Сказку сделать болью: 5 тенденций, объединяющих «Рассказ служанки» и реальную жизнь

В 1985 году канадская писательница и поэтесса Маргарет Этвуд написала роман-антиутопию «Рассказ служанки». Действие его разворачивается в недалеком будущем и представляет собой альтернативный взгляд на развитие истории.

Кадр: «The Handmaid’s Tale»

В книге Этвуд власть в США захватила радикальная группировка «Сыновья Иакова», создавшая отдельное государство, живущее по своим суровым законам — Гилеад. Внутри Гилеада царят строгие порядки, а все общество поделено на касты. Одна из основных целей и ценностей Гилеада — улучшение демографической ситуации и воспроизводство собственных граждан (что стало почти невозможным из-за экологического кризиса, обрушившегося на мир). Решать проблему фертильности Гилеад предлагает весьма извращенно, сформировав из молодых девушек и матерей касту служанок, задача которых — зачинать и вынашивать детей правителей Гилеада — Командоров.

Покинуть Гилеад или воспротивиться его порядкам практически невозможно — повсюду за гражданами плодородной утопии следят караульные с автоматами, а любая коммуникация между людьми строго ограничена. Недовольные и несогласные подвергаются пыткам и публичным казням — в назидание остальным. В общем, даже если вы не читали книгу и не смотрели одноименный сериал, вышедший в 2017 году, думаю, общее представление о мрачном мире будущего у вас уже есть.

Когда роман Этвуд был опубликован (в 1985 году), сама писательница определила его жанр как спекулятивную фантастику, как бы намекая на то, что история Фредовой — служанки и главной героини романа — не просто плод ее воображения, а вполне возможный вариант развития мировых событий.

Приоткрывая форточку в мрачное гипотетическое будущее, Этвуд опиралась на примеры прошлого: по ее словам, ее вдохновляли истории об охоте на ведьм в XVII веке, библейские мотивы, обычаи европейских монархий рубежа XVII и XVIII веков (например, публичные роды) и события из истории США.

Интересное по теме

Рожающее Средневековье 2: королевские традиции деторождения, которые (к счастью) не дошли до наших дней

В общем, подавляющая часть зверств и дичи, происходящих в Гилеаде — не плод воспаленного воображения авторки, а обзор отношения к женщинам и процессу деторождения сквозь века и континенты. Все это уже где-то и когда-то было, и теперь, когда мы вроде бы шагнули в новую эру доступной информации, гуманизма и феминизма, должно пропасть бесследно. Ведь так?

Увы, история как всегда свернула не туда, а потому сейчас, в 2022, мир из «Рассказа служанки» выглядит таким правдоподобным, каким он не выглядел никогда, а мрачная антиутопическая реальность приближается к нам семимильными шагами. Почему я так думаю, и как так вышло? Давайте по пунктам.

Пролайф-идеи становятся более популярными

Последние несколько лет ознаменовались ограничениями абортов в странах, где ранее они были легальны и доступны. Из самых обсуждаемых событий — запрет абортов в Польше и, конечно же, решение Верховного суда США, которое отменило универсальное право женщин на аборт, действовавшее во всех штатах.

Согласно данным глобального Центра поддержки репродуктивных прав, по состоянию на 2022 год аборты строго запрещены в 24 странах мира (эти запреты затрагивают шесть процентов женского населения мира). Еще 22 процента женщин живут в странах (их 41), в которых аборт разрешен только в том случае, если беременность представляет угрозу для жизни женщины.

Интересное по теме

Таблетки, тюрьма и смерть — что происходит с женщинами в странах, где запрещены аборты

В 48 странах для того, чтобы получить право на аборт, потребуется заключение о том, что риски, связанные с вынашиванием, превышают риски от прерывания беременности. Только в 36 процентах всех стран мира женщины могут сделать аборт по запросу — с учетом различных ограничений (чаще всего речь идет о допустимом максимальном сроке прерывания беременности) — и пока Россия попадает именно в эту категорию.

Несмотря на то, что параллельно с закручиванием гаек и усилением запретов, в других странах идет обратный процесс (например, декриминализация абортов в Мексике), пока совершенно не складывается ощущение того, что репродуктивные права женщин находятся под защитой — скорее наоборот. Почему влияние консервативных идей в последние годы стало настолько весомым и заметным — вопрос для отдельного большого разбора, но ясно то, что игнорировать его становится просто невозможно.

Интересное по теме

«Аборт — это убийство»: почему люди верят пролайферам? Разбор с примерами

Фертильность и правда падает (или нет?)

В ноябре 2022 года в журнале Human Reproduction Update опубликовали результаты обширного метаисследования качества и количества человеческой спермы. Группа ученых проанализирована 223 исследования, проведенных в период с 1973 по 2018 год. Оказалось, что за это время средняя численность сперматозоидов в мужском семени уменьшилась более чем на 50 процентов — причем такая тенденция наблюдается по всему миру.

Что еще тревожнее — точные причины такого снижения пока неизвестны, и чтобы их установить, придется проводить дополнительные исследования. Пока ученые привычно грешат на образ жизни мужчин, ожирение, вредные привычки, низкую физическую активность и несбалансированную диету.

Интересное по теме

Дело не во мне, дело в тебе: 9 вредных привычек, которые влияют на качество спермы

Впрочем, волноваться пока не стоит: по словам репродуктологини из Университета Айовы Эми Спаркс, даже такое значительное снижение численности сперматозоидов не представляет угрозы для человечества.

Несмотря на то, что проблема, безусловно, существует, и игнорировать ее не стоит, пока изменение качества спермы не способно оставить миллионы людей без желанного потомства. Да, процесс зачатия может занять больше времени и потребовать от его участников изменений образа жизни — но паниковать в данный момент точно не надо (тем более, что в том же ноябре 2022 года человечество достигло очередной рекордной отметки в восемь миллиардов человек).

Традиционные ценности усиливаются

Но давайте немного сузим взгляд, отвлечемся от мировых тенденций и посмотрим внимательнее на Россию, в которой все активнее и активнее продвигаются традиционные ценности, включающие в себя брак между мужчиной и женщиной, а также добровольное признание ребенком авторитета родителей и подчинение ему. И хотя в поддержке семейных ценностей ничего плохого нет, фанатичный упор на значимость семьи и подчинение родителям чреват опасными последствиями.

Интересное по теме

Максимальная пещера: еще немного о «традиционных ценностях»

Основная проблема построения общества из одних только функциональных ячеек приводит к избирательной слепоте. И «Рассказ служанки» это прекрасно иллюстрирует — хотя высшее общество Гилеада состоит сплошь из приличных благонадежных гетеросексуальных семей, за закрытыми дверями их домов творятся ужасные вещи, на которые все привычно закрывают глаза. Начиная от легализованных изнасилований — чем, в общем-то, и является церемония зачатия ребенка Командором и его служанкой, и заканчивая банальными супружескими изменами и весьма традиционным домашним насилием, о котором все знают, но молчат.

Чем уже становится спектр правильного и допустимого, тем больше свободы достается тем, кто за этим следит, отлавливая маргиналов (которыми в тоталитарной системе может оказаться в общем-то кто угодно). И это приводит нас к следующему пункту:

Толерантность к насилию растет

Нельзя сказать, что эта проблема появилась в России в этом году — толерантность к насилию, особенно к семейному, давно была одной из «традиционных» ценностей, которая если не поощрялась, то уж точно оправдывалась в обществе.

В 2021 году мы выпустили целый спецпроект «Хватит бить детей», посвященный насилию над детьми и физическим наказаниям. И тогда, и до сих пор этот проект встречает много сопротивления со стороны аудитории — есть немало людей, которые готовы бороться за свое право отвесить подзатыльник или выдать ремня провинившемуся ребенку.


Насилие над детьми не проходит бесследно, и побои, передающиеся из поколения в поколение, приводят к появлению взрослых, которые привыкают решать вопросы кулаками и строить отношения с позиции силы.


Отсюда и оглушительная статистика домашнего насилия над женщинами, и не случайно ставшая крылатой фраза «когда убьют — тогда приходите», и общественное стремление оправдывать насильников, а не жертв — она сама виновата, довела, не досмотрела, не ушла вовремя.

Из всего этого (а еще из убеждений типа «меня били, и я нормальным вырос» или «добро должно быть с кулаками») и складывается толерантность к насилию как к валидному и оправданному рычагу решения любых вопросов.

В вымышленном Гилеаде эта толерантность доведена до космических высот — все персонажи живут в мире, в котором практически все решается с позиции силы, а верность государству и выполнение социальных ролей поддерживается страхом общественно оправданной расправы. Слишком очевидные параллели проводить не буду, тут и так все понятно.

Интересное по теме

Они сами напросились: колонка о том, как толерантность к насилию разрушает семьи

Феминизм все никак не побеждает

Несмотря на то, что в современном обществе люди (особенно мужчины, что уж тут) любят покричать о том, что за права женщин можно уже не бороться, и они уже всего добились, в реальности это, конечно же, не так. Безусловно, российские женщины получили право голосовать и получать образование наравне с мужчинами, но говорить о том, что это полностью перекрывает гендерный разрыв, ни в коем случае нельзя.

Женщин все так же дискриминируют, насилуют, убивают и принуждают к деторождению — даже в демократических, на первый взгляд, странах. И пока наши соотечественницы с ужасом отворачиваются от слова «феминизм», заламывают руки при виде феминитивов и говорят, что в современном мире защита скорее нужна мужчинам, чем им самим, система продолжает пожирать их права, эфемерные привилегии и перспективы.

В Гилеаде феминизм тоже как будто бы никому не нужен. «Хорошие» и «правильные» женщины, ловко встроившиеся в новую систему (преимущественно это жены Командоров и тетки, которые занимаются подготовкой и воспитанием служанок), наглядно демонстрируют, что если играть по правилам и не замахиваться на большее, можно жить в относительной безопасности и достатке. Впрочем, обратную сторону этой системы Этвуд тоже показывает — так, например, за чтение книг или газет женщин наказывают, отрубая сперва палец, а потом и вовсе руку по локоть.


Так работает любая репрессивная система — в ней никто не в безопасности.


Ты можешь подчиняться, быть «хорошим» и думать, что тем самым ты оберегаешь себя от проблем, но любая твоя ошибка сразу же делает тебя врагом и предателем. Этим современная Россия тревожно напоминает Гилеад — сначала женщин делят на «правильных» (замужних многодетных матерей) и «неправильных» (всех остальных), стравливают их друг с другом, а потом закручивают гайки для обеих категорий — да так, что дышать становится сложно.

И намного проще это делать тогда, когда сами женщины такую систему одобряют и поддерживают — мол, развелось тут этих чайлдфри с короткими волосами, давайте-ка мы их приструним, пока они наших детей не развратили.

Интересное по теме

В чем сила, мать? Рассказываем, что такое эмпауэрмент, и зачем он нужен матерям

В завершение мне хотелось бы сказать что-нибудь оптимистичное вроде: «Но мы, конечно, понимаем, что „Рассказ служанки“ — это все-таки гротеск и вымысел, а в реальной жизни, невзирая на некоторые безрадостные тенденции, такого никогда не будет“. Однако опыт происходящего в последние годы уже не оставляет места для такой оптимистичности и беззаботности.


Самое опасное сейчас — это, наверное, самоуспокоенность и уверенность в том, что в реальности так не бывает и не будет никогда.


В одном из эпизодов экранизации «Рассказа служанки» Джун (это настоящее имя Фредовой — той самой служанки), вспоминая о том, как в привычном ей мире воцарился Гилеад, говорит: это было похоже на то, что тебя варят на очень медленном огне. Сперва ты не обращаешь внимания, а когда понимаешь, что вокруг кипяток — становится слишком поздно. Так вот, сейчас надежда остается одна: что мы успеем заметить до того, как станет слишком поздно, потому что огонь под кастрюлькой уже явно зажегся.