Злой сказочник: Эдуард Успенский, его творчество и отношения

Каким человеком был создатель Чебурашки и кота Матроскина.

Фото: Dmitry Rozhkov | Wikipedia

Все знают и многие любят детского писателя Эдуарда Успенского — «папу» Чебурашки, крокодила Гены, Дяди Федора и кота Матроскина. Для многих из нас Успенский и его персонажи ассоциируются с радостным, веселым и счастливым детством. И совсем не вяжутся с этим образом обвинения в домашнем насилии, склочничество и жадность.

Рассказываем про жизнь Эдуарда Успенского.

Детство Эдуарда Успенского пришлось на предвоенные и военные годы. Он родился в 1937 году в подмосковном Егорьевске. Отец работал в партийном аппарате, мама — инженером на ткацкой фабрике. Через год они получили жилье в Москве и переехали. Когда началась Великая отечественная война, мать с тремя сыновьями эвакуировали за Урал, отец остался оборонять столицу.

О тех годах Успенский помнил мало — и вспоминать не любил. По отрывочным эпизодам, дошедшим до нас, становится ясно, что с родителями отношения у Эдуарда были отчужденные, неблизкие.

«Каким-то образом помню также детский сад, который находился на берегу реки, — рассказывал Успенский другу, финскому писателю Ханну Мякеля. — Помню и то, как нам, детям, присылали посылки с фронта — в них были игрушки, немецкие… Эти игрушки отдавали тем, чьи отцы погибли на фронте. А я чувствовал обиду, что мой отец жив».

В конце войны отец Эдуарда заболел туберкулезом и в 1947 году умер. Мать осталась одна с детьми, без финансовой поддержки. Эдуарда она на год отправила в интернат для детей с ослабленным здоровьем. А сама снова вышла замуж — за бухгалтера НКВД.

Утверждают, что сына она не любила. По словам писателя, мама всегда больше радовалась его неудачам, чем успехам — даже когда он стал известным писателем. Не сложилось и с отчимом. «У нас не было никаких отношений. Время от времени он бил нас, но и это происходило как-то равнодушно, — рассказывал Успенский. — С матерью шло не лучше. С той поры думать о матери мне было как-то мучительно. Когда, например, однажды я сбежал из пионерлагеря и заявился домой в одной рубашке с короткими рукавами и тренировочных штанах, мать отправила меня на следующий день обратно в лагерь».

Интересное по теме

Неидеальный отчим. Как жить в «лоскутной» семье?

«Может, это и выработало протестантский характер Эдуарда Николаевича и недоверие к людям, — говорит в документальном фильме „Это Эдик. Сказка о подаренном и украденном детстве“ (2020) сценарист, композитор Андрей Усачев. — Он по-настоящему никому не доверял в этой жизни, он был сам по себе».

Друг Успенского журналист Лев Гущин отмечал, что опыт отношений Эдуарда с родителями отразился и в его произведениях: «Весь первичный посыл — что семья мешает ребенку, — говорит он. — Это Дядя Федор берет с собой своих четвероногих друзей и сваливает от родителей… Думаю, он считал себя чужим в своей семье. И в литературе — человеком из ниоткуда, который взялся сама по себе».

Скриншот: Youtube

Но до серьезных литературных трудов еще далеко. Эдик рос конфликтным парнем, прогуливал уроки, затевал драки. Только в седьмом классе у него появилось желание учиться: пока он лежал в больнице со сломанной ногой, он прочитал несколько учебников и увидел, что материал не так и сложен. С тех пор учебные дела пошли в гору. Он участвовал в математических олимпиадах и, по его словам, «стал гордостью школы».

К девятому классу относится первый литературный опыт Успенского. Когда он был пионервожатым у третьеклассников, он сочинил для них юмористические стихи. «Порой я проводил с ними целый день: мы вместе катались на лыжах и ходили в театр… <…> …Именно эта возня с детьми сделала меня детским писателем», — вспоминал Успенский. Еще он ходил в кружок детского писателя Бориса Заходера и, вдохновленный в Есениным, писал лирические стихи.

Интересное по теме

«Семейная жизнь не клеится, хочу бежать»: каким отцом и мужем был Сергей Есенин

Институт

В 1955 году Эдуард Успенский закончил школу и собрался поступать на инженера. В то лето мать с отчимом уехали на юг и оттуда присылали ему деньги на жизнь. «В первый день я купил на свои деньги белку и клетку и еще кое-что другое. Затем у меня денег уже не было. Но меня спас мой товарищ Юрий Мицельский, который попросил меня пойти на экзамены в институт вместо него. За пятерку он даст пять рублей, за четверку четыре. Так и произошло, он поступил», — рассказывал Успенский. За себя Эдуард тоже отлично сдал экзамены и поступил в Московский авиационный институт (МАИ).

Здесь он присоединился к студенческому театру, сочинял сценки для капустников и концертов, шутки для команды КВН. Театр давал гастроли, стал лауреатом Всесоюзного фестиваля студенческих театров. Вскоре Эдуард начал сочинять миниатюры для эстрадных артистов и публиковаться в «Литературной газете».

В 1961 году Успенский закончил МАИ и устроился работать по профессии. На Втором московском приборном заводе он оттрубил три года, а когда ему, добавив обязанностей, отказались повышать зарплату — уволился. «Меня обманули. Я разозлился и ушел и думал сначала о поисках другой работы. Потом увидел, что деньги мне удается добывать и литературным трудом, так что я так и остался на свободе, на вольных хлебах», — вспоминал он.

Труд сатирика приносил деньги, но Успенского все больше тянуло в детскую литературу. Поначалу издательства отказывались печатать его детские произведения. На этой поляне уже паслись маститые авторы — Сергей Михалков и Агния Барто — которые молодым выскочкам рады не были. Переть против Союза писателей в СССР было все равно что стучаться головой о стену. Впоследствии Успенский откажется от государственной премии, потому что до него ее получали такие люди, как Михалков.

Дерзкий, неудобный Успенский не вписывался в систему. Но ему помогла поддержка его наставника Бориса Заходера и поэтессы Ирины Токмаковой. В 1965 году был опубликован первый сборник детских стихов Успенского «Смешной слоненок», в 1966 вышла книга «Крокодил Гена и его друзья».

Интересное по теме

Этот ушастый, ушастый мир: 8 фактов о Чебурашке

Не сказать чтобы она стала популярной — всенародную любовь персонажам и писателю принес мультфильм, снятый по повести в 1969 году. Позднее были созданы еще три кукольных мультфильма с теми же персонажами — «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974) и «Чебурашка идет в школу» (1983). В 1974 году вышла повесть «Дядя Федор, пес и кот», следом — три мультфильма про этих персонажей. В театрах ставят представления по произведениям Успенского.

В 70-80-е вышли все известные нам и любимые произведения и мультики — «Вниз по волшебной реке», «Гарантийные человечки», «Следствие ведут колобки», «Про Веру и Анфису». Успенский выступает одним из создателей передач «Радионяня» и «АБВГДейка». Он суперпопулярен и любим в СССР и за его пределами…

Многие биографии Эдуарда Успенского, опубликованные в СМИ после его смерти в 2018 году, на этом обрываются, хотя писатель прожил еще не один десяток лет. Жизненный путь Успенского действительно как будто делится на две части: вот он молодой талантливый детский писатель, смело пробивающийся к читателю, а вот — самый богатый сказочник страны, склочный и жестокий, воюющий со всеми, до кого дотягивалась рука.

Столбун

В 1980 году Успенский познакомился с модным «целителем» Виктором Столбуном — тот приходил на «Союзмультфильм» читать лекции о психических отклонениях. Писатель подпал под его влияние и даже стал лечиться у него от алкоголизма.

Кто вообще такой Столбун? Он известен с середины 70-х. В 80-х стал популярен — какое-то психологическое образование у него, похоже, было, а вот медицинского — точно нет. Он «лечил» от шизофрении детей и взрослых, а последних — еще и от алкоголизма. Столбун устроил «коммуну» — сегодня это сообщество называют сектой, — где детей воспитывали жестокими методами, в том числе эмоциональным и физическим насилием.

Успенский до конца жизни был приверженцем Столбуна и его последователей (сам «целитель» умер в 2003 году), когда появилась возможность, стал давать им деньги, рекламировал «коммуну» среди знакомых и даже на телевидении. После лечения у Столбуна Успенский перестал пить на шесть лет. А еще он отдал в «коммуну» свою единственную родную дочь Татьяну.

Скриншот: Youtube

«Теплые воспоминания [о детстве с отцом Эдуардом Успенским] закончились Столбуном, лет в 13, когда меня туда отправили», — рассказывала Татьяна Успенская уже после смерти отца. Она провела в секте три с половиной года и сбежала.

В фильме «Это Эдик» Татьяна сказала: «Папа знал про методы воспитания в секте, но его это не смущало. Когда я прибежала без всего, без вещей, рассказала про какие-то вещи, на него это не произвело особого впечатления. Ему было все равно. Он считал, что есть великая идея, что Столбун по сути прав, а это какие-то мелочи, ерунда. Он был жестокий человек».

А может быть, он забыл, как в свое время сбежал из детского лагеря домой, а мама отправила его назад?

Интересное по теме

Страшные тайны Дяди Федора и Мойдодыр из ада: абсурдные теории о советских мультиках и фильмах

Деньги и суды

Когда распался СССР, Успенский стал продавать огромные тиражи своих книг, получать роялти и прочие выплаты от использования образов из его книг и мультфильмов (на центральных полках магазинах и сегодня видим молочную продукцию «Простоквашино»). На него обрушилась лавина денег — и деньги его испортили, считают многие из окружения писателя.

Успенский добивался, чтобы все платили ему за использование имени Чебурашка. Сейчас это звучит обыденно, но для России 90-х, где только узкие специалисты интересовались авторским правом, это было новшеством. «Он оседлал эту тему раньше остальных, — говорит Юлиана Слащева, руководящая киностудией „Союзмультфильм“. — Он зарегистрировал всех персонажей, зарегистрировал на себя все товарные знаки и с 90-х на этом миллионы зарабатывал». Образ Чебурашки Успенский продал в японскую компанию за три миллиона долларов. «И что в этом такого?» — спросите вы. А то, что все доходы Успенский клал себе в карман, — он не хотел делиться ни с мультипликаторами, ни со студией.

Много шума наделал скандал, связанный с мультипликатором Леонидом Шварцманом, который нарисовал Чебурашку. Чебурашка из мультфильма сильно отличается от того, как персонаж описан в книге. Читаем в повести: «Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат». И ничего про уши — едва ли не главный Чебурашкин атрибут.

Скриншот: Youtube

Шварцмана по праву можно считать создателем мультипликационного образа Чебурашки. Но Успенский предложил ему только десять процентов доходов от использования образа. Шварцман не согласился. Но суд встал на сторону Успенского.

У писателя появились дома и машины, о которых он мечтал. Он даже задумывался о частном самолете. Но вот в чем загвоздка — он перестал писать. Точнее, не написал ничего равного тому, что писал раньше.

«Личные доходы стали для него интереснее, чем писать хорошие книги», — считает Ханну Мякеля. «Он почувствовал себя безудержным, он мог себе позволить все. Он решил, что он самый главный, и все. А на этом творчество заканчивается», — говорит Андрей Усачев.

Успенский написал «взрослую» книгу о Лжедмитрии — она прошла незамеченной. Еще одна взрослая книга, вышедшая из-под его пера и даже опубликованная, называется «Моя жена — б***дь». Самое время поговорить о непростой личной жизни Эдуарда Успенского.

Интересное по теме

Самые ужасные мужья в истории литературы

Семьи

У писателя было четыре брака и три жены. В 1963 году он женился на Римме, которая училась с ним в МАИ. В 1968 году у них родилась дочь Татьяна — единственный родной ребенок писателя. Римма была ревнивой, ей не нравилась богемная жизнь мужа. Ей хотелось, чтобы он до конца жизни занимался понятной профессией — был инженером. Имел рабочий день с восьми до пяти, нигде не пропадал и не водил домой пьяниц-писателей.

В 1980 году они развелись. Мякеле пишет, что это произошло после эпизода, когда Римма в порыве ревности бросила ему в ванну включенный телефон.

В том же году Успенский женился на Елене — выпускнице строительного института, работавшей на телевидении. Ему было 43, ей — 20. В эту семью Эдуард забрал дочь Татьяну (которую почти сразу отправил в секту Столбуна).

В 90-е они с Еленой удочерили двух девочек с инвалидностью из-за проблем с почками. В фильме «Это Эдик» Елена рассказывает, что, когда предложила взять приемных детей, писатель сразу согласился. «Почему?» — спрашивают Елену. «Наверное, потому что все-таки он любил детей», — отвечает она. И это «наверное» говорит о многом.

В 2003 году Эдуард и Елена разошлись. Успенский обещал платить ей алименты, но четыре месяца давал по пятьсот долларов, а потом перестал. Также Елена надеялась, что он оставит их с дочерьми жить в Москве — девочкам нужно было постоянно посещать больницу. Но писатель отдал им для жилья дом под Рузой, в сотне километров от Москвы.

Новой пассией Успенского стала соведущая по передаче «В нашу гавань заходили корабли» Элеонора Филина. Они были вместе относительно недолго — с 2005 по 2011 год. В 2011 году Успенский заболел раком желудка. Филину упрекали, что она бросила больного писателя, но она это опровергала: она хотела уйти раньше, но, узнав о болезни, осталась, и ушла, только когда он выздоровел.

Фото: соцсети

Успенский обвинил Филину в измене — про нее и написана книга с оскорбительным матерным названием. Говорят, Успенский так и не смог простить Элеонору за то, что она его бросила. Он даже винил ее в том, что у него рак. Вообще Успенский был довольно злопамятным. Так, в одном из интервью он сказал, что образ вредной старухи Шапокляк он писал со своей первой жены Риммы. Но его друзья убеждены, что это не так, — и называют реальный прототип.

После развода с Элеонорой Успенский вернулся ко своей второй жене — Елене, с которой и прожил последние годы.

Интересное по теме

Как закончить отношения, не причинив вреда другому, и возможно ли это?

Войны

Близкие отмечают, что последние годы жизни Успенский постоянно с кем-то воевал. Как-то они ехали с поэтом и сценаристом Юрием Энтиным на очередной суд, инициированный Успенским, и Энтин спросил: «Зачем тебе все это?» Писатель ответил, что он не затрачивается в этом, а наоборот, это вдохновляет и дает силы.

Писатель воевал конкретно с «Союзмультфильмом», обвиняя студию и ее руководительницу в нарушении его прав, в том, что они стали продолжать сериал «Простоквашино» без согласования с ним. Вместе с юристами Успенский писал обращения в Следственный комитет, Генпрокуратуру, МВД, премьер-министру и президенту.

В 2017 году у Успенского обнаружили рак простаты, последний год он передвигался на инвалидной коляске, лечился в Германии, затем вернулся на родину.

Конфликт с «Союзмультфильмом» закончился за два месяца до смерти писателя. По словам Юлианы Слащевой, его юристы согласились на те выплаты, которые «Союзмультфильм» предлагал изначально — пять миллионов рублей и четыре процента от всех доходов пожизненно. Знакомые утверждают, что подпись под этими условиями у Успенского получили, когда он был уже в плохом состоянии, и он воспринял это как поражение, а не победу.

9 августа 2018 года Эдуард Успенский потерял сознание, врачи предложили ему лечь в больницу, но он отказался. 14 августа писатель умер.

Интересное по теме

День отца: гид по мужскому здоровью от врача-уролога

Послесловие о домашнем насилии

После смерти Успенского громко заговорили не просто о его сложном характере, но и о том, что он был тираном. Образ доброго детского писателя преобразился до неузнаваемости.

В 2020 году Российская государственная библиотека решила присвоить литературной премии «Большая сказка» имя Эдуарда Успенского. Узнав об этом, его дочь Татьяна написала открытое письмо, в котором попросила не делать этого (забегая вперед, скажем, что ее не послушали).

«Мой отец был человеком очень жестоким, совершавшим в течение всей жизни домашнее насилие, это была его система отношений в семье… Это было физическое, психологическое, эмоциональное насилие, повторяющееся постоянно по отношению ко мне — его дочери, моей матери — его жене, его внукам, детям другой жены (известной телеведущей Элеоноры Филиной) и т. д… — писала Татьяна. — К несчастью, грубость и хамство, контроль и принуждение постепенно стали нормой его жизни… Также нормой стали показная идиллия, когда при приезде телевизионных групп приглашались внуки и должны были изображать счастливую семью великого писателя».

Также Татьяна упомянула, что у Успенского были проблемы с алкоголем, но он не решал их у психолога, а обратился к сектанту, который бил детей.

В последовавших за письмом интервью Татьяна рассказала о том, что иногда отец избивал ее до крови, выгонял без теплой одежды на мороз и общался с ней как со своим сотрудником, а не как с дочерью.

Это письмо поддержала бывшая жена Успенского Элеонора Филина. Она рассказала, что приняла решение развестись с писателем, потому что «не смогла выносить его тиранию». Он пытался удержать ее, запрещая работать в других проектах и угрожая выгнать из общей передачи. Агрессию писатель, по словам Филиной, проявлял не только к ней, но и к ее сыну от первого брака. Так, он запрещал Элеоноре заходить в комнату к ребенку после того, как она уложит его спать, и мальчик, боявшийся темноты, подползал к их спальне и спал там у двери. А замерзнув, возвращался к себе.

Татьяну, рассказавшую о насилии, подозревали в том, что она мстит отцу за то, что он лишил ее и ее детей наследства, — все досталось последней жене Елене. Татьяна говорит, что, если бы ей нужны были деньги, она бы пошла в суд. Но почему она не рассказывала о насилии раньше? Говорит, что встречала стену молчания.

«В последние 20 лет [Успенский] перевешивал любого человека, который мог ему что-то сказать», — говорит Татьяна.

Как будто было слишком сложно рассказывать такое о «добром папе» обожаемых многими поколениями Чебурашки и Дяди Федора. Слишком больно это увидеть, слишком больно поверить.