Один из ста: что такое мелтдаун и как его избежать

Апрель — Всемирный месяц информирования об аутизме.

Коллаж с фото: Mish.El | Shutterstock | Fotodom

Фонд «Обнаженные сердца» запустил информационную кампанию «Аутизм: один из ста» — для преодоления стигматизации людей с аутизмом и их близких, а также для повышения осведомленности общества.

Фонд системно помогает людям с аутизмом и другими нарушениями развития и их семьям, обучает специалистов эффективным программам поддержки и содействует развитию инклюзии в образовании, трудоустройстве и сфере досуга. За 20 лет работы помощь фонда получили более 30 000 человек. Поддерживают деятельность фонда обычные люди — например, оформляя ежемесячные пожертвования или участвуя в других формах посильной помощи.

Эксперты фонда — детский невролог Святослав Довбня и клинический психолог Татьяна Морозова — рассказали НЭН, что такое мелтдаун и как его можно избежать.


Святослав Довбня

детский невролог


Татьяна Морозова

клинический психолог


Почему один из ста?

По данным Минздрава РФ (Письмо Минздрава № 15-3/10/1-2140 от 08.05.2013 г.) распространенность расстройств аутистического спектра в России составляет около 1% детской популяции, то есть аутизм диагностируется у одного из 100 детей. Этой статистики придерживается сейчас и Всемирная организация здравоохранения.

Необходимо отметить, что исследования частоты встречаемости РАС в некоторых других странах (например, в Южной Корее, Дании, Канаде, США, Великобритании и пр.) показывают более высокие данные. Так, в марте 2023 года Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал обновленную статистику: расстройство аутистического спектра регистрируется у одного ребенка из 36 (в возрасте 8 лет), причем у мальчиков — в среднем в 3,8 раза чаще, чем у девочек.

Аутичные дети становятся аутичными взрослыми. Исследований о частоте встречаемости аутизма у взрослых намного меньше, чем исследований, проведенных на детях. Одна из причин — недостаточная диагностика в прошлом. В последние годы уровень осведомленности об аутизме в мире неуклонно растет, что приводит к увеличению количества поставленных диагнозов во взрослом возрасте. Частота встречаемости РАС у взрослых, согласно исследованиям, проведенным в США, составляет 1 на 45.

Интересное по теме

«Дуня научится. Не всему, конечно. Но очень многому». Как АВА-терапия помогает детям с аутизмом

Что такое аутизм?

Расстройство аутистического спектра (РАС) не является болезнью. Аутизм — нарушение развития, с которым человек рождается и живет в течение всей жизни.

Для РАС характерны трудности в социальном взаимодействии и коммуникации, а еще — особенности обработки сенсорной информации и наличие повторяющегося, ограниченного, стереотипного поведения и/или интересов. Эти поведенческие проявления называют «ключевыми дефицитами» аутизма.

Интересное по теме

«Помню день, когда поняла, что мы с сыном из врагов превращаемся в друзей». История мамы и ее ребенка с глубоким аутизмом

Что такое мелтдаун?

Мелтдаун — это интенсивная реакция на ситуацию, которая кажется человеку с аутизмом непреодолимой. Это состояние сильной эмоциональной и сенсорной перегрузки, при котором человек временно теряет контроль над своим поведением.

Эта потеря контроля может быть выражена вербально (крик, визг, плач, ругательства, вербальные угрозы), физически (убегание, валяние на полу, драка или самоагрессия, пинки, кусание) или обоими способами. Важно помнить, что сложное поведение не является намеренным — аутичный ребенок или взрослый, оказавшийся в подобной ситуации, часто не осознает своих реакций.

Причины, приводящие к эмоциональному срыву, могут быть различными и не всегда понятны окружающим — сенсорная перегрузка, неожиданные изменения, сложная социальная ситуация и др.

Мелтдаун — это не проявление невоспитанности, неуважения к другим или последствие вседозволенности. Такое состояние свидетельствует о том, что нервная система аутичного человека перегружена, и он/она не может найти способ выразить свои эмоции или состояние по-другому. Это не единственный способ, которым аутичные люди реагируют на сложные для них ситуации и ощущения. Они также могут уходить от взаимодействия, уклоняясь от ситуаций, которые кажутся им непреодолимыми, или вообще избегать всего, что может быть с ними связано.

Что делать, если у ребенка с РАС случился мелтдаун?

Если у ребенка случился мелтдаун, не осуждайте и не ругайте его/ее. Постарайтесь обеспечить максимальную физическую безопасность и снизьте количество своей речи. Иногда лучшая стратегия — вообще ничего не говорить, пока ребенок не придет в себя. Просто дайте понять, что вы рядом. Дайте ребенку немного времени на восстановление после информационной или сенсорной перегрузки. Спокойно спросите, что именно вызывало стресс, и не торопите с ответом. Постарайтесь создать вокруг ребенка тихую и безопасную среду. Выключите громкую музыку и приглушите яркий свет.

Интересное по теме

Детская агрессия и насилие: психолог и юрист объясняют причины и последствия

Признаки приближения мелтдауна

Многие аутичные люди начинают проявлять беспокойство, может усиливаться стимминг перед тем, как наступит эмоциональный срыв. Например, некоторые люди могут ходить из стороны в сторону, трясти руками, раскачиваться, задавать одни и те же вопросы. На этом этапе возможно предотвращение мелтдауна. Помогающие стратегии могут включать отвлечение или переключение внимания, использование сенсорных активностей или фиджетов, прослушивание музыки. Универсальных советов не существует — все стратегии подбираются индивидуально для каждого конкретного человека.

Выявление причин

Мелтдаун большинством людей с аутизмом описывается как реакция на стресс. Если у вас, вашего ребенка или человека, которого вы поддерживаете, случаются такие эпизоды, постарайтесь определить, что их вызывает. Ведите дневник наблюдений. Записывайте, какие события и/или действия предшествуют каждому мелтдауну, а также то, чем разрешилась сложная ситуация. В поведенческом анализе такой способ регистрации данных называют АВС (фиксируем А — предшествующее событие, B — само поведение, C — последствия ситуации).

Вы можете обнаружить закономерности — например, кризисы происходят в определенное время, в определенных местах или после встречи с кем-то. Как только у вас появится более четкое представление о том, что может провоцировать срывы, подумайте, как можно минимизировать триггеры. Каждый человек с РАС индивидуален, но чаще всего причиной мелтдаунов становятся сенсорная перегрузка, внезапные изменения в распорядке дня, тревога.

Интересное по теме

Кризисы по возрастам у детей: инструкция для любящих родителей

Причины мелтдаунов

Сенсорная перегрузка

Многие аутичные люди отмечают, что для них характерна повышенная сенсорная чувствительность. Стимулы, которые кажутся нейротипичным людям практически нейтральными, могут восприниматься как слишком резкие, сильные и непереносимые.

Прикосновения, громкие или неожиданные звуки, скопления людей в общественных местах могут вызывать сенсорную перегрузку. Чтобы снизить ее воздействие, используйте шумопоглощающие наушники, очки с темными или цветными линзами. Некоторые аутичные люди предпочитают носить кепки или капюшоны, которые ограничивают поле зрения.

Интересное по теме

Высокочувствительные дети: кто они и как мы можем им помочь

Неожиданные изменения в рутинах

Последовательный, предсказуемый распорядок дня очень важен для многих аутичных людей, поэтому любые неожиданные изменения (например, необходимость идти или ехать в школу другим маршрутом из-за дорожных работ) могут вызвать сильный дискомфорт.

В такой ситуации можно прибегнуть к следующим стратегиям помощи:

  • предупреждать о всех предстоящих изменениях заранее, даже если вам кажется, что информация может расстроить человека с аутизмом, и никогда не прибегать к обману, чтобы скрыть изменения (например, к посещению стоматолога лучше начать готовиться заранее, а не в момент входа в клинику);
  • использовать визуальную поддержку (различные виды расписаний, подходящие конкретному человеку, таймеры и т. д.);
  • применять социальные истории (которые обучают, как действовать в определенных ситуациях);
  • использовать подкрепление за проявление социально приемлемого поведения;
  • давать возможность выразить разочарование (словами или действиями, но в пределах социальных норм);
  • использовать практики, способствующие самоконтролю — дыхательные упражнения, прослушивание успокаивающей музыки, физическая активность, прогулки, использование фиджетов, сжимание мячика и т. д.

Тревожность

Чтобы справиться с тревожностью, заранее составьте план действий: выделите 5 минут на дыхательную практику, составьте успокаивающий плейлист, который ребенок сможет послушать в наушниках, подберите удобный фиджет.

С определенного возраста детям важно учиться оценивать степень угрозы ситуаций или событий, вызывающих тревогу. Необходимо не только научиться распознавать это эмоциональное состояние, но и понимать, как лучше действовать в тревожных ситуациях.

Коммуникативные трудности

Аутичным людям может быть трудно инициировать общение, выразить свои желания и потребности, задать вопрос или ответить. Особенно сложно детям, у которых есть трудности с речью. Это может привести к непреодолимым чувствам — таким как гнев и разочарование.

Помогите человеку с РАС найти способы выражать эмоции — например, при помощи системы обмена изображениями (PECS), специальных приложений для коммуникации на планшетах или смартфонах.