Каждое лето интернет-сообщества дымятся от обсуждений полетов c детьми. Одни обвиняют «черствых и эгоистичных» пассажиров, не желающих входить в положение родителей, другие — пап и мам, которые плохо подготовились, ужасно воспитали ребенка и вообще почему-то решили, что имеют право отдыхать, а не сидеть тихонько дома.
Но не всегда ребенок и его родители становятся врагами с человеком, который сидит спереди или еще парой-тройкой людей в пределах слышимости. Разбираем три собирательных кейса вместе с семейными психологами Варварой Шестан, Дарьей Даньшиной и Ольгой Моручковой.
Молчала и в конце взорвалась!
Что произошло?
Недавно в сети постили и обсуждали видео, где пассажирка в конце полета срывается на родителей и ребенка: он всю дорогу пинал ее кресло, а родители ничего не предпринимали.
В чем проблема?
В этом случае женщина ждала до последнего, надеясь, что родители попросят ребенка успокоиться, но не говорила о своих чувствах вслух и ожидаемо дошла до точки кипения.
Навык терпеть в нас развивают с детства, позже это подпитывается особенностями менталитета и культуры. С одной стороны, мы учимся переносить неудобства, с другой — не всегда различаем, где можно и нужно потерпеть, а где нет. Поэтому многие терпят везде и всегда, боясь показаться странными или невоспитанными.
Но позаботиться о себе — совершенно нормально. Можно открыть окно, если жарко, переобуться, если ботинки жмут, попросить не барабанить по спинке кресла, если это приносит дискомфорт.
Всегда есть вероятность, что ваша просьба вызовет негатив. Но ведь это не значит, что просить плохо. Учитесь делать это спокойно, четко, без двойных посланий, и шансы на понимание увеличатся.
Как быть?
Помните детский рассказ «Волшебное слово» Валентины Осеевой, где мальчик просто начал говорить «пожалуйста» и смог найти общия язык со всеми родственниками? Или сказку про Крошку Енота? В реальной жизни это все, пусть и не без сбоев, но тоже работает. Постарайтесь найти силы говорить вежливо, тактично, без язвительности, и это значительно повысит шансы быть услышанным.
Если вы пассажир:
Если вы родитель:
Они что, не понимают, что ребенку тяжело?
Что произошло?
Несколько лет назад британские таблоиды и наши СМИ обсуждали «демонического ребенка»: мальчик практически без перерыва орал в течение восьмичасового перелета, превращая полет в ад для пассажиров. Точную причину такого поведения не знал никто. По одной из версий, у ребенка были особенности развития, и он таким образом реагировал на стресс и новую обстановку.
В чем проблема?
Часто причина плача или просто плохого поведения кажется самим родителям очевидной: у ребенка СДВГ и он не может сидеть на месте спокойно, у младенца колики и закладывает уши — неужели нельзя войти в положение?!
Но дело в том, что остальные пассажиры — не ясновидящие и могут не знать, почему именно ребенок находится в истерике, и можно ли на это повлиять. Мало того, у них тоже случаются свои проблемы, истощающие запасы эмпатии — головная боль, тяжелый день или личная трагедия. Кто-то может лететь от больного родственника или мечтать выспаться, потому что это третий рейс за сутки.
Как быть?
Если вы родитель, постарайтесь до полета:
Во время полета куда важнее позаботиться не о комфорте соседей, а о комфорте ребенка, именно это сделает путешествие беспроблемным. В этом родителям поможет сделать чемодан Jet Kids™ by Stokke®. Дети могут использовать его в салоне как подставку для ног или превратить стандартное место эконом-класса в кресло первого класса: раскладная крышка увеличивает длину сиденья, а матрас и мягкие боковые подушки трансформируют чемоданчик в удобное спальное место. Он компактный, но вместительный: ребенок сможет сложить туда все любимые игрушки (а если не влезут — в чемодане есть дополнительное место для хранения вещей под крышкой). Малышам будет удобно самостоятельно возить его по терминалу или же кататься на нем верхом (а не на родителях). Еще дети его точно не потеряют: ведь в комплекте к чемодану есть специальные наклейки, с помощью которых можно создать индивидуальный дизайн.
Постарайтесь во время полета:
Если вы пассажир
Извините нас, пожалуйста!
Что произошло?
В Сети есть много историй, когда молодые родители перед полетом заранее кладут каждому пассажиру записку с извинениями, беруши и конфетку. Похожим образом поступил звездный папа Джордж Клуни: отправляясь в полет с близнецами Эллой и Александром, Клуни с женой раздали пассажирам наушники с шумоподавлением и извинились за то, что путешествуют с детьми.
В чем проблема?
Такое поведение заведомо ставит родителей в роль вечно виноватых, совершающих нечто ужасное. Важно понимать, что ребенок на борту самолета — это такая же норма, как и ребенок в торговом центре или на автобусной остановке. Дети — часть мира, и для них не нужны специально отведенные общественные места. Это просто люди со своими желаниями и потребностями, так же, как и мужчина, который хочет поспать или подросток, слушающий музыку.
Когда мы видим пожилую женщину, которая не успевает дойти до другой стороны дороги, пока горит зеленый свет, мы же не говорим «раз уж она такая медленная, пусть сидит дома».
Чтобы не испытывать чувство вины, важно четко осознавать, где заканчивается ответственность родителя за поведение ребенка. Регулировать, направлять, ограничивать и влиять на него взрослый может, но иногда ребенок все равно будет плакать, потому что у него заложило уши или ему страшно.
А еще родитель не несет ответственности за чувства другого человека, который решил раздражаться или разозлиться на плач ребенка. Это выбор самого человека — отнестись к ситуации с пониманием и уважением или испортить себе полет. В зоне контроля родителя его чувства и состояние малыша (и то, 50/50), и именно на этом важно сосредоточиться во время полета.
Как быть?
Грамотно сформулированная просьба от пассажира и «извинение» от родителей могут решить перелетный конфликт еще до его начала. А фразы, которые содержат проявление эгоизма, агрессивности или демонстрацию превосходства, будут провоцировать конфликты, а не помогут решить ситуацию.
Если вы пассажир
Стоп-фразы
Если вы родитель
Стоп-фразы
Этот материал мы подготовили вместе с Jet Kids™ by Stokke®. Возьмите этот чемодан с собой, чтобы обеспечить ребенку все условия для комфортного полета. Ребенок сложит в него свои вещи и поспит на нем во время полета. А еще малыш сможет без проблем возить его по терминалу самостоятельно или кататься на нем верхом (а не на родителях).
Еще почитать по теме
«Нету у нас денег на билеты в бизнес, мы все деньги уже на памперсы потратили»: матери поделились впечатлениями о перелетах с маленькими детьми