Редакция
6 September 2020

«Тело, как и всего себя, важно любить и ценить, ведь оно помогает нам жить, носит нас, делает для нас разные дела и обеспечивает нас энергией»: отрывок из книги Екатерины Сигитовой «Как бы тебе объяснить..»

Екатерина Сигитова — психотерапевт, доктор наук, мама и автор книги «Рецепт счастья: Принимайте себя три раза в день» — написала новую книгу. На этот раз обращенную к родителям. Она называется «Как бы тебе объяснить: Находим нужные слова для разговора с детьми» и помогает родителям запустить обсуждения важных тем с ребенком — смерть, секс, развод, дискриминация, отношения и многое другое. С разрешения издательства «Альпина.Дети», в котором вышла «Как бы тебе объяснить…», мы публикуем отрывок из главы, которая называется «Как разговаривать с детьми о теле». В аннотации к книге поэтесса Маша Рупасова рекомендует прочесть эту книгу еще до того, как вы в принципе начнете обсуждать с ребенком серьезные темы, так что даже если у вас младенец, все равно прочтите этот фрагмент, он обязательно пригодится вам в будущем.

Ниже — очень-очень краткий гид по анатомии и физиологии человеческого тела, а также по его потребностям, изменениям и пр. Вы можете разворачивать и дополнять любое предложение из него — столько, сколько захотите. Если не хотите или дополнять нечем, можно оставить и так, предложив ребенку самому поискать дополнительную информацию в интернете, а потом рассказать вам.

1. Основы анатомии

У людей чаще всего по две руки и ноги, на которых по пять пальцев с ногтями (тут можно добавить, что бывают разные варианты: иногда люди теряют части тела из-за травм или болезней, а иногда рождаются без них или с лишними).

Еще есть голова, грудная клетка, живот, спина и таз. У взрослых женщин есть грудь, у всех взрослых людей есть волосы на теле. Снаружи тела — кожа, под ней слой жира, дальше — мышцы и связки, которые прикрепляются к костям. Внутри костей может быть костный мозг.

В голове, внутри крепкого костяного черепа, тоже есть мозг, но он не костный, а головной. А внутри костяного позвоночника — мозг спинной. От головного и спинного мозга ко всем местам тела идут белые веревочки — нервы.

На лице есть глаза, нос, губы и щеки, по бокам лица расположены уши. Во рту есть язык и зубы, а также слюнные железы. В теле много и других желез — в шее щитовидная, в животе поджелудочная (она лежит примерно под желудком, поэтому так называется).

В груди, за ребрами, находятся правое и левое легкие, а между ними — сердце. От сердца ко всем участкам тела идут трубки, по которым бежит кровь. Грудную клетку от живота отделяет специальная мышца — диафрагма.

В животе нет ребер, там находятся желудок и несколько метров кишечника, они уложены зигзагами и петлями, чтобы лучше умещались. Еще там есть печень, а ближе к спине — две почки, справа и слева от позвоночника. Живот переходит в таз, это такая костная чаша, в которой уложены нижние толстые петли кишечника. Еще там есть мешочек для мочи — мочевой пузырь.

У девочек и женщин там есть еще матка и яичники, они бывают нужны взрослым, если хочется родить ребенка. У мальчиков и мужчин внизу таза, между ногами, есть яички — они тоже бывают нужны взрослым для заведения детей. Сзади таза, между ягодицами, есть отверстие, через которое люди какают. А спереди у девочек отверстие, через которое они писают, а у мальчиков пенис с отверстием на конце, через него тоже писают. У девочек есть еще одно отверстие — оно ведет в вагину и оттуда в матку. Оно связано с сексом и беременностью, детям оно обычно не требуется, поэтому часто бывает закрыто пленочкой.

2. Что и как работает

Тело — как волшебная машина, оно сложнее, чем самый дорогой компьютер. Оно строит само себя, восстанавливает и заживляет себя, оно растет, оно поддерживает все системы, которые нужны для жизни.

Сердце бьется и гоняет кровь, кровь носит кислород, органы его используют и взамен отдают углекислый газ, легкие дышат и обменивают этот газ снова на кислород.

Глаза видят, уши слышат, язык чувствует вкус, нос нюхает, пальцы трогают и ощущают.

Еда измельчается зубами, потом спускается в желудок, из него в кишечник, там ее заливает жидкостями для переваривания, и специальные вещества в этих жидкостях расщепляют сложную еду на простые компоненты, из которых наше тело в автоматическом режиме берет энергию, стройматериалы и всякое полезное. Остатки еды выходят через попу (да, да, попа!).

Мышцы сокращаются, чтобы мы могли двигать руками, ногами, губами и ушами. Это мы делаем, когда захотим, а есть еще мышцы, которыми мы не можем управлять сознательно (например, мышца в глазу, которая расширяет и сужает зрачок).

Кости и связки все это держат и защищают, они очень твердые и упругие.

В голове находится головной мозг, он не только думает, но и управляет всем телом через щупальца-нервы, которые, как веревочки, протягиваются к каждому органу и местечку на теле.

Кожа защищает и укрывает все тело плотным покрывалом, а также помогает нам регулировать температуру и немножко участвует в создании нужных для тела веществ.

Почки выкачивают из крови ненужные вещества и лишнюю жидкость и создают из этого мочу, которой мы писаем.

Яичники создают яйцеклетку, а яички — сперматозоиды, матка у взрослых женщин вынашивает ребенка, а когда не вынашивает, каждый месяц обновляет свой внутренний мягкий слой — это называется менструация.

Есть и другие органы, например селезенка, щитовидная железа, печень и т.д. У каждого органа есть какая-то задача, а может, и не одна. Все они нам очень нужны, хотя иногда бывает и так, что человек живет без каких-то органов (но без некоторых органов, например без одной почки, можно жить, а без сердца точно нельзя).

3. Что телу нужно и чего не нужно

У нашего тела есть потребности — как те, без которых мы просто не сможем жить, так и те, которые делают жизнь лучше и приятнее.

Например, нам обязательно нужно дышать, есть и пить, спать, ходить в туалет. Все это никак нельзя забыть или пропустить. Дышим мы автоматически, и нам не нужно беспокоиться на этот счет. Также мы автоматически засыпаем, если достаточно сильно хотим спать, потому что телу нужен отдых. А вот едим, пьем и ходим в туалет не совсем автоматически — сначала чувствуем голод и жажду или позыв, когда надо в туалет.

У тела есть и другие потребности — без них прожить, наверное, можно, но не так-то просто. Например, телу нужно быть чистым и здоровым, нужно достаточно отдыхать и двигаться, нужно быть в тепле, нужна удобная одежда и обувь и место для сна. Также телу нужна нагрузка — ему надо что-то делать и чувствовать себя усталым.

Есть много того, что полезно нашему телу, то есть делает, его лучше, сильнее, выносливее, удобнее — или, по крайней мере, сохраняет все хорошее как есть. Есть и много того, что телу вредно, то есть то, что усложняет его работу и мешает некоторым здоровым процессам. Но иногда люди по разным причинам привыкают делать что-то вредное для тела. Существует даже такое выражение — вредные привычки. Есть и полезные привычки — ведь можно привыкнуть делать что-то полезное.

4. Контакт с телом, забота о нем и любовь к нему

Чтобы с телом все было хорошо, нам нужно быть внимательными к нему и его потребностям, так же как мама и папа внимательны к тому, что нужно ребенку. Обычно тело подает сигналы, если ему что-то требуется: когда нужна еда, мы чувствуем голод; когда нужна вода — жажду, когда нам неудобно сидеть — желание переменить позу, и так далее. Также оно подает сигналы, если чего-то уже достаточно, хватит, больше не надо. Эти сигналы важны, и, если они к тебе приходят, их нужно слушать — только не ушами, а головой, то есть соглашаться с телом, что это сейчас важно, и придумывать способ сделать это.

Многие люди не слушают эти сигналы. Когда ты чем-то сильно занят, довольно легко забыть про важные потребности тела — отвлечься и не поесть, не попить вовремя, не успеть сходить в туалет, или очень сильно устать из-за того, что не получилось вовремя отдохнуть, или не помыться вовремя, или не подвигаться. Но это не всегда безопасно. Обычно после этого тело какое-то время работает немного хуже, потому что ему сложно обходиться без важного. А иногда мы даже можем навредить себе, если не откликаемся вовремя на потребности тела и не заботимся о том, чтобы у тела было все, что ему нужно.

Чтобы заботиться о теле, достаточно соблюдать базовый баланс (чтобы всего было в меру). Например, еды и воды должно быть достаточно, чтобы чувствовать себя хорошо. Но не слишком много, потому что тогда мы нагрузим тело ненужными веществами и заставим его переваривать их, а потом еще и куда-то девать. Еще должно быть достаточно движения, чтобы в теле не застаивалась кровь и не слабели мышцы. Но не слишком много — иначе можно очень сильно устать и даже получить травму (то есть тело не выдержит нагрузки и сломается в самом слабом месте). И так далее, для каждой потребности есть баланс, который несложно почувствовать, если слушать сигналы тела.

Тело, как и всего себя, важно любить и ценить, ведь оно помогает нам жить, носит нас, делает для нас разные дела и обеспечивает нас энергией. Оно крепкое, выносливое и очень-очень сложное — тысячи разных процессов и механизмов, миллионы и миллиарды клеток каждый день работают для нас. Важно не мучить его, то есть не заставлять постоянно делать что-то, что ему тяжело или не нравится, и не перегружать его избытками, когда ему уже не надо. Ведь когда любишь кого то, хочется его радовать и делать только приятное и полезное. С телом так же.

5. Изменения тела во времени

Тело не всегда одинаковое. Младенец рождается очень-очень маленьким, потом быстро растет, и его тело меняется. Ноги и руки становятся длиннее, он набирает вес и становится тяжелее, а еще у него постоянно растут волосы и ногти.

Примерно в возрасте 11–13 лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) тело начинает потихоньку становиться таким же, как у взрослых. Оно пока еще не совсем взрослое, но уже в чем-то похоже, потому что в нем начинают работать взрослые гормоны — это такие химические вещества, которые постепенно делают детей похожими на взрослых мужчин или на женщин. Например, у девочек начинает расти грудь, увеличиваются бедра и попа. У мальчиков становятся шире плечи. Потом у девочек начинается менструация (ежемесячное нормальное кровотечение — так матка обновляет свой внутренний слой клеток, готовясь к возможному вынашиванию ребенка).

Иногда от гормонов у мальчиков и девочек портится кожа, в основном на лице и плечах, и появляются прыщи. Этот период называется пубертат, а дети в это время называются подростками, потому что они уже подросли, но еще не выросли окончательно.

Тело подростка может расти неравномерно, очень быстро или очень медленно, поэтому подростки могут выглядеть очень по-разному, и многим из них не нравится собственная внешность, особенно прыщи. Их можно понять. Но это все временно.

К 17-18 годам у большинства подростков гормоны перестают так уж сильно действовать в теле, да и само тело почти перестает расти. Подростки становятся юношами и девушками и начинают выглядеть как взрослые люди. Правда, некоторые растут до 22–25 лет, но это не  очень частые случаи.

Наши тела меняются и потом, когда мы уже взрослые. Только не так бурно. Мы можем становиться толще или худее, можем наращивать мышцы в спортзале и быть сильнее или слабее. Если мы чем-то болеем, болезни могут изменить наше тело — и то, как оно выглядит, и то, как оно работает. Разные привычки тоже могут изменить тело — например, у тех, кто много курит, могут пожелтеть зубы.

Тела женщин меняются от вынашивания и рождения детей — например, может увеличиться грудь, может стать больше живот, на коже могут появиться полосы от того, что кожа растянулась, когда внутри матки был ребенок (они называются растяжки). Все это очень важные и нужные изменения, они естественны и правильны.

А еще тело меняется от того, что ему исполняется все больше лет и оно потихоньку изнашивается и стареет. Старение — очень медленный процесс, но он начинается довольно рано, иногда уже в 30–35 лет. На лице появляются морщинки, на голове растут седые волосы, тело потихоньку теряет молодую силу и выносливость. Примерно в 50–55 лет у женщин прекращается менструация — это значит, что они уже не смогут зачать ребенка, даже если захотят. Как правило, постаревшие люди достаточно часто болеют и их тело в целом работает хуже, чем у молодых и у детей. Например, им может быть сложно ходить и делать какие-то дела. Это тоже нормальные изменения. Все мы когда-нибудь будем старыми, и наши тела поменяются, но до этого еще далеко.

Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе