Как телефон помогает выучить азбуку, зачем пятилетке разбираться в Google Maps и почему в Майнкрафт лучше играть всей семьей? 1 и 2 октября в Москве соберутся лучшие специалисты в образовании и технологиях, которые знают ответы на эти и другие вопросы EdTech.
Спикеры конференции EDCRUNCH 2019, информационным партнером которой, наряду с другими проектами, выступает и НЭН, расскажут о том, как технологии меняют мировое образование, что модно, что работает, а от чего нужно отказываться прямо сейчас. В нашей статье мы собрали несколько свежих трендов дошкольного обучения и развития.
Веб-дизайнер, дата-сайентист, верстальщик сайтов — всех этих популярных сегодня и хорошо оплачиваемых профессий просто не было каких-то пять-семь лет назад. Как подготовить к тому, что, возможно, еще даже не придумали?
Стратегий две:
1. Дать выбор как можно раньше и показать, что возможностей — десятки, если не сотни.
Обучение больше не монополия детсадов и развивашек. Дети учатся сами, дети учатся в семье, с друзьями, сидя у врача, стоя в очереди в магазин вместе с мамой — везде, где можно. Поэтому они и выбирают то, чем они будут заниматься в жизни, не в 11 классе, а гораздо раньше. Сейчас столько всего — иностранные языки, робототехника, спорт, танцы, всякие интеллектуальные занятия — что совсем не обязательно останавливаться на чем-то одном и превращать это в карьеру на всю жизнь. Каждое хобби может стать профессией, а может, их будет даже несколько.
2. Учить тому, что пригодится в любой профессии.
Например, программированию. Обратите внимание, все примеры с профессиями выше — из сферы IT. Что это значит? Это значит, что у словосочетания «компьютерная грамотность» появился другой смысл. Быть простым пользователем уже недостаточно. Нужно учиться программировать. С раннего детства. Не спешите гневно закрывать статью. Давайте посмотрим, что такое программирование?
Джордан Шапиро, доктор философии и автор бестселлера «Новое детство: как воспитывать детей в эпоху глобализации», говорит, что это всего-навсего «продолжение письма». Программируя, мы просто «пишем» какие-то другие значки. И создаем другие произведения — игры, интерактивные задания, анимированные картинки, симуляции и тренажеры. Когда ты умеешь писать, ты можешь поделиться с миром своими знаниями и придумать такую историю, которая покорит сердца и умы других людей. То же самое и с программированием. И чем раньше ребенок начнет осваивать этот «язык», тем легче он вольется во взрослую реальность.
Как начать? С приложений, конечно. Например, в Kodable малыши спасают пушистых инопланетян, потерпевших кораблекрушение на Земле, и попутно осваивают алгоритмы и объектно-ориентированное программирование. В ScratchJr можно «оживлять» роботов, соединяя между собой соответствующие блоки: учить их прыгать, бегать, танцевать и петь. В основе приложения — язык Scratch, который используется для настоящего, «взрослого» программирования. В Lightbot нужно создать ряд команд, чтобы робот вышел из лабиринта целым и невредимым, а в конце путешествия, если ребенок все правильно сделал, у того зажгутся веселые огни на панелях. Детей старше 5 лет можно отдавать в секцию робототехники и покупать игрушки, в основе которых искусственный интеллект. Самая известная — это робот Codie. С ним можно общаться при помощи смартфона или планшета, задавая ему команды.
Подготовить к какой-то одной профессии нельзя, хотя бы потому, что ее еще не придумали. Значит, самое важное — научить детей учиться и развить такие качества характера, которые пригодятся везде.
Soft skills и эмоциональный интеллект — сегодня на слуху. Но все ли понимают, что это такое, как это развить и, самое главное, как это поможет детям во взрослой жизни?
Нейропсихолог Эрин Клейбоу говорит, что эмоциональный интеллект — это, прежде всего, способность сопереживать. Эмпатия, второе название эмоционального интеллекта, бывает двух видов: эмоциональная и интеллектуальная. Первой научить невозможно: слезы или радость за другого человека — это просто реакция нашей лимбической системы. А вот вторая — это настоящая «суперсила». Уча ребенка понимать, как чувствует себя другой человек, мы даем ему власть буквально «проникнуть» в его сознание. Что это дает? О, здесь просто тонны возможностей! Это и анализ причин, и прогнозирование результатов, и умение находить общий язык с кем угодно, и подстраиваться под собеседника или ситуацию так, чтобы выиграли все, и понимание собственных ощущений, и выстраивание личных границ.
Главное преимущество, по словам профессора Клейбоу, в том, что интеллектуальная эмпатия позволяет ребенку предсказывать будущее. Никакой магии: зная, что чувствует собеседник, проще подобрать слова, чтобы его поддержать, утешить или, наоборот, поставить на место, без ненужной мелодрамы и конфликта.
Как этому научить? И снова ничего сверхъестественного. Начните с азов: обсуждайте, как чувствуют себя и о чем сейчас думают герои сказок и мультиков, а потом и обычные люди из ежедневного круга. Чем можно помочь в трудной ситуации? Что бы сам ребенок стал делать, окажись он на месте того, кто попал в беду? Как, скорее всего, поведет себя герой и почему ребенок сделал такой вывод?
Готовят ли детсады и школы к настоящей жизни? И вопрос даже не в том, какие знания они дают, а в том, как они эти знания проверяют. Самостоятельные, контрольные, диктанты — эти формы оценки безнадежно устарели, если вообще когда-то были полезными.
В реальной жизни нет ни тестов, ни контрольных, но навыки и знания проверяются строго и часто. Можно ли отказаться от формальной оценки и, как в этом случае, увидеть прогресс или провал?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что именно мы проверяем. Какую теорию помнит ребенок или как он может ей воспользоваться? Скорее, второе. А как проверяются простые навыки в жизни? Внезапно, без предупреждения, без шанса подготовиться заранее, и длится такой «тест» — всего ничего. А главное, последствия всегда ощутимее «двойки» в журнал. Не успел завязать шнурки — пришел на прогулку последний. Разбросал Lego по всему дому — мало того что наступил и укололся, так еще и мультфильмов мама лишила за беспорядок.
Именно так учит и тестирует искусственный интеллект. Он анализирует контекст, в котором ребенок находится сейчас, дает ситуативные подсказки и создает обстоятельства, которые одновременно учат и проверяют умения. Увидеть, как это работает, можно уже сейчас.
Например, приложение Pica. Это виртуальная камера. Задача ребенка — фотографировать все, что его окружает, и учить роботов, которые «живут» в приложении, распознавать цвета всех этих предметов.
Или приложение MyBuddy. Оно «слушает», как ваш ребенок говорит по-английски, оценивает произношение, подсовывает изученные слова на повторение.
Искусственный интеллект можно использовать и в групповом обучении и нестандартно решать ежедневные проблемы. Например, не ждать, когда выздоровеет приболевший соперник по шахматам, а сражаться прямо сейчас: искусственный интеллект подберет того, кто равен по силам. Все тот же искусственный интеллект увидит слабые места и предложит такие задания, которые восполнят пробелы. Больше не нужно ждать воспитателя, чтобы он оценил, правильно ли ты делаешь поделку: ИИ подскажет в самом процессе и направит, как нужно.
Конечно, искусственный интеллект не заменит ни родителя, ни педагога, и самое продвинутое приложение не спасет занятие, если его ведет кто-то равнодушный и глупый. Но прелесть современных технологий как раз в том, что они постоянно меняются и подстраиваются под ребенка, чтобы обучение было в удовольствие и на пользу. Даже если не повезло с педагогом, или материал ужасно скучный.
Что уже придумали в EdTech для того, чтобы разнообразить обучение и сделать его более эффективным?
Вы удивитесь, но это старые добрые видеоигры. Профессор Джордан Шапиро посвятил изучению игры свою научную деятельность и карьеру, и вот как он кратко описывает преимущества: «Важность игры в том, что она помогает понять предмет или задачу в контексте системы. Зазубривание, запоминание и опросы не работают, потому что концентрируются на разрозненных фактах. А компьютерные игры заставляют игроков взаимодействовать с изучаемой проблемой».
Приложения, которые учат устному счету, азам геометрии и азбуке — это уже наша реальность. Но это далеко не все. На EdTech рынке все больше так называемых non fiction apps — приложений и сервисов, которые совмещают онлайн и офлайн. Например, они учат, как что-то смастерить, а материал для поделки — самый что ни на есть настоящий, картон, клей, ножницы. Или в буквальном смысле — выводят погулять. Квесты, в которых нужно выполнять задания, находя места или предметы на Google maps, — пользуются бешеной популярностью у ребят.
Шапиро говорит, что совсем не обязательно гнаться за новинками и пытаться скачать все, что выпускают разработчики. Обычной видеоигры будет достаточно. Главное — правильно все организовать. Как?
Большая часть обучения — это результат ежедневной работы. Родители постоянно, сами того не замечая, учат детей — отвечая на их, казалось бы, простые вопросы, гуляя с ними, читая им, кормя и укладывая спать. Совместная игра — такая же возможность научиться. Не оставляйте ребенка один на один с игрой. Садитесь рядом. Задавайте вопросы. Сами объясняйте. Интересуйтесь. Включите режим парной игры и начните сражаться. Превратите самую простую игру в возможность побыть вместе и научиться чему-то новому.
Какие самые большие родительские страхи перед лицом технологий? Что они так засосут — не вытащишь. Что виртуальная реальность станет привлекательнее настоящей жизни. Что кто-то там, внутри глобальной сети, может обмануть или обидеть ребенка.
Так вот, совместная игра — это еще отличная профилактика. Как ребенок поймет, что это агрессивная и злая игра, если вы бросите его с ней один на один? Как он догадается, что хватит, если вы сами постоянно «серфите»? Как он научится распознавать обман и недобрые намерения в сети, если собеседник по ту сторону экрана предлагает ему что-то захватывающее, а вы вообще ни о чем не спрашиваете, кроме как помыл ли ребенок руки и выучил ли стих к утреннику?
Технология — это инструмент, которым нужно научиться пользоваться. Сами по себе они ни вредные, ни полезные. И учить пользоваться должен родитель — своим примером, уделяя время, внимание и терпение и показывая, КАК на самом деле стоит относиться к этому инструменту.
Технологии в образовании — это зверь, которого нужно приручать и изучать. Узнать, как именно это сделать, можно на конференции EDCRUNCH 2019.