Философы против детей: что такое антинатализм

Признаемся честно, многих из нас в минуты психологического дисбаланса посещала мысль: «Зачем я вообще появилась/появился на этом свете!». Но, скорее всего, если вы читаете наш сайт, то вас все-таки нельзя назвать приверженцем антинатализма — философского течения, считающего размножение этически не оправданным тиражированием страданий. Разбираемся в важнейших постулатах этого учения.

Иллюстрация НЭН

Возможно, вы помните этот недавний казус из новостей. В 2019 году индийский бизнесмен Рафаэль Самуэль собирался подать в суд на своих родителей за то, что они зачали его без его согласия. И хотя выиграть этот кейс ему бы вряд ли удалось (как никак его родители — сами по профессии юристы), случай привлек большое внимание пользователей к проблеме этичности деторождения.

Рафаэль Самуэль называет себя антинаталистом и говорит, что первые мысли подобного рода посетили его еще в пятилетнем возрасте. Начиная с 2019 года Рафаэль активно ведет страницу под названием Nihilanand и выкладывает эпатажные плакаты — например, на одном из них написано: «Пусть всех беременных женщин увольняют с работы до тех пор, пока женщины наконец не поймут, что беременность того не стоит». А на другом плакате фигурировала мысль о том, что дети — это игрушки для родителей, и поэтому дети ничего своим родителям точно не должны.

В целом Рафаэль Самуэль ведет себя в сети довольно тошнотворным образом и нередко прибегает к прямой травле пользователей с иными взглядами: последние его цифровые битвы — атака на беременных женщин, переболевших коронавирусом. Он оставляет им комментарии, что беременеть в пандемию — это крайне эгоистичное решение, и этим женщинам нужно было хотя бы подождать, когда вирус исчезнет. Короче говоря, тяжелый хейтерский случай.

Лучше никогда не быть

Хотя среди антинаталистов есть и такие одиозные активисты, как Рафаэль Самуэль, в основе этого философского течения не подразумевалась атака на всех уже существующих родителей. Скорее, это призыв к человечеству — взяться за руки, перестать размножаться и исчезнуть с лица Земли как вид.

Наиболее полно этическую основу антинатализма изложил в книге Better Never to Have Been: The Harm of Coming into Existence (Лучше никогда не быть. О вреде появления на свет) южноафриканский философ Дэвид Бенатар. Он полагает, что причинение вреда и страданий — это этически неправильный акт, и его надо избегать.


Поэтому философ считает, что должен существовать этический императив против возникновения новой жизни, так как в ней всегда будут страдания. Бенатар называет отсутствие страданий благом, даже если это благо по сути никем не будет испытываться.


В 2017 году в журнале New Yorker вышло интересное досье на самого Бенатара — в частности, он против выкладывания его фотографий, записей лекций и распространения каких-либо его личных данных в интернете, чтобы его внешний вид и детали его биографии не оказали влияние на то, как будет восприниматься его теория.

Он предпочитает оставаться чистым медиумом и объяснять даже тем людям, которые не считают свою жизнь наполненной страданиями, что она на деле является таковой. Вот как пишет о его книге редактор New Yorker Джошуа Ротман: «Мы почти всегда голодны или хотим пить, а когда не чувствуем ни голода, ни жажды, нам пора в туалет. Мы часто испытываем „тепловой дискомфорт“ — нам то слишком жарко, то слишком холодно. Или мы устали и не можем вздремнуть. Мы страдаем от зуда, аллергии, простуды и менструальных болей. Жизнь — это череда разочарований и раздражений: ожидание в пробке, стояние в очереди, заполнение каких-то важных бумажек. Вынужденные работать, мы часто считаем свою работу утомительной. Многие одинокие люди остаются холостыми, а те, кто женятся, ссорятся и разводятся. Люди хотят быть и выглядеть молодо, но при этом неумолимо стареют».

Волей-неволей задаешься вопросом: «Если жизнь настолько ужасна, то зачем же тогда продолжать жить?» Но Бенатар говорит, что смерть — еще более ужасна, и никого ни в коем случае не призывает к самоубийству. Он апеллирует к тому, чтобы люди не создавали новые жизни, которые в свою очередь приведут рано или поздно к новым смертям.


Бенатар — не единственный современный проповедник антинатализма среди философов. Немецкий философ Томас Метцингер, например, акцентирует внимание на том, что ученые не должны создавать чувствующих, обладающих сознанием роботов и компьютерных программ, потому что это увеличит количество страданий в мире. То есть сегодня к обычному антинатализму добавляется еще и цифровой.

Если же говорить о первом европейском философе, который обратил внимание на проблему аморальности деторождения, то придется назвать имя Артура Шопенгауэра, знаменитого философа-пессимиста.

Ему принадлежит следующая цитата из трактата Parerga und Paralipomena, изданного в 1851 году: «Представим себе, что акт зарождения не сопровождался бы ни потребностью, ни похотью, а был бы делом чисто благоразумного размышления: мог ли тогда еще существовать человеческий род? Не был ли бы тогда всякий настолько сострадателен к грядущему поколению, что, скорее, избавил бы его от бремени существования или по крайней мере не принял бы на себя обязанности хладнокровно возлагать на него такую обузу?»

(Но, как вы помните, к взглядам Шопенгауэра не всегда стоит относиться очень серьезно. Про женщин-матерей в том же сочинении этот мизогинный автор писал вот что: «Женщины уже потому склонны (приспособлены) к пестованию и воспитанию нашего первого детства, что они сами ребячливы, вздорны и близоруки, одним словом, всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек. Стоит только взглянуть на девушку, как она по целым дням лепечет, поет и пляшет с ребенком, и представить себе, что на ее месте при всем добром желании мог бы сделать мужчина?». No comment.)

Антинатализм в религиозных текстах

Во многом популярность книги Дэвида Бенатара привела к тому, что антинатализм стал серьезно изучаться в исторической перспективе. В книге «История антинатализма» под редакцией чешской философини Катерины Лохмановой, проводится интересный анализ древних текстов в этой оптике.

Так, в Ветхом завете ожидаемым образом главным антинаталистом признается Иов, проклявший день собственного рождения и вопрошавший небеса, за что страдающим была дана жизнь.

Довольно интересный поворот принимает анализ Нового завета, где следы антинатализма исследователи видят в словах Иисуса: «Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие божие» (логика авторов тут такая: дети не могут в силу анатомического развития сами иметь детей, значит Иисус таким завуалированным способом призывал к отказу от деторождения).


Еще одна антинаталистская улика из Нового завета — это обращение Иисуса: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!»


Очевидно, что, используя определенную оптику, можно найти подтверждение оправданности ее существования почти в любом произведении. Но кажется, что попытки отследить призывы к антинатализму в религиозных текстах, традиционно понимаемых как манифесты прокреации, действительно довольно парадоксальны.

В любом случае, можно посоветовать книгу Лохмановой всем любителям скрупулезного текстового анализа — а после античных и религиозных текстов, исследователи берутся за наследие христианского философа Владимира Соловьева.


P. S. Как изданию, которое пишет для родителей, нам кажется интересным и важным анализировать разные современные тенденции, связанные с деторождением. Государственная борьба за демографию варварскими способами, чайлдфри, отказ заводить детей из-за экологии и этический антинатализм — все эти позиции сосуществуют сегодня в одном пространстве и могут оказывать влияние на то, какое решение о планирование семьи каждый из нас в итоге примет.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...