Редакция
6 February 2020

Как в России дискриминируют матерей: на работе, в рекламе и на улице

Недавно в московском центре Насилию.нет состоялся разговор о дискриминации матерей. На нем выступала журналистка Настя Красильникова, создательница телеграм-канала «Вашу мать!» и соведущая подкаста «Ты же мать», которые недавно запустила «Медуза». Полный текст выступления Насти мы вам настоятельно рекомендуем почитать здесь, а у себя приводим небольшие выдержки.

Пожалуй, разговор о дискриминации матерей (и женщин вообще) стоит начинать с признания того, что она существует. Да, материнский капитал растет, многодетные матери могут ходить без очереди в поликлинику и зоопарк, но от решения большинства реальных проблем мы все еще невероятно далеки. В своем выступлении Настя разделила путь материнской дискриминации на несколько значимых этапов: от медицинских учреждений до общественных пространств и таргетированной рекламы.

Ситуация с дискриминацией в медицинских учреждениях знакома если не всем, то многим: «Российское здравоохранение редко учитывает потребности рожающей женщины. Ее воспринимают как тело, из которого нужно достать ребенка. Совсем редкость — когда женщине объясняют, что происходит и какие манипуляции с ней проводят». То, что зачастую происходит в российских роддомах называется «карательная гинекология» и «акушерская агрессия» — и совсем недавно ООН признала их нарушениями прав человека.

От дискриминации не спрятаться даже в стенах собственного дома — возвращаясь из роддома в декретный «отпуск», женщины нередко сталкиваются с упреками, тревогой, одиночеством, социальной изоляцией и массой неудобств. «Дискриминацию материнства можно проследить даже на уровне архитектуры. Москва не приспособлена для детских колясок. Многие дома даже не оснащены лифтами», — говорит Настя. — «Огромное количество женщин в России живут наедине с этим каждый день. Это тяжело и физически, и морально. Страшно даже просто выйти с ребенком на улицу, потому что ты все время думаешь, заорет он или нет, застрянет ли коляска в снегу, кто тебе тогда поможет, сможешь ли ты втащить ее обратно».

О дискриминации матерей на рабочих местах мы пишем с завидным постоянством, и это не случайно — истории о том, как женщинам приходилось возвращаться из декрета на более низкооплачиваемую должность или просто на меньшую зарплату, происходят повсеместно. Даже на нерожавших женщин работодатели могут искоса, ожидая, что они вот-вот уйдут в декрет. «Однажды какой-то мужчина написал пост о том, что он искал маркетолога, нашел потрясающего кандидата, но поскольку она девушка в детородном возрасте, и может уйти в декрет, он ее не взял».

Образ женщины и матери в рекламе — отдельная и очень больная тема. У Насти есть целый телеграм-канал «дочь разбойника», на котором она регулярно показывает примеры рекламы, достойные попадания в «музей сексизма». Современная реклама продолжает говорить с женщинами на языке обвинений, не вникая в их истинные проблемы, а навязывая им выгодные страхи «не вернуться в форму» и «стать неухоженной». «В российской массовой культуре принято считать, что женским телам после родов требуется восстановление. Меня удивляет, что общество одновременно требует от тебя родить ребенка и при этом выглядеть так, будто бы этого не было».

И, конечно же, не стоит забывать об осуждении, косых взглядах и прямых упреках, с которыми сталкиваются женщины с детьми, решившие выйти за пределы собственного дома. «Последнее, о чем я хочу сказать: женщины с детьми часто становятся объектами дискриминации, когда люди дают им советы, а это случается постоянно. Все лучше тебя знают, сколько шапочек на ребенке должно быть. Тебе все объясняют, что и как ты должна делать со своим младенцем, в том числе без запроса. Это ужасно влияет на женщин, особенно тех, кому непросто справляться с материнством, но они стараются делать это хорошо», — говорит Настя.

Не обошлось без обсуждения публичного грудного вскармливания и послеродовой депрессии, оказавшись в которой, женщины часто не знают, как спасаться, что приводит к ужасным последствиям.

Дискриминация матерей в российском обществе все еще — огромный многоголовый дракон и наша коллективная задача — бороться с ним всеми возможными способами. Просвещать и просвещаться, быть внимательными к себе и окружающим и, конечно же, не забывать о простой, но очень важной материнской поддержке: »Когда я вижу кормящую женщину, я мысленно посылаю ей high five, подмигиваю, улыбаюсь и как-то мимически поддерживаю. Предлагаю всем поступать так же!».

Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе