Дословно краудфандинг переводится как «финансирование толпой». Этот инструмент позволяет реализовывать интересные задумки, которые могли не воплотиться из-за простого «нет денег». За десять лет существования «Планеты» авторы проектов смогли привлечь более 1,7 миллиарда рублей, исполнить свои мечты и помочь тысячам людей.
Уже два года Наталья Маликаева работает учителем изо в поселке Ближне-Песочное Нижегородской области по программе «Учитель для России». Вместе с учениками они лепят и обжигают изделия из глины, расписывают шоперы и футболки, обсуждают художников и их знаковые работы.
«Искусство всегда вдохновляло меня, Пушкинский музей и Третьяковская галерея были важной частью жизни, я посещала многие художественные кружки. А сейчас такой кружок веду я. На протяжении двух лет, занимаясь с учениками изо, я пыталась развить в них насмотренность, убедить в том, что мир большой, красивый и очень разный. Но выходит так, что все эти идеи не выходят за пределы класса — некоторые ребята даже в соседние города еще ни разу ездили. Мне очень захотелось показать им хотя бы часть тех замечательных произведений, что мы обсуждаем. Так мы с ними придумали проект поездки в Москву», — говорит Наталья
Вместе с учениками они договорились об экскурсиях в крупные компании, запланировали походы во все знаковые изобразительные музеи, подготовили мерч для вознаграждений — и объявили крауд-сбор на поездку в Москву.
«Для нашей цели мы выбрали краудфандинг на „Планете“, потому что программа „Учитель для России“ уже не первый раз запускала на платформе успешные проекты на разные темы. Например, в прошлом году школьница из Выксы собрала деньги на проект керамической мастерской, в которой мы уже в этом году занимаемся лепкой. Самым сложным в проекте было начать: написать красивый текст, сделать видео, придумать, как распространить информацию о сборе. Поэтому, наверное, мой главный совет — не стесняйтесь обращаться за помощью к окружающим. Мне очень помогли мои коллеги по всей России: кто-то вычитывал тексты, кто-то отсматривал и комментировал видео. Все что-то привнесли в проект: советами или информационной поддержкой».
В краудфандинге, поддерживая проект, участники «покупают» вознаграждения. В случае ребят из Ближне-Песочного это были значки, стикерпаки, шоперы и футболки — все с дизайном от школьников. Ученики расписывали и готовили лоты на протяжении двух месяцев проекта.
«Самым приятным для меня в проекте оказалось даже не то, что сбор закрылся за два (!) дня, а то, как объединились мои ученики для реализации нашего плана. То, как им был важен проект, как они были вовлечены во все этапы — это было очень вдохновляюще. Теперь они настоящая самостоятельная команда», — говорит Наталья.
Поездка в Москву детей из Ближне-Песочного состоялась в начале июня 2022 года.
В 2021 году супруги Алексей Бутрин и Анастасия Веретнова запустили на «Планете» крауд-проект в поддержку своей книги «Как Лисенок получил свой окрас». Алексей написал текст сказки о рыжем герое, а Анастасия — нарисовала иллюстрации, подобрала шрифты и сверстала книгу.
«У нас началось все довольно просто: когда родился сын, муж написал для него сказку, которая мне очень понравилась. Я в тот момент как раз начала профессионально заниматься иллюстрациями, и мне захотелось нарисовать эту историю, — делится Анастасия — Спустя два года у нас появилась сверстанная книга „Как Лисенок получил свой окрас“».
«Как Лисенок получил свой окрас» — это сказка о том, как важно быть добрым, отзывчивым и помогать другим, даже если ты куда-то спешишь. Главный герой — серый Лисенок, мечтающий о яркой шерстке. Встречая на своем пути разных животных, нуждающихся в его помощи, и помогая им, он обретает новый красивый окрас. Это по-настоящему семейная книга, ведь на её создание Алексея и Анастасию вдохновили их дети-погодки, «рыжие Лисята», как называют их дома.
«Была идея отправить книгу в издательства, но с ними как-то не срослось: у сказки был небольшой объем, печать для них была бы невыгодна. За издание полностью готовой книги тоже особо никто не хотел браться, так мы пришли к краудфандингу. Мы очень тщательно отнеслись к подготовке визуала проекта: презентации, видео, созданию картинок. Творческая часть нас захватила и далась легко. Что не скажешь про непосредственный сбор денег», — рассказывает Анастасия.
Семейный краудфандинг продлился семь месяцев и успешно завершился в ноябре 2021 года. Крауд-сбор пошел на затраты по печати тиража, регистрацию книги в книжной палате, организацию доставки участникам проекта, а также в библиотеки страны. Готовое издание про лисенка сейчас можно купить у авторов и в интернет-магазине.
«Даже если у вас в теории отличный проект, но вы недостаточно подготовитесь к запуску, ваши шансы на успех существенно сокращаются. Начинающим авторам крауд-проектов я бы порекомендовала особенно уделить внимание планированию продвижения. Мы с Лешей — не блогеры и не инфлюенсеры, поэтому эта часть нам далась сложнее всего. Мы задействовали все возможные каналы: наши социальные сети, рекламу в тематических пабликах и группах, раздачу листовок. Некоторые сложности было трудно заранее продумать, поэтому мы действовали методом „решение проблем по мере их поступления“. Но все получилось. Краудфандинг — это действительно большой качественный опыт, дающий то самое ощущение, что все возможно, стоит только захотеть и хорошенечко поработать», — комментирует Анастасия.
Несколько лет назад художники Лана и Вячеслав Ерошенко поняли, что ни одна из существующих настольных игр про рассказывание историй им не нравится, и придумали свою — игру-сторителлинг «Коробка сказок». Денег на печать тиража у авторов не было, поэтому они решили выпустить игру с помощью краудфандинга.
«Смысл нашей игры — рассказать сказку. Это не так-то просто, ведь ваш персонаж будет путешествовать по причудливому миру, попадать в странные места и непредвиденные ситуации, и выбираться из них при помощи случайных предметов. Куда вы попадёте, что у вас окажется под рукой, с кем вы повстречаетесь на пути — решат кубик, „рулетка судьбы“ и случай, почти как в жизни. Ваша задача — сплести из всего этого чудесную паутину истории и самому в ней не запутаться. А понадобятся вам фантазия и владение словом», — так описывают игру авторы проекта.
«Коробка сказок» — это настольная игра на развитие воображения и устной речи, с которой приятно провести вечер вдвоем, с детьми или в дружеской компании. В комплекте 15 фигурок героев, 50 фишек с предметами и 15 разных локаций, из которых составляется карта будущих историй. Первый тираж игры был распродан за два месяца, а вторая краудфандинговая кампания за полтора месяца привлекла 1,3 миллиона рублей. С тех пор Лана и Вячеслав — рекордсмены в категории «Игры» Planeta.ru.
«Во время наших крауд-кампаний мы много внимания уделяли партнерствам: о нашем проекте писала детский поэт Маша Рупасова, мы провели совместный розыгрыш игры со школой креативного мышления LilSchool и постоянно добавляли новые вознаграждения. Можно было купить занятия в онлайн-школе Botanikids, консультации сказкотерапевта, квесты от „Праздника в коробке“. Партнерства — это добавленная, „бонусная“, стоимость вашего проекта. Не стоит их недооценивать».
В честь юбилея «Планета» запустила хроники, где можно понаблюдать за развитием краудфандинга и узнать личные крауд-достижения.