Все говорят, что в декрете тупеешь, но давайте честно: в большинстве офисов деградируют не меньше

Недавно в ВК-сообществе НЭН обсуждали колонку Лены Аверьяновой о том, что вопреки расхожему мнению женщины вовсе не тупеют в декрете — напротив, они обретают новые навыки, прокачивают многозадачность и осваивают нестандартное мышление. Впрочем, многим эти доводы показались недостаточными: мол, в декрете женщины теряют профессиональные навыки. Ира Зезюлина решила порассуждать о случаях, когда растерять их — не такая уж плохая идея.

Иллюстрация Настасьи Железняк

Близился третий день рождения дочери. Я приехала в свой старый офис, чтобы написать заявление об увольнении. За три года декрета я окончательно поняла, что бухгалтерия — не мой путь, и продолжать его просто преступление против себя.

Я прошла пост охраны, в котором, как и три года назад, все так же воняло застарелым потом и плохими сигаретами, поднялась по лестнице, встретила коллегу из маркетинга, направлявшуюся с пластиковым контейнером на кухню, чтобы пообедать. Она делает так каждый день в одно и то же время. Возможно, в контейнере все так же лежал кусок ветчины, салат из капусты и макароны.

Девочки из продаж, обсуждая коллег, бежали на перекур, а их начальник, как и прежде, бурчал про «сколько можно курить».


Кажется, меня здесь не было не три года, а несколько дней. Ничего не изменилось: все те же лица, все те же разговоры.


В бухгалтерии, как всегда, пахло духами L’Imperatrice и лаком для волос.

— О, какие люди! — в один голос сказали коллеги, когда я вошла в кабинет.

— Ну что, Зезюлина, не отупела еще в декрете сидеть? — спросила главбух.

— Точно! — вторила заместительница главбуха, — Как вспомню это однообразие! Каждый день одно и то же!

Я отшутилась, подписала все, что нужно было подписать, вывалила на стол пирожные, которые все покупали к каким-то важным поводам, в кулинарии за углом, попрощалась и уехала в светлое будущее.


Нет, главбух, я не отупела в декрете. И знаете, мое однообразие в декрете не намного однообразнее вашего офисного.


Да, мой режим долгое время полностью был подчинен запросам младенца, да, каждый день был похож на предыдущий, да, на прогулках с другими мамами мы обсуждали прикормы, какашки и недосып. Но почему это брезгливо воспринимается обществом, как что-то, что ведет к деградации, а одни и те же разговоры, планы и задачи в офисе — нет?

Давайте честно: большинство сотрудников среднего и низшего звена изо дня в день делают одно и то же. Приходят в девять, выполняют ряд задач (таких же, как были вчера и будут завтра), обедают, видят одни и те же лица (не всегда приятные) и вечером едут домой. Никакой деградации, сплошное развитие!

Нет, конечно, есть профессии, где что ни день, то вызов, где всегда новые знакомства, интересные творческие челленджи и сложные аналитические задачи, но таких немного.

Большинство же рутинно выполняют одинаковый набор действий (многим это даже не приносит удовольствия), но искренне считают, что в сравнении с уходом за ребенком, это действительно что-то важное и нужное.

Интересное по теме

«Для меня было большим достижением, когда я понял, что могу быть папой полного цикла»: Линор Горалик* взяла интервью у отца, побывавшего в декретном отпуске

Серьезно? Простите, но мне уж сильно пахнуло замшелым патриархатом, где мужчина, который ходит на работу, причем неважно какую, делает важное дело, а женщина, ну просто сидит в декрете. Со временем эта установка как-то патологически мутировала, и теперь любой, кто ходит на работу — важный человек, а женщина в декрете все так же просто сидит, просто деградирует.


Знаете, почему так происходит? Потому что материнский труд все еще невидим. Мы смотрим на женщину, сидящую в парке с коляской на лавочке, но не можем видеть ее внутренней работы. Сколько новых задач удалось решить ей сегодня утром?


Взять хотя бы поездку с ребенком на прививку. Обычное дело, на первый взгляд, но вначале нужно обзвонить ближайшие клиники в поисках нужной вакцины, записаться на прием, спланировать режим ребенка так, чтобы во время процедуры он был не сильно перевозбужден, но и не спал. Да, и прежде чем записаться, нужно было почитать про вакцину и ее особенности, выяснить, что говорят об этой прививке именитые врачи, проконсультироваться с кем-то, чье мнение важно, и выбрать для себя приемлемый вариант. Потом нужно как-то доехать до клиники с ребенком, коляской и необъятным рюкзаком со всем необходимым, успокоить истерику малыша, который все же перегулял и теперь орет погромче Витаса…

Это серьезная и безумно ответственная работа с элементами многозадачности, неожиданными вызовами и непредсказуемыми сложностями. Но мы видим только маму в парке на лавочке, которая сидит на солнышке и прекрасно проводит время.


Если вы все еще считаете, что, ухаживая за малышом, вы не развиваетесь, я нашла в словаре значение слова «развитие».


Итак, развитие — это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Интересное по теме

Женщина в декрете — человек из стали

А теперь посмотрим, что больше подходит под это понятие: обычная работа в офисе или материнство.

Работа в офисе: ограничена стандартным набором задач, который (крайне редко) меняется.

Материнство: есть стандартный набор задач, который со временем дополняется и изменяется, усложняется.

Работа в офисе: получение новых знаний возможно, но исключительно в рамках профессии и желания сотрудника.

Материнство: ежедневное обучение в плоскостях разных знаний: от приготовления пищи до изучения последних исследований в области медицины, фармакологии и педагогики.

Работа в офисе: время на самопознание ограничено графиком работы.

Материнство: самопознание начинается с первых минут жизни ребенка. Мы узнаем себя по-новому, вскрываем старые травмы, умудряемся их прорабатывать и не применять в жизни нового человека.


Продолжать можно бесконечно, но смысл в том, что мы серьезно недооцениваем среднестатистический декрет и во многом переоцениваем среднестатистическую работу.


Возможно, кто-то и «отупел», ухаживая за ребенком, но, уверяю, этот человек точно так же «тупел» бы в офисе (только никто бы на это не обращал внимания). Потому что дело не в декрете, не в однообразии и не в ограниченности общения со взрослыми людьми, а в отношении общества к этому.

Мы все еще считаем заботу о детях чем-то само собой разумеющимся и совсем примитивным, хотя на практике все совсем не так.

Мы все еще не замечаем личного развития в декрете и продолжаем возвышать надуманное развитие в офисе только потому, что это социально одобряемо.

«Вот выйду на работу, да как начну развиваться!» — это как старое доброе «начну бегать по утрам с понедельника» — понедельник наступил, но ничего не поменялось.

Мы все еще считаем годы ухода за малышом однообразной рутиной, но не замечаем однообразной рутины офиса.

Не надо так!

В завершение хочу привести личный пример. Мой первый декрет был, как у всех: вечный недосып, одиночество, рутинные, скучные дела. Но, знаете, еще никогда за свою жизнь я так много не читала! Да, случались сложные ночи, дни, недели, но со временем выстроился режим, в котором, в отличие от режима «дом-офис-дом» у меня появилось время на себя.

С появлением дочери мы с мужем стали больше путешествовать, проводить выходные разнообразнее, а не просто спать до обеда, а потом выпивать с друзьями. Именно в декрете я поняла, что жизнь нужно менять и не ждать для этого завтра. Именно в это время я кардинально сменила сферу деятельности и выросла над собой во многих смыслах. И нет, не потому, что я такая умница-разумница записывайтесь на мой мастемайнд. Вы тоже так можете.

Потому что декрет — это не время деградации, а момент мощного развития, кто бы там что вам ни говорил!