«А если там Достоевский?»: все обсуждают странную рекламу против абортов, которая оказалась фейком

В современном мире, где репродуктивные права женщин постоянно находятся под угрозой (достаточно посмотреть на Польшу и Техас, а также вспомнить высказывания некоторых российских официальных лиц), кажется, мы уже почти перестали удивляться пролайферским выпадам и манипулятивным рекламным материалам.

Фото chrissyteigen

Фотография одного рекламного плаката, которая на днях приобрела бешеную популярность в Твиттере, заставила пользователей Сети знатно поволноваться, впрочем, потом оказалось, что это фейк. Рассказываем, в чем там дело, и почему мы не всегда можем определить, где реальность, а где вымысел.

С чего все началось?

Пользователь Твиттера с ником Russia_calls разместил у себя на странице фотографию рекламного щита, стоящего на улице. На нем изображена обнаженная сильно беременная женщина и продюсер Александр Цекало, держащий ее за живот.

На плакате надпись: «А если там Достоевский? Не лишай Россию будущего, пожалуйста». Ниже подписи «А. Цекало и Е. Осокина», в уголке эмблема какого-то фонда «Урожай».

Посыл (да и сам плакат), конечно же, многих возмутили. Комментаторы под постом написали что соседство одетого мужчины и обнаженной беременной отдает отношением к женщине, как к обезличенному инкубатору. Говорили, что это странная реклама, потому что аборты делают на таких сроках, когда живот «плоский, как блинчик».

Неизбежно всплыла тема Гитлера и Чикатило (а вдруг там они?), и если их рожать, то точно можно лишить Россию будущего. Многие шутили, что если там Достоевский, а не Цекало, у Александра должна быть куча вопросов к жене.

Вспомнили и о самом Достоевском: что он был лудоманом и имел слабые легкие и эпилепсию, — так что в контексте рождения здорового ребенка с Федором Михайловичем вышел бы полный провал.

В общем, аудитория оказалась недовольна новой социальной рекламой против абортов.

Интересное по теме

«Одна планета — один ребенок»: в США и Канаде появилась странная социальная реклама

Что же было на самом деле?

Изюминка в том, что если это и было рекламой, то только рекламой нового сериала «Алиби». Если присмотреться, видно, что плакат напечатан очень некачественно, а голова и тело женщины соединены с помощью фотошопа. И самого фонда тоже не существует.

Жену Александра Цекало зовут не Е. Осокина, а Дарина Эрвин (кстати, она сейчас и правда беременна). А кто же тогда эта загадочная Е. Осокина? Елена — это эпизодическая героиня сериала «Алиби», который сейчас идет на Первом канале.

В сценах с ней как раз есть несколько камео Александра Цекало, который и произносит слова с плаката. Елену Осокину сыграла актриса Дана Абызова, которая изначально и запостила в своем блоге* несколько фотографий на тему сериала.

И поскольку значительная часть интернет-пользователей телевизор не смотрит, шутку приняли за настоящую рекламу.

Но почему в это вообще поверили?

Это далеко не первая реклама, которая прикидывается настоящим информационным поводом. Вообще этот прием достаточно часто используется для раздувания интереса вокруг грядущей премьеры.

Помните любительскую съемку, где Сергей Светлаков избивает водителя битой? Она еще оказалась рекламой его нового фильма «Камень».

Почему люди верят в такую дичь? Ответ на этот вопрос скрывается в человеческом мозге. Если верить данным ученых, исследовавших Твиттер (и журналу «НОЖ», который их цитирует) люди читают, репостят и комментируют фальшивые новости гораздо чаще, чем настоящие.

Фальшивая новость опирается на стереотипы и предрассудки, она вызывает сильные эмоции (чаще всего — гнев). Фальшивка выглядит зачастую даже более правдоподобно, чем настоящая новость, потому что обращается напрямую к нашим страхам, убеждениям, представлениям о мире.

Интересное по теме

Риз Уизерспун предложила Дженнифер Гарнер вместе растить фейковых детей, беременность которыми им приписал журнал OK

Не будем углубляться в технику создания фейков (хотя это интересно) просто посмотрим, почему плохо сделанный плакат на отдельно взятой улице приняли за настоящую социальную рекламу.

 
Это послание вполне соответствует российской демографической политике. Если некоторые готовы наделить эмбрион гражданскими правами и запретить аборты по ОМС для «богачек», которые получают чуть больше прожиточного минимума, то почему бы не сделать социальную рекламу с голой женщиной, у которой в животе будущий Достоевский?


Плакат плохо сделан? Но в общественном сознании российские рекламщики как раз застряли примерно на этом уровне. На самом деле нет, но стереотипы живучи. Обнаженная женщина рядом с одетым мужчиной, сомнительное цветовое решение, дурацкий логотип, — все в стиле придорожного плаката «Водитель, не пей: тебя ждут дома!».

Если у нас на крабовые палочки перед Днем Победы лепят георгиевские ленточки, что уж удивляться, что в такое верят?


Недавно в интернете в списке беременных звезд появилась жена Александра Цекало. Только сколько из пользователей Твиттера помнят ее в лицо? Общественное сознание связало беременную с плаката с фактом скорого отцовства Цекало, и решило, что Александр и его жена снялись вместе для рекламы.


Есть звезды, от которых появления в сомнительной рекламе не ожидают, есть те, от кого можно ждать чего угодно. Вероятно, в глазах общественности бывший муж Лолиты Милявской относится ко второй категории.


Впрочем, пользователи Твиттера достаточно быстро опомнились, обнаружили подделку, вспомнили о сериале и наконец с облегчением посмеялись.

Очень важно уметь отличать настоящие новости от подделок. Некоторые даже считают, что этому нужно учить в школах: вот тут рассказывали о просветительской инициативе Анджелины Джоли. А насколько вы сами способны отличить выдумку от правды? Пройдите тест, если так уверены.

* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!