Не так давно один из пользователей англоязычного ТикТока высказался в том духе, что быть домохозяйкой — это не работа, а привилегия. Мужик вызвал эпический скандал, на скандал обратила внимание The Mirror, на заметку The Mirror обратили внимание мы и тоже захотели высказаться по этому вопросу.
В общем-то, само высказывание и реакция на него нас не очень интересуют — таких и в Рунете вагон и маленькая тележка. Ну, знаете, в духе «стирает пылесос, готовит машинка, убирается мультиварка, нажми три кнопки, чего ты ноешь». Люди вечно стремятся надуть щечки за чужой счет, заявив, что их работа — это ого-го, а работа остальных — так, пфе. Хотелось бы поговорить об изначальном (в корне неверном!) посыле: быть домохозяйкой — это привилегия.
Давайте начнем с определений.
Итак, если верить толковому словарю Ожегова, работа — это:
Привилегия, если верить этому же словарю, — это преимущественное право, льгота.
Где люди видят льготу в том, чтобы быть домохозяйкой, — вот в чем вопрос. Потому что нет, это не выгодно со всех возможных сторон.
Вот смотрите: отношения работника и работодателя регулирует Трудовой кодекс РФ и его зарубежные аналоги. Эти отношения очень подробно прописаны. Работнику полагается зарплата, отпуск, автоматические отчисления с его зарплаты в пенсионный фонд РФ, больничные, график работы, не противоречащий СанПиНам и здравому смыслу, возможность взять отгул, страховка, надбавки за вредность и много что еще.
Интересное по теме
«Остывший кофе и никаких перерывов»: мать троих детей написала, как «работа мамой» могла бы выглядеть на сайте вакансий
Семейный кодекс, по сравнению с Трудовым, довольно мало регулирует отношения в паре «мужчина-добытчик — жена-домохозяйка». Отпуск для жены? Отгул? Больничный? Пенсия? График работы? Всего этого не существует. Хотите заиметь право на отдых от быта и детей — подписывайте брачный договор. Хотите улучшения уровня жизни — ну, как-то договаривайтесь с мужем. Пенсионный фонд и налоговая инспекция отныне не имеют к вам ни малейшего отношения. Все возможности накоплений к старости, отдыха, саморазвития, погашения долгов умерших родственников — все отныне на совести мужа, ну а он… Не обязан. Не вечен. И более чем часто — не заинтересован. Очень хреновые социальные гарантии предусмотрены для домохозяек, как ни крути.
Но что еще более важно (для меня по крайней мере) — это тот факт, что работа домохозяйки остается невидимой.
Я пишу колонку. Эта колонка выйдет в среду. Ее прочтут, ее репостнут, прокомментируют, потом наш SMM-отдел ее «поднимет» при подходящем поводе. Ее снова прочтут, прокомментируют и репостнут. Она надолго, если не навсегда, останется в Сети.
Чувак, производящий мебель, знает, что шкафчики его работы будут стоять в тысячах квартир по многу лет. Дорожные рабочие в курсе, что положенный сегодня асфальт прослужит хотя бы пару сезонов.
А вот работа домохозяйки просто растворяется в воздухе.
Ты что-то вкусное сварила? Это вечером съели, теперь надо мыть посуду. Ты убралась? Уже сегодня твои дети раскрошат печенье на пол. Ты постирала одежду? Она скоро снова станет грязной. Уроки нужно делать каждый день. Каждый день нужно водить детей гулять, мыть их, укладывать, поднимать.
Интересное по теме
Постоянное напряжение и отупляющая рутина: как объяснить партнеру, что такое «ментальная нагрузка»?
И тут бдительный читатель скажет, что есть же профессии, которые не предполагают осязаемого результата, но люди ими все равно занимаются и даже любят их! Повар, например. Он готовит блюдо — блюдо съедают. Весь видимый результат — это сытый гость да грязная посуда на столике. Но повар получает за свою работу деньги, которые превращает в нечто долгосрочное — покупает квартиру, украшает свою жизнь какими-то вещами, тратится на комфорт и впечатления. Если повар действительно талантлив, он конвертирует сытых и довольных гостей в хвалебные отзывы, звезды «Мишлен», повышение собственного престижа, славу, в конце концов.
А домохозяйка занята долгосрочным проектом — заботой о доме, детях и семье. Ребенок, которого хорошо кормят, развивают, любят, холят и лелеют, с большой долей вероятности вырастет здоровым, сильным, умным и интересным человеком. Но когда это будет-то? День за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем домохозяйка выполняет одни и те же действия, не видя мгновенного результата. Лишь периодически она поднимает голову, чтобы заметить: опаньки, орущий кабачок-то уже превратился в первоклассника и даже принес домой какие-то грамоты за конкурс рисунка! Но в основном результатов своего труда домохозяйка не видит. И это ни разу не привилегия.
Потому что окружающие тоже не видят этих самых результатов, а если их не видно — зачем ценить все, что было совершено и преодолено в процессе? Отсюда эти влажные фантазии о том, что за женщин все делает бытовая техника, а они сами наслаждаются пребыванием дома и общением с детьми. Ни одна стиральная машина в мире еще не научилась собирать рюкзак, будить ребенка в школу или выдавать ему лекарства в случае болезни, но кто ж об этом думает, когда вещает о небывало легкой жизни домохозяек?!
Интересное по теме
«Когда я остался с детьми один на весь день, я понял, почему моя жена была такой нервной и уставшей»: французский отец — о декрете
Каждый день домохозяйка прилагает много усилий для того, чтобы жизнь всей семьи была размеренной, удобной, интересной, но эту деятельность окружающие считают легкой, потому что не замечают ее. И, конечно, когда домохозяйка говорит, что хотела бы отдохнуть, ей обычно отвечают, что она даже не работает. То-то в карантинные времена столько семей пораспадалось, не иначе — от невыносимой легкости бытия.
Короче говоря, посвятить свою жизнь невидимому труду, который не вознаграждается ни благодарностями, ни отдыхом, ни социальными гарантиями, ни ощущением завершенности, — это сомнительная радость. Видимо, поэтому современные женщины не так уж стремятся осесть дома и обеспечивать всей семье надежный тыл.
Еще почитать по теме
«Я и так делаю больше остальных». Отрывок книги «Плохие хорошие отцы»