партнерский материал

5 фактов об истории детского рисунка, которые вы не знали

К детским рисункам мы часто относимся как к шагу на пути к рисункам взрослым: ой, смотрите, ребенок нарисовал планету квадратной, ну ничего, вырастет — научится рисовать правильно. Между тем детские рисунки — это гораздо больше, чем просто «каляки-маляки». Вместе с Kinder®Шоколад мы узнали, что нарисовал мальчик из Новгорода почти тысячу лет назад и почему на рисунки детей надо обращать больше внимания.

1. Дети рисовали еще до появления бумаги

Чем занять ребенка? Этим вопросом задаются не только современные родители. Жители Киевской Руси XI века тоже ломали голову: ну как же выкроить себе свободную минутку? Кто-то догадался дать детям кусочки бересты и железный стержень.

Записка на бересте, найденная при раскопках древнего Новгорода. Фото: Wikimedia

Так получился самый древний детский рисунок из найденных археологами. По всей видимости, это записка маленького мальчика из Новгорода, где изображены ребенок и взрослый с орудиями труда (острыми). Так мы узнали, что отсутствие бумаги и чернил не мешало детям выражать себя тысячу лет назад.

2. Дети рисовали в учебниках средневековых монастырей

Дети продолжали выражать себя в творчестве даже во времена сурового Средневековья. Недавно ученые обнаружили книгу XIV века из францисканского монастыря в Неаполе, в которой есть самые настоящие каракули на полях учебных текстов об астрономии и астрологии. Специалисты установили, что это изображения человека, а также коровы, лошади или монстра, которые нарисовал ребенок 4–6 лет.

Одноклассник, учитель или кто-то воображаемый? Ученые продолжают исследовать этот детский рисунок XIV века. Фото: библиотека Пенсильванского университета

И шестьсот лет назад детям нравилось играть, фантазировать, мечтать, придумывать моменты радости и выражать это все в рисунках, точно так же, как сегодняшним детям, даже во время серьезных уроков с железной дисциплиной.

3. До XIX века ученые считали, что детские рисунки — это каляки-маляки

С началом эпохи Просвещения детям вообще и их рисункам в частности стали уделять внимание, как никогда раньше. Тем не менее к детским рисункам взрослые продолжали относиться снисходительно. Это заметно на примере мнений трех ученых, которые можно прочитать в книге «Раскрывая историю детского рисунка и искусства».

Философ и писатель Жан-Жак Руссо считал, что детские каляки-маляки — это мило и забавно, но, если рисунок не удался (в его понимании, это когда предмет слишком не похож на реальный), следует поступить так:

Сделайте ему красивую позолоченную рамку, и тогда все будут хвалить рамку и не заметят сам рисунок.

Педагог Иоганн Песталоцци писал, что предмет, который рисует ребенок (здесь, опять же, речь о срисовывании, что тогда было равно рисованию), нужно обязательно помещать перед собой:

Чтобы все было правильно.

А другой знаменитый педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель говорил:

Рисунки — это способ ребенка выразить себя, но их нужно рассматривать как тренировку художественного вкуса.

4. В XX веке на детские рисунки взглянули по-новому. Причина: дочь психолога завалила рисунками дом

Современные родители придумывают разные способы, как сохранить рисунки детей: от альбомов и уголков творчества в детской до более оригинальных — например, запечатлеть рисунки в виде тату.

В прошлом таких возможностей было не так много, поэтому психолог Жорж-Анри Люке решил сохранить рисунки своей дочери в виде… докторской диссертации!

8 последовательных рисунков дочери Люке Гаянт, которые она нарисовала в разном возрасте. Ученый назвал этот цикл «Типы роста». Фото: Arts & Sociétés

Десять лет он изучал 1700 рисунков дочери (которая, как видно, очень любила рисовать), начиная с ее трехлетнего возраста, все тщательно документировал и подписывал. В итоге Люке придумал классификацию того, как ребенок учится рисовать, разделив этот процесс на 4 этапа, — и теперь это всемирно признанный подход. Психолог также пришел к выводу, что ребенок не просто рисует — а по определенному сюжету. И это в том числе положило начало когнитивной психологии.

5. Сегодня по рисункам детей определяют творческий потенциал

В XX веке внимания детским рисункам уделялось все больше. Психологи и педагоги признали ценность рисунков как способа самовыражения. Постепенно рисунки превратились в настоящий документ для исследований. Так, психологи Королевского колледжа Лондона изучили рисунки более чем 15 000 четырехлетних детей. Те, кто хорошо рисовал, через десять лет лучше справились с тестами на интеллект.

Но ученые уверяют:

Если ребенок плохо рисует, это не значит, что всю оставшуюся жизнь он будет переворачивать гамбургеры.

Просто это говорит о том, как изменилось отношение к детским рисункам за несколько столетий.

С появлением новых технологий рисунки не только не исчезли, но и приобрели новое значение — например, теперь их используют в медицине, антропологии, дизайне. Недавно архитекторы сделали огромную доску с рисунками, чтобы лучше спроектировать общественное пространство в библиотеке Сиднея. Так рисунки превратились от способа занять ребенка к важному увлечению, которое может помочь в будущем найти себя.

Но чтобы рисунки стали действительно важной частью развития ребенка, его нужно обязательно похвалить за старания. Ведь ребенок стремится поделиться не столько самим рисунком, сколько моментом радости, который там изображен. Благодаря кампании Kinder® Шоколад «Маленькие идеи для моментов радости», теперь делиться детскими рисунками стало проще, еще и интересные призы можно выиграть!

Для участия в акции:

1.

Попросите ребенка нарисовать лучший момент радости, который он может себе представить. Это может быть постройка шалаша, веселый праздник с друзьями или поездка в парк аттракционов. Главное — идея должна быть реалистичной, чтобы ее можно было воплотить в жизнь.

2.

Загрузите рисунок на сайт акции вместе с чеком (-ами) с тремя продуктами Kinder®Шоколад.

3.

Рисунок появится в онлайн-галерее, и вы получите гарантированный приз: сертификат «Создатель момента радости», а также онлайн-курс из 20 уроков по рисованию!

4.

Приглашайте родственников и друзей голосовать за рисунок вашего ребенка и попадайте в топ-100.

5.

Жюри выберет 3 рисунка среди топ-100, авторы которых появятся на упаковке Kinder®Шоколад, а их идеи Kinder® воплотит в жизнь.