партнерский материал

«Да хватит пинать мое кресло»: почему детей в самолетах все ненавидят

Каждое лето интернет-сообщества дымятся от обсуждений полетов c детьми. Одни обвиняют «черствых и эгоистичных» пассажиров, не желающих входить в положение родителей, другие — пап и мам, которые плохо подготовились, ужасно воспитали ребенка и вообще почему-то решили, что имеют право отдыхать, а не сидеть тихонько дома.
Коллаж Паулы Доменти

Но не всегда ребенок и его родители становятся врагами с человеком, который сидит спереди или еще парой-тройкой людей в пределах слышимости. Разбираем три собирательных кейса вместе с семейными психологами Варварой Шестан, Дарьей Даньшиной и Ольгой Моручковой.

Молчала и в конце взорвалась!

Что произошло?

via GIPHY

Недавно в сети постили и обсуждали видео, где пассажирка в конце полета срывается на родителей и ребенка: он всю дорогу пинал ее кресло, а родители ничего не предпринимали.

В чем проблема?

В этом случае женщина ждала до последнего, надеясь, что родители попросят ребенка успокоиться, но не говорила о своих чувствах вслух и ожидаемо дошла до точки кипения.

Навык терпеть в нас развивают с детства, позже это подпитывается особенностями менталитета и культуры. С одной стороны, мы учимся переносить неудобства, с другой — не всегда различаем, где можно и нужно потерпеть, а где нет. Поэтому многие терпят везде и всегда, боясь показаться странными или невоспитанными.

Но позаботиться о себе — совершенно нормально. Можно открыть окно, если жарко, переобуться, если ботинки жмут, попросить не барабанить по спинке кресла, если это приносит дискомфорт.

Всегда есть вероятность, что ваша просьба вызовет негатив. Но ведь это не значит, что просить плохо. Учитесь делать это спокойно, четко, без двойных посланий, и шансы на понимание увеличатся.

Как быть?

Помните детский рассказ «Волшебное слово» Валентины Осеевой, где мальчик просто начал говорить «пожалуйста» и смог найти общия язык со всеми родственниками? Или сказку про Крошку Енота? В реальной жизни это все, пусть и не без сбоев, но тоже работает. Постарайтесь найти силы говорить вежливо, тактично, без язвительности, и это значительно повысит шансы быть услышанным.

Если вы пассажир:

  • Сформулируйте четкую, а главное реальную просьбу. Можно ли заставить младенца замолчать? Нет. Можно ли попросить, чтобы тоддлер смотрел планшет в наушниках? Да. Можно ли попросить вообще не летать с детьми? Нет. А попросить стюардессу найти для вас другое место? Да.
  • Откажитесь от сарказма, демонстрации своей успешности как родителя и от личных замечаний.
  • Вспомните, что обеим сторонам тяжело, поскольку ситуация касается третьего, маленького человека, у которого свои планы на уме.
  • Помните, что агрессия порождает агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие во время беседы хотя бы ради себя и своего комфорта.

Если вы родитель:

  • Попросите попутчика перестать с вами разговаривать так (здесь сразу стоит уточнить, как так — так громко, так грубо, употребляя те слова, которые вас задевают.
  • Не вводите в разговор новые темы, ведь основная задача — остановить необоснованные нападки в вашу сторону, а не начать новую беседу о том, стоит ли заводить детей.

Они что, не понимают, что ребенку тяжело?

Что произошло?

via GIPHY

Несколько лет назад британские таблоиды и наши СМИ обсуждали «демонического ребенка»: мальчик практически без перерыва орал в течение восьмичасового перелета, превращая полет в ад для пассажиров. Точную причину такого поведения не знал никто. По одной из версий, у ребенка были особенности развития, и он таким образом реагировал на стресс и новую обстановку.

В чем проблема?

Часто причина плача или просто плохого поведения кажется самим родителям очевидной: у ребенка СДВГ и он не может сидеть на месте спокойно, у младенца колики и закладывает уши — неужели нельзя войти в положение?!

Но дело в том, что остальные пассажиры — не ясновидящие и могут не знать, почему именно ребенок находится в истерике, и можно ли на это повлиять. Мало того, у них тоже случаются свои проблемы, истощающие запасы эмпатии — головная боль, тяжелый день или личная трагедия. Кто-то может лететь от больного родственника или мечтать выспаться, потому что это третий рейс за сутки.

Как быть?

Если вы родитель, постарайтесь до полета:

Во время полета куда важнее позаботиться не о комфорте соседей, а о комфорте ребенка, именно это сделает путешествие беспроблемным. В этом родителям поможет сделать чемодан Jet Kids™ by Stokke®. Дети могут использовать его в салоне как подставку для ног или превратить стандартное место эконом-класса в кресло первого класса: раскладная крышка увеличивает длину сиденья, а матрас и мягкие боковые подушки трансформируют чемоданчик в удобное спальное место. Он компактный, но вместительный: ребенок сможет сложить туда все любимые игрушки (а если не влезут — в чемодане есть дополнительное место для хранения вещей под крышкой). Малышам будет удобно самостоятельно возить его по терминалу или же кататься на нем верхом (а не на родителях). Еще дети его точно не потеряют: ведь в комплекте к чемодану есть специальные наклейки, с помощью которых можно создать индивидуальный дизайн.

  • Выбирайте рейс, который подходит для режима ребенка, чтобы он мог поспать.
  • Продумайте, какие игрушки, книжки, мультики вы возьмете на борт, чтобы занять время.
  • Подготовьте себя к тому, что во время полета ребенок может быть особенно капризным и требовать внимания.
  • Обсудите правила, если речь идет о детях старшего дошкольного возраста или более взрослых: говорить тихо; сразу сообщать, если больно, страшно, скучно; не кидать вещи, не пинать кресла, не мусорить. Эти правила можно оформить в виде карточек и брать с собой в поездки.

Постарайтесь во время полета:

  • По возможности сохраняйте внутреннее спокойствие, объясните ребенку правила, повторите инструкции несколько раз;
  • Обратитесь к персоналу самолета, предупредите о состоянии здоровья маленького пассажира, если у ребенка есть особенности развития, и вы боитесь, что не справитесь;
  • Обратитесь к соседям и попросите их озвучивать все сложности, если они возникнут: таким образом конфликт можно предотвратить заранее.

Если вы пассажир

  • Обращайтесь с просьбой к родителям, а не к детям.
  • Говорите напрямую, что именно вам причиняет дискомфорт: музыка очень громкая и мешает спать, ребенок стучит по креслу и болит спина.
  • Попросите персонал самолета о помощи, если родители игнорируют ваше обращение.
  • Если чувствуете в себе силы, предложите помощь родителям.

Извините нас, пожалуйста!

Что произошло?

via GIPHY

В Сети есть много историй, когда молодые родители перед полетом заранее кладут каждому пассажиру записку с извинениями, беруши и конфетку. Похожим образом поступил звездный папа Джордж Клуни: отправляясь в полет с близнецами Эллой и Александром, Клуни с женой раздали пассажирам наушники с шумоподавлением и извинились за то, что путешествуют с детьми.

В чем проблема?

Такое поведение заведомо ставит родителей в роль вечно виноватых, совершающих нечто ужасное. Важно понимать, что ребенок на борту самолета — это такая же норма, как и ребенок в торговом центре или на автобусной остановке. Дети — часть мира, и для них не нужны специально отведенные общественные места. Это просто люди со своими желаниями и потребностями, так же, как и мужчина, который хочет поспать или подросток, слушающий музыку.

Когда мы видим пожилую женщину, которая не успевает дойти до другой стороны дороги, пока горит зеленый свет, мы же не говорим «раз уж она такая медленная, пусть сидит дома».

Чтобы не испытывать чувство вины, важно четко осознавать, где заканчивается ответственность родителя за поведение ребенка. Регулировать, направлять, ограничивать и влиять на него взрослый может, но иногда ребенок все равно будет плакать, потому что у него заложило уши или ему страшно.

А еще родитель не несет ответственности за чувства другого человека, который решил раздражаться или разозлиться на плач ребенка. Это выбор самого человека — отнестись к ситуации с пониманием и уважением или испортить себе полет. В зоне контроля родителя его чувства и состояние малыша (и то, 50/50), и именно на этом важно сосредоточиться во время полета.

Как быть?

Грамотно сформулированная просьба от пассажира и «извинение» от родителей могут решить перелетный конфликт еще до его начала. А фразы, которые содержат проявление эгоизма, агрессивности или демонстрацию превосходства, будут провоцировать конфликты, а не помогут решить ситуацию.

Если вы пассажир

  • Фраза должна содержать не требование, а именно просьбу. Не «утихомирьте своего ребенка!» а «пожалуйста, можете объяснить, что мне очень неприятно, когда по моему креслу стучат».
  • Избегайте намеков и общих фраз, просьба должна быть простой и понятной.

Стоп-фразы

  • Демонстрация превосходства: «Я бы никогда не позволил моим детям себя так вести!».
  • Демонстрация агрессии: «Если вы не успокоите своего ребенка, я не знаю, что сделаю, за себя не ручаюсь!».
  • Демонстрация эгоизма: «Меня не волнует, что вы будете делать, но ваш ребенок должен успокоиться и дать мне, наконец, отдохнуть!».

Если вы родитель

  • Выразите свое сожаление за сложившуюся ситуацию: «Я очень сожалению, что мой ребенок вас потревожил».
  • Извинитесь: «Простите нас, пожалуйста».
  • Обозначьте, что понимаете социальный контекст и культурные нормы, разделяете их: «Я понимаю, что каждый хочет, чтобы его полет прошел в комфорте и покое, мне самой хотелось бы того же».
  • Выразите сочувствие и обозначьте свои дальнейшие действия: «Понимаю, как непоседливый ребенок может мешать комфортному полету, у меня иногда тоже не хватает терпения, я постараюсь еще раз объяснить Ване, чтобы он не тревожил вас».

Стоп-фразы

  • Демонстрация превосходства: «Вы так говорите, потому что у вас своих детей нет, вот будут — я на вас посмотрю!».
  • Демонстрация эгоизма: «Мы воспитываем нашего ребенка без запретов, он еще слишком мал, чтобы его ограничивать, вам, что сложно потерпеть, это же ребенок!».

Этот материал мы подготовили вместе с Jet Kids™ by Stokke®. Возьмите этот чемодан с собой, чтобы обеспечить ребенку все условия для комфортного полета. Ребенок сложит в него свои вещи и поспит на нем во время полета. А еще малыш сможет без проблем возить его по терминалу самостоятельно или кататься на нем верхом (а не на родителях).