Интересное по теме
«Хочу жену и детей» или «хочу быть отцом и мужем»? Как приучать детей нести ответственность за свою жизнь
История Даны.
Совмещать воспитание ребенка, карьеру и творчество — задача не из легких. А для незрячего человека она кажется почти невыполнимой. Однако у 33-летней Даны Дрожжиной это получается. Она работает проектным менеджером в социальной предпринимательской организации Everland, а еще она мама. О своем опыте родительства и совмещения роли мамы с профессиональным развитием Дана рассказала НЭН.
Материал создан совместно с инклюзивной предпринимательской организацией Everland.
С будущим мужем я познакомилась в 2017 году. У Васи тоже инвалидность по зрению, но он частично видит — различает свет и очертания предметов. Мы знали друг о друге давно, но впервые встретились в компании друзей на новогодней вечеринке. Спустя какое-то время судьба свела нас снова — на тренинге по неформальному командообразованию в Польше.
На тот момент Василий возглавлял отдел по работе с молодежью во Всероссийском обществе слепых. А я работала в музее «Прогулка в темноте». Это интерактивное пространство, где нет ни одного источника света. Посетители передвигаются в полной темноте, их сопровождают незрячие гиды. Я была одним из них, но давно хотела сменить профессию.
Вася предложил мне работать с ним, и я согласилась. Постепенно между нами завязались близкие отношения. Сначала мы просто жили вместе, а в 2020 году, во время пандемии, решили пожениться. Инициатива исходила от меня. Вася был в разводе и к новому браку относился без особого энтузиазма. Мне же хотелось почувствовать себя замужней женщиной. Первое время после свадьбы я действительно ощущала эйфорию — ведь все получилось так, как я мечтала.
Вскоре я стала задумываться о детях. Мне очень хотелось почувствовать себя мамой, придать своей жизни новый смысл. Вася был к этому не готов. У него уже был ребенок от прежних отношений, он понимал, как трудно и ответственно быть родителем. Мы много обсуждали эту тему, но никак не могли прийти к общему решению.
Интересное по теме
«Хочу жену и детей» или «хочу быть отцом и мужем»? Как приучать детей нести ответственность за свою жизнь
Беременность была незапланированной, но стала для меня огромной радостью. Первые три месяца дались нам непросто. Вася говорил, что не готов снова стать родителем, я — что буду рожать, несмотря ни на что. Нас сильно «штормило», мы даже рассматривали вариант разойтись. Но в итоге дали друг другу еще один шанс и начали готовиться к рождению малыша.
Сначала я наблюдалась в женской консультации по месту жительства. Однако меня там многое не устраивало, а особенно — отношение врачей к пациентам. Однажды после сдачи анализов мне внезапно стало плохо — закружилась голова, я почувствовала слабость. Пока медсестра помогала мне прийти в себя, лечащий врач громко возмущалась: «Зачем вы, незрячие, приходите сюда одни, без сопровождения!» Я решила, что больше ни за что туда не пойду. Прикрепилась к другой женской консультации, по совету подруги выбрала опытного и внимательного доктора. Параллельно наблюдалась в платной клинике.
Я изначально хотела рожать сама. Новый врач поддержал мой выбор, но на 36-й неделе неожиданно изменил свое мнение. Во время обсуждения тактики ведения родов предупредил, что, скорее всего, понадобится кесарево сечение. Слабовидящим показана такая операция: она помогает сохранить остаточное зрение.
Но в моем случае сохранять было нечего, и я стала спешно искать другого врача. Нашла его в клинике, находящейся недалеко от дома в Зеленограде. Роды были сложными, но прошли хорошо. Мне помогали акушерка и доула, Вася тоже был рядом. Мы вместе встретили нашего сына Сашу — это был выстраданный и радостный момент.
Интересное по теме
А кто такая доула? Ликбез для будущих матерей и рожениц
При рождении Саша получил семь-восемь баллов по шкале Апгар. Это нормальное состояние, которое не требует контроля. Но врачи решили перестраховаться и перевели малыша в реанимацию. Мне кажется, они боялись оставить ребенка в палате с незрячей мамой. Думали, что я могу ему навредить. В результате наше пребывание в роддоме затянулось на неделю.
Это был настоящий кошмар! Медсестры обучали мам уходу за новорожденными: показывали, как менять подгузник, пеленать, наносить крем. К зрячим мамам относились нейтрально, ко мне же — с недоверием. Следили за каждым моим действием, как будто были уверены, что я обязательно сделаю промах.
Я постоянно плакала из-за того, что не могу находиться рядом с сыном. Каждые три часа ходила в другое отделение, прикладывала малыша к груди. Но из-за стресса грудное вскармливание так и не сложилось. Я с ужасом вспоминаю это время, казалось, что мой мир рухнул.
После выписки из роддома все постепенно наладилось. Мне помогала няня — чуткая и мудрая женщина. Мы нашли ее еще до родов, и она согласилась нас подождать. Она постоянно была со мной на связи, поддерживала, передавала еду в роддом. Пришла к нам на следующий день после выписки и сразу включилась в заботу о малыше.
В целом, дома я справляюсь с ребенком самостоятельно. Могу покормить, помыть, смазать кремом, поиграть — в этом мне помощь не требуется. Единственная сложность возникает в творческих занятиях, например в рисовании. Саша — зрячий и здесь я ему не помощник. Конечно, могу изобразить какие-то каляки-маляки, но развить у ребенка художественный вкус точно не получится. На помощь приходит няня. Она занимается с малышом, учит его устанавливать зрительный контакт с окружающими. Это важно, ведь Саша растет в мире зрячих людей и должен научиться с ними коммуницировать.
Сейчас самая большая проблема для меня — это совместные прогулки с Сашей. Ему уже два с половиной года, и он растет очень активным ребенком. Ему хочется бегать, прыгать, играть с друзьями. Саша еще не понимает, что я незрячая, но знает, что от мамы нельзя далеко уходить. Однако это работает не всегда — он может увлечься, отбежать туда, где я его не слышу. Я не вешаю на сына маячок слежения — не хочу, чтобы он выделялся среди других детей. Поэтому стараюсь, чтобы с нами на прогулке всегда был кто-то зрячий. Если рядом нет няни или бабушки, то прошу о помощи знакомых или нахожу на «Авито» студентов, желающих подработать. Конечно, это не полноценная забота о ребенке, а просто пара глаз и быстрые руки, которые могут подстраховать. Пока я сама пойму, как эта горка устроена, где мне найти ребенка, как его схватить, он может упасть и серьезно травмироваться.
Я вернулась на работу на восьмой день после выписки из роддома. В тот момент организация запускала платформу цифровой грамотности для незрячих детей, которая помогает людям с нарушениями зрения и двигательных функций осваивать цифровые технологии. На мне лежала ответственность за несколько ключевых задач, которые нужно было довести до конца.
Я работала удаленно, по ночам или пока ребенок спал. И мне до сих пор неудобно перед коллегами за свои ошибки и срывы дедлайнов. Причина была не в небрежности или недостатке опыта. После родов я чувствовала сильную усталость, а постоянный недосып мешал сосредоточиться. Сейчас я понимаю, что не стоило брать на себя слишком сложные и ответственные задачи. Если мне посчастливится снова стать мамой, я не буду так поступать. Возьму декретный отпуск минимум на полгода и буду наслаждаться общением с малышом.
Сейчас мне очень помогает няня. Благодаря ее вовлеченности я могу развиваться в профессии — решать рабочие задачи, выезжать на важные мероприятия. Я уверена, что Саша — в надежных руках.
Василий тоже помогает, но не так, как мне хотелось бы. Сначала я пыталась ему доказать, что забота о ребенке — это не сложно и не страшно. Давала мужу выспаться, ночью сама вставала к малышу. Утром готовила Васе завтрак и провожала его на работу. Но очень быстро выгорела, почувствовала, что у меня не хватает сил. Но даже когда я прямо сказала об этом мужу, он не захотел взять на себя часть моих забот. Например, покормить ребенка ночью, чтобы я могла отдохнуть.
Я поняла, что не готова мириться с таким отношением к себе. Хочу, чтобы рядом был человек, с которым можно строить взрослые и ответственные отношения. Поэтому в конце 2024 года я подала на развод. Мы расстались мирно, с уважением друг к другу. Пока мы продолжаем жить вместе, как родители Саши.
Этот этап стал для меня важным шагом к самостоятельности и внутренней свободе. Я поняла, что каждый может изменить свою жизнь, исходя из своих желаний и ценностей. Я хочу поддержать людей с проблемами зрения, которые мечтают стать родителями, но пока не решаются на этот шаг.
Не бойтесь. Страхи и опасения окружающих часто преувеличены и не всегда обоснованы. Обращайтесь за опытом к равным консультантам — незрячим людям, которые уже стали родителями. Задавайте им вопросы, узнавайте детали из их личного опыта. И самое главное — готовьтесь не только к родам, но и к периоду после рождения ребенка. Этот этап намного сложнее, в нем много «подводных камней», о которых нужно знать заранее. Главное — верьте в себя и не стесняйтесь просить о помощи.