Максимальная пещера: еще немного о «традиционных ценностях»

Что такое «по природе»?

Коллаж Лизы Стрельцовой

Привет!

На связи Тамара Высоцкая. Год назад я написала текст-разбор о том, что такое традиционные ценности — о них последнее время так много говорят, но так мало понятно, что они на самом деле из себя представляют. При написании этого материала я много гуглила, изучала разные источники и искала те признаки, по которым эти самые ценности можно определить.

Подробнее о том, что мне удалось найти, можно почитать в самом материале, а я расскажу о том, что последовало за его выходом. Комментаторы в соцсетях ожидаемо возмутились — и тем, что якобы сам термин определен неверно (хотя, напомню, основной целью написания текста был поиск этого самого определения без претензии на истину в последней инстанции), и тем, что мы этим текстом опять замахнулись на скрепы и устои.

В частности те, что предписывают людям, состоящим в семейных отношениях, определенные роли. Вы и сами их прекрасно знаете: задача женщины — рожать и растить детей, быть красивой и милой, отвечать за общий боевой дух и атмосферу в семье, и при этом успевать стирать пеленки и варить борщи. Задача мужчины — быть сильным и мужественным (что бы это ни значило), приносить деньги в дом и иногда воспитывать детей «по-мужски» (что бы и это ни значило).

В общем, такой совершенно традиционный консервативный уклад, который до сих пор многими воспринимается как единственно возможный, а вот все остальное — это уже «пропаганда», мракобесие, грех и «хотите как в Европе».

И какой бы хтонический ужас ни наполнял меня при мысли о том, что пока российские законотворцы почему-то очень стараются нас к этому традиционному укладу всеми силами приблизить (пользуясь случаем, передаю привет Маргарет Этвуд), я отчасти понимаю всех тех гневных комментаторов, которые регулярно приходят в наши соцсети с вилами, факелами и призывами перестать раскачивать лодку, шатать устои и уничтожать семьи.

Я понимаю, что каждый раз, когда мы пишем, что мужчины тоже могут выходить в декрет, женщины не обязаны самореализовываться только на кухне, а семьи, в которых бытом занимаются все ее члены, довольно успешно существуют, ярые защитники традиционного уклада семейной жизни чувствуют, что у них из-под ног выбивают почву.

Они всю свою жизнь построили, руководствуясь теми самыми пресловутыми ценностями, поступая «правильно» (в общепринятом смысле), соответствуя историческим нормам и принимая на себя весь этот крест семейной жизни, который в каждой семье примерно одинаков.

А тут приходим мы и говорим, что все это — вообще-то не обязательно, а местами даже вредно.

Что нет у женщин магических способностей понимать плачущего ребенка с полуслова и успокаивать его в любой ситуации — это всего лишь опыт, помноженный на отсутствие выбора. Нет у мужчин особых гормонов, которые внезапно выветрятся и отвалятся, если они начнут готовить ужин на семью или мыть полы в квартире.


Нет никакого «по природе», к которому так любят обращаться сторонники строгих гендерных ролей.


И когда они сталкиваются с альтернативным мнением, им становится тревожно. Им хочется вернуться к корням, обратиться к инстинктам и природному предназначению, залезть в «максимальную пещеру» и чувствовать там себя максимально комфортно и безопасно. Это вполне естественное и объяснимое свойство человеческой психики — неопределенность и поливариативность заставляет нас напрягаться и нервничать, а вера в предустановленность всего сущего успокаивает и гипнотизирует.

Термин «максимальная пещера», кстати, пришел в это письмо из выпуска нашего подкаста «Родили и не поняли». Мы там с Леной Аверьяновой и психологиней Верой Якуповой обсудили краеугольный вопрос многих супружеских отношений — кто должен мыть посуду? А кто должен менять подгузник? А кто должен деньги зарабатывать? Выяснилось, что ответить на этот вопрос однозначно ну никак нельзя.

Каждая семья, какой бы внешне «традиционной» она ни выглядела — это союз совершенно различных людей, у каждого из которых есть свои желания, нежелания, мечты, страхи, сильные и слабые места. И категорически нельзя взять всех скопом и запихать в один и тот же шаблон — так по-любому кто-то пострадает и будет несчастен.


Это не значит, что теперь всем мужчинам надо бросать работы и садиться дома с детьми, а женщинам выходить на заводы в три смены — это значит, что не существует никаких «всех мужчин» и «всех женщин» и не существует абсолютного блага, которое бы удовлетворило всех. Даже в вопросах мытья посуды.


Существуют два человека, две отдельные личности, которые решили жить вместе, поддерживать друг друга, вести совместный быт и вместе бороться со всеми бесконечными вызовами взрослой жизни, которые, кажется, никогда не иссякнут. И только эти два человека могут решить, какая схема подходит именно им — сначала каждый сам для себя, а потом совместно — для своей семьи.

И, к сожалению, для того, чтобы это понять, принять и поверить (в первую очередь — в собственное право управлять своей жизнью), надо из этой пещеры выйти. Ну или хотя бы любопытно выглянуть для начала.

Послушайте подкаст, даже если вы уже давно не в пещере — там много спокойных, освобождающих, терапевтических мыслей и слов, которые каждому из нас так нужны — особенно когда кажется, что сил почти не осталось.

Оригинал текста был опубликован в Chips Journal 15 августа 2021 года.