В издательстве «Манн, Иванов, Фарбер» выходит книга логопеда Евгении Ершовой «Без паники! Что делать, если ребенок не говорит». Евгения Ершова закончила РГПУ им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, некоторое время преподавала там, занималась научной работой, но всегда больше тяготела к практической деятельности. Вот уже 17 лет работает с детьми, консультирует родителей и коллег по вопросам речевого и интеллектуального развития детей. В книге логопед делится простыми приемами и ценными рекомендациями, как помочь ребенку в речевом развитии, при этом не подталкивая его и не опережая естественный ход событий. «Без паники!» расскажет, как должна развиваться речь ребенка, как перестать волноваться, когда нет для этого повода, как выявить возможные речевые проблемы и начать их решать. Также Ершова дает чек-листы, практические задания и советы по ведению речевого дневника — то есть некую «дорожную карту», которая поможет сориентироваться в теме. С разрешения издательства НЭН публикует отрывок из книги, посвященный гулению, лепету и первым словам.
Первые звуки, которые мы слышим от детей, — это гуление.
Гуление обычно возникает в ответ на ваше появление: малыш улыбается и радостно двигает ручками и ножками. А затем он распевает гласные или произносит что-то похожее на «гу-гы» и даже на «агу». На этом этапе звуки произносятся детьми пока еще неосознанно. Интересно, что гулят все дети мира одинаково.
Мы вернулись из Кореи в Россию, когда Луке было почти два месяца. Он уже много гулил, а в пути вел себя особенно активно. В аэропорту Стамбула, где была пересадка, к нам подошла очень милая пожилая женщина из Великобритании и рассказала, что услышала Луку: он разговаривал совсем как ее трехмесячная внучка.
В возрасте шести месяцев дети начинают лепетать. В отличие от гуления, это уже более осознанное звучание. Так ребенок пытается произнести то, что часто слышит. В его лепете вы можете даже различить свои интонации, звуки вашего родного языка.
Разговаривая с малышом с первых дней его жизни, вы создаете фундамент для его дальнейшего речевого развития.
Я очень хорошо помню то утро, когда сыну исполнилось шесть месяцев. Он лежал в кровати и беззвучно, как рыбка, открывал рот, немного шлепая губами. А примерно через час расстроился из-за чего-то и пронзительно заплакал: «Ма-ма-ма». Голос соединился с артикуляцией, и мы услышали первый лепет.
Чтобы ребенок лепетал больше, ему нужно помочь. Если подражать его лепету, то он вам обязательно ответит. Иногда из лепетных слогов получаются похожие на слова сочетания, однако не стоит называть их первыми словами. Мой Лука часто лепетал «ма-ма» и «ам-ам». А я постоянно хотела есть. Когда события совпадали, становилось очень смешно.
Еще помню другой случай, когда я была чем-то расстроена и жаловалась мужу, а малыш в это время произнес: «Ма-ма бу-бу-бу». Настроение сразу же улучшилось.
Обратите внимание на РАЗНООБРАЗИЕ ЗВУКОВ у малыша. В лепете можно услышать практически все эти звуки: А, О, У, И, Ы, Э, Б, П, М, Т, Д, Н, Г, К, Х, В, Ф.
Если вы заметили, что какие-то из этих звуков ребенок не произносит, то обратите на них его внимание, покажите, как они произносятся. Можно просто задорно лепетать, а можно подобрать различные звукоподражания.
Вот несколько советов, как привлечь внимание малыша к тому или иному звуку:
Например: Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем малыша от головы до пяток), Поперек толстунюшки, А в ножки — ходунюшки (двигаем ногами ребенка), А в ручки — хватунюшки (сжимаем и разжимаем кулачки малыша).
Чтобы избежать трудностей с произношением народных потешек, которые могут показаться сложными с точки зрения лексики, обратитесь к более современным: в них соблюдены все ритмические традиции.
Потешки подчеркивают ритмичность речи, выстраивают в строгую последовательность слоги и звуки. Многократное повторение одного и того же четверостишия помогает малышу быстрее запомнить его и легко произнести.
Первое, что мы выучили с сыном, было стихотворение «Гуси, гуси! — Га-га-га». Правда, выговаривал Лука только два слога — «га-га» и «да-да». Тогда повторить цепочку из трех слогов было для него сложно. Способность воспроизвести ритмический рисунок, даже простой, приходит к ребенку не сразу, а развивается постепенно.
Еще одна полезная ритмическая игра — ладушки. Первые попытки игры в ладушки больше похожи на аплодисменты. Ребенок просто хлопает, но постепенно его движения подстраиваются под произношение, ритм стиха и ваши движения. Малыш хлопает громко или тихо, быстро или медленно, вместе с вами, повторяя за вами или самостоятельно. Так постепенно ребенок учится воспроизводить все более длинные и сложные ритмы. Для начала достаточно, чтобы он научился хлопать один или два раза, повторяя за вами.
Примеры ритмических игр с малышом:
— ладушки и потешки, где нужно ритмично хлопать;
— марши и другие песенки, где нужно топать;
— потешки с подбрасыванием на коленках;
— качели;
— барабан, бубен, маракас и все, что связано с музыкой.
Когда мы встречаем новое слово, то произносим его по слогам. Дети, повторяя за нами слова, тоже ориентируются на слоги. Малыши, которые недавно начали говорить, обычно произносят только первый слог или ударный, другие слоги они пропускают или переставляют местами. С развитием речи постепенно все слоги в словах встают на свои места — чувство ритма достигнуто.
Чувство ритма связано и с режимом дня, который для всех детей играет важную роль. Многие педагоги замечают, что систематические занятия, проходящие строго по расписанию, намного эффективнее, чем занятия с плавающим графиком.
У меня есть любимая игра на развитие чувства ритма у малышей. Наверняка вы помните из детства ее слова: «По кочкам, по кочкам…». Усадите ребенка к себе на колени и поиграйте с ним в нее. Малыши любят эту потешку, легко запоминают ритм и всегда ждут веселую концовку — «бух». Возможно, «бух» станет у ребенка одним из первых осознанных слов. Но сначала он запомнит потешку и выучит ее ритм.
Очень часто первые слова совершенно не похожи на привычные нам, их легко можно спутать с тем же гулением или лепетом. Поэтому, хотя и нельзя сказать, что вот оно — первое слово ребенка, неговорящим его уже называть несправедливо.
СЛОВА — это ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКАМИ предметов или действий.
В силу несформированности фонематического слуха и незрелости органов артикуляции у детей привычное нам звучание слов может искажаться до неузнаваемости.
Например, первое слово, которое мы с мужем распознали среди лепета сына, было «ань», что означало «звезда». Произносил он его осознанно с десяти месяцев, но только ближе к году мы поняли значение. А я-то ждала «мама»!
Первые слова ребенка отличаются от привычных нам не только по звучанию — даже смысл у них другой.
Значение переходит от одного предмета к другому по не всегда понятным нам причинам. Дети видят и обозначают предметы иначе. Поэтому часто речь малыша понятна лишь близким: они не только ориентируются на звучание, но и понимают ситуацию в целом.
У моего сына слово «ань» получило широкое применение: Лука называл так все светящиеся предметы (фары, светофор, другие лампы, солнечного зайчика). Мою маму зовут Света, и почти до двух лет Лука звал ее «Ань-Ань». Потом было еще несколько забавных словечек с устойчивым значением: патити (намазать), абрабрабра (что-то забыли).
Как-то на консультации двухлетний мальчик называл красный цвет «ай-ай», и я поинтересовалась у мамы, откуда такое название. Мама рассказала: вместо того чтобы изучать цвета в играх, которые она в большом количестве купила или сделала сама, малыш выучил красный, желтый и зеленый по светофору. Малышу говорили, что на красный переходить нельзя, поэтому и закрепилось за красным цветом «ай-ай» в значении «нельзя».
Как правило, первые и понятные всем слова ребенка состоят из одного-двух слогов. Малыш как будто отбирает из речи взрослого те слова, которые может повторить, и произносит их вслух.
У Луки были мягкие игрушки — лось и заяц, он их любил и часто играл с ними. Я учила его: вот это — заяц, а это — лось. Казалось бы, простые слова. Он их знал, но не мог произнести. Стоило чуть изменить и упростить слова, как в речевой дневник (о нем мы поговорим с вами отдельно) можно было записать: заяц — «зая», лось — «лоло». В первом случае количество слогов сохранилось, но я убрала труднопроизносимый звук ц, а во втором слогов стало больше, но сама структура слога значительно упростилась. Подобные легкие манипуляции со словами помогают «запустить» речь ребенка. Постепенно малыш выучит и «нормальные» слова.
ДЕТИ ЧАСТО УПРОЩАЮТ СЛОВА: — заменяют сложные звуки простыми («юка» — рука); — пропускают сложные звуки («гока» — горка); — используют первые или ударные слоги знакомых слов («ка» — каша); — пропускают слоги («сина» — машина).
Детское слово не совпадает по звучанию с привычным для нас словом, потому что артикуляционный аппарат ребенка пока не готов, его фонематический слух еще плохо развит, но за этим звучанием закрепляется значение. Причем ребенок обычно строго следит, чтобы вы произносили это слово правильно.
Один слог у ребенка может обозначать несколько предметов, которые никак не связаны друг с другом по смыслу. Одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает абсолютно разные понятия. Например, «ба» или «баба» у Луки означало и «бабушка», и «овечка» (вместо «бе-бе»), и «машина» (вместо «би-би»).
Порой очень сложно бывает понять, что же ваш ребенок имеет в виду. Однажды зимой я несла Луку на руках, а он повторял: «Се». Я думала, что он про серый цвет трактора, но малыш не сдавался и в итоге прокричал: «Зима, се!» — «А-а-а, снег?! Да, много снега вокруг».
Главное, что нужно делать в таких ситуациях, — это не отмахиваться от ребенка, а попытаться его понять. Малыш очень заинтересован в том, чтобы его услышали. Попытки родителей понять развивают у детей умение объяснять и не сдаваться в случае неудачи.
Часто можно слышать, как взрослые, общаясь с ребенком, говорят его же словами. Им кажется, что ребенку так понятнее. Важно не застрять на таком произношении и, как только ребенок начал использовать это слово в речи, сразу же перейти с ним на «нормальный» вариант.
У Луки интересная эволюция произошла со словом «бабушка». Сначала он говорил «баба». Потом я начала учить его произносить «бабушка», но это слово ему никак не давалось. Мой брат предложил вариант «бабуля», и сын сразу же его повторил. Между «баба» и «бабуля» прошел примерно год.
Есть такие слова, которые ребенок может произнести, но не находит для этого подходящих ситуаций. В подобных случаях я подбирала несложные стихи и песенки с этими словами. Например, мы с Лукой учили кусочек из сказки «Кошкин дом»: Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Лука легко выговаривал слова «дом» и «бом». Они похожи по звучанию, поэтому тут не только закреплялись значения слов, но и тренировалось произношение.
В эмоциональной ситуации ребенок выражает свои желания словами: «на», «дай», «бам», «би-би». Для первых слов важны эмоции. Малыш быстрее повторит крики («Ура!», «Гол!», «Раз, два, три — беги!»), чем назовет кошку кошкой или расскажет, какого цвета трава.
Одни и те же слова могут не только называть разные предметы, но и одновременно с предметом обозначать действия. «Би-би» — машинка, а «би-би» с более требовательной интонацией — дай машинку.
В активном словаре годовалого ребенка должно быть несколько слов, но следует учитывать индивидуальные различия в речевом развитии детей. Так, следить за речевым развитием малыша помогает ведение речевого дневника.