класс, и мой папа вызывает учителя на пять минут. Затем меня отправляют домой, я ничего не понимаю, папа говорит о каком-то сюрпризе, а для меня уйти раньше со школы — уже сюрприз. Казалось бы, куда еще лучше! Но в итоге в этот день был какой-то городской праздник, и на центральной площади выступал угадайте кто. Папа посадил меня на шею и прошел к самой сцене. Я чуть сознание от счастья не потеряла. Потом со временем, конечно, любовь к Андрюше утихла, но воспоминания остались. Уже в подростковом возрасте я стала дружить с компанией, которая слушала Селин Дион, Рэя Чарльза, Джо Кокера, джазовую классику и так далее. Любовь к ним и их музыке со мной до сих пор.
Интересное по теме
«Если не смогу идти — буду ползти. Я не сдамся!» История Селин Дион, рассказанная ей самой
Так, в подростковом возрасте я слушала радио «Максимум», Green Day, The Offspring и The Prodigy вперемешку с Queen, drum’n’bass и песнями типа Aisha, Gala. Короче, это был такой адский микс, которые перерос больше в русский рок, Земфиру*, «Ленинград», «Наутилус» и Пугачеву. Ну и в «Старые песни о главном» после иммиграции родителей в Канаду в 1999 году. Но там это нормально, хотя русская попса не очень ложилась на меня, хандра и грусть делали свое дело.
После возвращения в Россию было много всего. Дома предпочитаю джаз или кавер, в машине могу кататься под «Алису» и «Улицу роз», а еще спеть «Заколдованные сны» из фильма «Дочь рыбака».
Все сильно зависит от настроения, но вот современная американская попса не трогает за душу, так сказать. Скорее, это зависит от времени года и настроения. Диско, попса и транс — летом, что-то более уютное — зимой (типа джаза и старых добрых Синатры или Дина Мартина).
Интересное по теме
5 осенних занятий, которые помогут создать правильное настроение
В подростковом возрасте я очень любила Таню Буланову. Включишь «Старшую сестру» или «Не плачь» — приляжешь на пол, всплакнешь… А еще она такая красивая!
А другая часть моей личности обожала The Prodigy и особенно альбом The Fat of the Land. До сих пор помню обложку с ярко-оранжевым крабом на песчаном пляже.
Слушать русскую попсу было немодно, поэтому я стала знакомиться с роком и инди-музыкой, русской и зарубежной. «Земфира»* и «Ночные снайперы» — это святое. Любила лазить по Last.fm в поисках очередного исполнителя из категории singer-songwriter, который затронет мое сердечко.
Сегодня у меня в плейлисте адский винегрет из The Beatles, Rammstein, Аллы Пугачевой, Yael Naim, итальянских исполнителей и Баха. Кстати, пару треков Булановой и The Fat of the Land вы там тоже найдете!
Мои музыкальные вкусы начинались необычно: буквально с нуля лет я обожала Высоцкого. Папе было скучно петь обычные колыбельные, в результате чего уже в год я вставала ночью в своей кровати, дергала его за волосы и говорила: «Папа, пей про Магадан!» И он пел: «Мой друг уехал в Магадан».
Со временем к Высоцкому добавилась классика — я поступила в музыкальную школу и неиронично полюбила уроки музлитературы. Попса конца 90-х прошла мимо меня, не оставив следа в сердце, так как в нашем телевизоре было ровно три канала, и слушать все это было просто негде. А потом родители купили музыкальный центр, и я пристрастилась к русскому року: «Би-2»*, Земфира*, «Наутилус», «Кино». Но эта любовь длилась тоже не очень долго.
Сразу за этапом русского рока начался этап зарубежного металла, и вот это осталось навсегда. У нас в селе было ровно три человека, слушавших такой тяжеляк: парень на год меня старше, я и наша завуч по воспитательной работе. Мы с Валеркой были всеядными, а Наталья Александровна предпочитала готик-метал и дум-метал. Я копила карманные деньги и покупала в столице края кассеты и диски, переписывала на чистые кассеты альбомы, которыми со мной делились товарищи-металлисты. Музыкальный центр перешел в мое полное владение, чтобы в гостинной ничего не рычало и не визжало в неурочное время. Домашней крысе пришлось к этому привыкнуть. Маме пришлось вынести немало разговоров о моем поведении и вкусах. Папе пришлось основательно поугарать над постоянно заглядывающим ко мне в гости Валерой.
Несмотря на то что родители, в принципе, были более чем осведомлены о том, что я слушаю, произошла та история с футболкой и тетрадями. Футболку я носила в огород, тетради обернула газетами с вырезанными фотографиями любимых исполнителей.
Время шло, и в мой плейлист просочились исполнители русскоязычного инди-рока. Я люблю хорошие стихи, изящные, может быть, немного зловещие и наполненные несколькими уровнями смыслов. Так в моем плейлисте оказались Fleur и все проекты, образовавшиеся после их распада, «Немного нервно», «Ежовы рукавицы», Princesse Angine и много кто еще. В дополнение к Высоцкому, классике, паре песен старого русского рока и металлу. Могу сказать, что мои музыкальные вкусы с подросткового возраста не изменились, но изрядно дополнились.
Интересное по теме
«Не надо преувеличивать и говорить, будто у нас была дружная семья»: отцовство Владимира Высоцкого в воспоминаниях второй жены и сына
Я была подростком в середине 90-х, и это говорит о многом. Безумные времена, но с привкусом чуда. Словно вдруг открылся портал, и из другого измерения в мой маленький мирок посыпались шоколадные батончики, герои сериалов типа «Беверли Хиллз 90210», MTV, видеокассеты с клипами. Я тогда влюбилась в зарубежный рок: Guns´n´Roses, Bon Jovi, Nirvana. Бегала в «Союзпечать», скупала все журналы, где можно было прочитать интервью с музыкантами, следила за выходом новых альбомов, смотрела «МузОбоз». На концерты попасть не мечтала, с таким же успехом можно было планировать полет на Марс. Просто смотрела клипы, слушала музыку. Сама с собой, это была моя личная, секретная жизнь. А на дискотеках в это время был дикий микс: «Иванушки International», «Руки вверх», «Комбинация» вперемешку с Backstreet Boys, The Prodigy, Depeche Mode. Мне кажется, песенники тогда уже были не в ходу, остались в прошлом. Зато радио слушали все, звонили, чтобы заказать песню. Сейчас, наверное, намного больше групп и исполнителей, и благодаря Spotify, YouTube любая музыка доступна всем. Но лично на меня музыка никогда не производила такого эффекта, не была символом эпохи, как в то время. Может, потому что в подростковом возрасте абсолютно все умножено на 100.
Интересное по теме
«Я никогда об этом не пожалею»: 7 вещей, которые моя дочь обо мне не знает
Когда мне было лет пять, папа привез из командировки кассету Майкла Джексона. Я, кстати, про это рассказывала. Тогда как раз вышел новый альбом Bad. До этого я такой музыки вообще не слышала! Эти ритмы, неповторимый вокал, мотивы, которые врезаются в память навсегда! Я зафанатела. Слушала от и до нон-стоп. Мне кажется, родители быстро пожалели, что выдали мне кассету.
Надо сказать, детское увлечение не было мимолетным, как это обычно бывает. Майкла Джексона я продолжила слушать и в школе, и в универе. В школе надо мной посмеивались: тогда мир делился на рэперов и рокеров, а у меня Джексон — считалось некруто. Мне было плевать, я во многом шла не в толпе, а своим путем, и в музыке тоже.
Сейчас обожать Майкла Джексона уже не считается моветоном, скорее наоборот. Его талант восхваляют во всех странах, люди всех возрастов и профессий. Я и сейчас называю его музыку гениальной, актуальной по сей день и невероятной! Самой человеколюбивой и миротворческой, самой лиричной и зажигательной.
А еще забавный факт: мой сын с пяти лет тоже обожает творчество Джексона, вдохновляется им. Он даже музыкой и танцами начал заниматься, подражая Майклу. Когда в пять лет он мне внезапно исполнил легендарную лунную походку, я взяла человека за руку и отвела в «Тодес». Сегодня ему 12 лет, и прямо сейчас он с коллективом выступает на детской «Новой волне». Вот, называется, купил папа кассету!
Интересное по теме
Покидая своих детей: о чем на самом деле фильм Leaving Neverland
Мои родители слушали классическую рок-музыку — и я вместе с ними. Так что я выросла на группах Led Zeppelin, Deep Purple и всем таком прочем. Мой протест в подростковом возрасте был такой: слушать панк. Папе это не нравилось, слишком примитивно. В 13 лет я в первый раз услышала группу «Гражданская оборона» — сейчас уже понимаю, что не особо понимала, о чем поет Летов, но энергия от этой музыки исходила под стать подростковым переживаниям. Первые сэкономленные на завтраках кассеты были как раз «Гражданки» и Янки Дягилевой. А потом началась волна популярной зарубежной альтернативы: появился телеканал A-one, где мы с друзьями смотрели на System of a Down, Slipknot, «Психею», Jane Air и весь этот 2007-й. Активно ходили на концерты, причем не только локальных групп, но к нам заезжали и популярные группы. Один из моих первых был как раз «Гражданская оборона» в 13 лет, я даже написала об этом заметку в школьную газету.
С рока в подростковом возрасте я переключилась на все подряд: от эмбиента и фолка до электронной сцены и рэпа. Сейчас я реже слушаю панк и тяжелую музыку, потому что она заставляет грустить. Недавно переслушала немногочисленные альбомы Янки Дягилевой — чистая депрессия. Не знаю, как описать свои музыкальные вкусы. Сегодня я послушала с утра k-pop, работала под ishome, потом оценила новый альбом Славы КПСС и полирнула классикой.
Моя родная сестра на 10 лет меня старше. К счастью, ее музыкальные вкусы сильно отличались от вкусов моих сверстников, поэтому начало 90-х — для меня это: Genesis и уже вышедший из них Piter Gabriel, Dire Straits, A-ha, Sting и даже Sade. Надо всем этим великолепием возвышались Queen.
В те годы все эти ребята как будто договорились и выпустили, кажется, лучшие свои альбомы. Параллельно я открывал для себя «Кино», «Наутилус», «Аквариум»*, ДДТ. Когда я перешел в девятый класс, Aerosmith выпустили Get a Grip, и мои тощие коленки засияли сквозь дыры в джинсах. А в десятом классе я впервые услышал The Doors и Velvet Underground. Тогда я ничего не знал про «Бархатную революцию», «Венеру в мехах» и «Клуб 27», но Лу Рид и Джимбо на долгие годы поселились в моем плеере и неокрепших мозгах.
Сейчас я очень много разного слушаю, я музыку могу есть. Бах и Radiohead — могу слушать бесконечно, а так от Колтрейна до Эминема.
Интересное по теме
Эминем отказался от мирового турне, чтобы больше времени проводить с дочерью
Свои подростковые годы я провела в Узбекистане в конце 90-х — начале 2000-х. Соответственно, слушала я сначала то, что слушали мама с папой, это были Фредди Меркьюри, «Битлз», Брайан Адамс, «Скорпионс», Элтон Джон, «Парк Горького», ДДТ, Валерий Меладзе и всякая мамина любимая попса. По мере взросления мой старший брат открыл мне радио и показал «продвинутые» FM-станции, а не это старье. Ну, там и понеслось: Земфира*, Кристина Агилера, Бритни Спирс, Шакира, Света, «Дискотека Авария», «Мумий тролль», «Сплин».
Когда стали показывать «Фабрику звезд», я поочередно обожала всех новеньких. Мне кажется, у меня никогда не было какого-то любимого единственного направления в музыке, которое мне нравилось, и того, что не нравилось категорически. Я сейчас уже в эмиграции, прошло лет пять, как открыла для себя сальсу, и вот начала в дополнение ко всему прочему слушать латиноамериканскую музыку. А в целом мои вкусы не особо поменялись, они расширились. Сейчас новые песни и исполнителей мне подкидывает уже моя двенадцатилетка.
Интересное по теме
«Какие все же вы, подростки, некрасивые, как гадкие утята». Как общаться с взрослеющими детьми?
У меня было тяжелое детство в тру-интеллигентной советской семье. С мамой-музыкантом, папой — научным работником и бабушкой-искусствоведом. Можно было бы сказать, что к первому классу я превратилась в отвратительного интеллектуального сноба, который предпочитает Листа с Рахманиновым детским песенкам и плачет над «Лакримозой» Моцарта. Но…
Мне пять лет. Родители раздобыли настоящий кассетный магнитофон. И к нему прилагалась одна-единственная кассета. Это был Жан-Мишель Жарр. С композицией Souvenir De Chine. И это было первое музыкальное потрясение. Не музыка — а настоящий космос. Тогда же выяснилось, что дома есть не только пластинки с классической музыкой, но еще и «Битлз» и, прости господи, «Модерн токинг».
Мне девять лет. Соседка, с которой у моей семьи была настоящая война, донимала нас группой Queen на полную мощность. Как же истово я молилась, чтобы «война соседей» никогда не кончалась, потому что у соседки были A Night at the Opera и дуэт Фредди с Монсеррат Кабалье. С Queen началась настоящая аддикция на музыке. Я откладывала деньги, чтобы покупать кассеты, я подворовывала мелочь, чтобы покупать кассеты. Часами мучила продавцов ларьков, требуя ставить еще и еще, чтобы купить одну. Из ларьков с пиратскими кассетами я узнала о Стинге и Pink Floyd, об Уитни Хьюстон, The Cure, Pulp, «Нау» и ДДТ, Майкле Джексоне и Depeche Mode. Но именно скорая смерть Фредди и The Show Must Go On, конечно же, стали вторым глобальным потрясением в мире музыки.
Мне 12 лет. Стараниями троюродного брата в моей жизни появилась Nirvana. Конечно, я мечтала о черной футболке с плачущим Куртом, трясла головой, вырезала художественные дыры на коленках джинс, считала About a Girl лучшей песней в мире. А после переслушивала Unplagged in New York и, взращенная на классических канонах, не понимала, почему нельзя было написать чуть больше песен в духе The Man Who Sold The World (про Дэвида Боуи я узнала сильно позже). Самоубийство Курта стало третьим великим потрясением.
Мне 15 лет. Мы с одноклассниками посмотрели «Ромео+Джульетта» База Лурмана и узнали о существовании Radiohead.
Интересное по теме
Нет повести токсичнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте: почему нам пора перестать романтизировать историю трагической любви тинейджеров
Мне 18 лет. С помощью MTV в мою жизнь ворвались Muse и трип-хоп. А благодаря высокомерной страсти к авторскому кино (кто подростком не считал себя выше всего этого плебейского массового кино, у того нет сердца!) наконец узнала Дэвида Боуи. Да, если бы не «Любовники с моста Понт-Неф» Лео Каракса, я бы потеряла годы любви к Боуи. Хотя в те же 18 от души плясала на концерте «Руки вверх», (естественно, стоя спиной к сцене, чтобы не выдать свой настоящий восторг, а то еще подумают про меня всякое).
На этом мое музыкальное развитие остановилось. Что подтверждают самописные сборники СD, архивы mp3, статистика iTunes и Spotify.
Мне 43, и я все еще слушаю Radiohead, Queen, Muse, Depeche Mode, Pink Floyd, Стинга и ДДТ. Я старчески ворчу на новую музыку, хотя, если честно, новая и не нужна. Ведь есть еще классика вроде Stabat Mater Перголези и «Реквиема» Баха.
А самой прослушиваемой песней в моей жизни была и остается Life on Mars Дэвида Боуи. Только на iTunes и Spotify я послушала ее 18456 раз. А ведь есть еще и YouTube.
* — внесен Минюстом РФ в «реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента».