Актерская династия Ефремовых и судьба ее основателя

1 октября день рождения у одного из известнейших советских актеров — Олега Ефремова. Действительно великолепный артист, одаренный режиссер и талантливый менеджер (ему довелось возглавить несколько театров) — Ефремов восхищал современников. У его таланта до сих пор немало поклонников.
Фото: РИА Новости | В. Нисанов

Ефремов стал основателем целой профессиональной династии — его сын Михаил тоже пошел в актеры и прославился в свое время ролями в таких фильмах, как «День выборов», «12», «Статский советник». Даже внуки Олега Ефремова подхватили «эстафетную палочку». Но вот в том, что не касалось непосредственно его ремесла, Олег Ефремов был, мягко говоря, противоречивой личностью. И это отразилось на всей его семье.


Олег Ефремов и его детство

Будущий актер родился 1 октября 1927 года в семье Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых. Его отец был бухгалтером, молодая семья поначалу жила в большой коммунальной квартире на Арбате. Затем, когда в воздухе запахло Большим террором, Николай Иванович поступил хитро: он не стал дожидаться, когда его отправят в лагерь в качестве заключенного, и отправился туда сам — работать по профессии. Семью он, естественно, взял с собой.

Маленький Олег общался с воркутинскими зэками и постепенно проникся блатной романтикой. У своих приятелей он научился пить, курить и подумывал о том, чтобы пойти по воровской стезе. К счастью, обо всем узнали родители, и отец принял решение отправить семью назад в Москву.


Олег не очень расстроился из-за того, что разбойником стать не вышло: его, помимо чужих богатств, влекли слава и сцена. В детстве он посещал драмкружок, с двоюродным братом создавал кукольные спектакли, дружил с детьми актеров и режиссеров и мечтал однажды сам выйти на сцену.


Это были не просто красивые фантазии — молодой человек был талантлив и целеустремлен. В 1945 году он с первой же попытки поступил в Школу-студию МХАТ.

Творческий путь

Ефремов был одним из лучших студентов Школы-студии МХАТ. Почти сразу же после выпуска в 1949 году молодого и перспективного артиста позвали преподавать в его бывшей альма-матер. А вот в сам МХАТ не взяли — и это казалось амбициозному Ефремову настоящей катастрофой.

Он получил приглашение от Центрального детского театра — не самого популярного среди зрителей. Однако в начале 50-х ЦДТ возглавила Мария Кнебель, а в 1954 году ее сменил на посту Анатолий Эфрос, и при них театр расцвел.

Хотя с Ефремовым, по воспоминаниям Эфроса, было тяжело работать из-за его упрямства и нежелания признавать чужой авторитет, Олег был одним из лучших актеров в труппе. Он сыграл более 20 ролей и дебютировал как режиссер именно на сцене Центрального детского театра.


В 1956 году Олегу Ефремову стало тесно в ЦДТ и он с группой актеров-единомышленников организовал Театр-студию «Современник» (ныне — Московский театр «Современник»). Новый коллектив позиционировал себя как антисталинский, а с эстетической точки зрения — стремился к возрождению образа «театра Станиславского».


Труппа была фактически бродячей — коллектив не имел собственного помещения и кочевал по разным театральным площадкам и клубам Москвы. Поэтому у них был очень аскетичный стиль — неудобно было возить с собой большое количество декораций. Все вопросы решались коллегиально. «Современник» был театром, созданным молодыми актерами для молодых зрителей — и он стал голосом поколения.

Драматурги 60-х несли свои пьесы в идейно близкий им коллектив, который блестяще воплощал их замысел на сцене.

В 1970 году у Олега Ефремова неожиданно сбылась мечта — его пригласили работать во МХАТ. Да не просто рядовым актером, а главным режиссером! Ему тяжело далось решение покинуть «Современник», но он не мог отказаться от того, чего желал годами. Однако оказалось, что во МХАТ его зовут не просто так, а наводить порядок: большая труппа раскололась на группировки, плела друг против друга интриги и думать не думала о творчестве.

Олег Ефремов очень старался улучшить работу театра, но не имел достаточных полномочий, чтобы уволить всех, кто его не устраивал. Так что он пошел другим путем и начал набирать в и без того огромную труппу новых актеров. Некоторые артисты при таком раскладе не выходили на сцену годами, и ситуация постепенно накалялась. В 1987 году МХАТ раскололся на два независимых театра: Московский Художественный академический театр имени М. Горького и Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова. Ефремов ушел со своими сторонниками в тот, что имени Чехова, где и служил до самой своей смерти в 2000 году.

Параллельно режиссерской развивалась актерская карьера — Ефремов играл на сцене и в кино. Он брался за самые разные роли, но из-за строгого взгляда и отличной выправки чаще всего ему предлагали изображать милиционеров и военных. В «Берегись автомобиля» Олег страстно хотел играть Юрия Деточкина, но после проб ему сказали, что он выглядит, как переодетый страж порядка, который зачем-то угоняет машины. Пришлось уступить роль Иннокентию Смоктуновскому, а самому играть роль следователя Подберезовикова.

Немного о женах

Олег Ефремов был яркой и неординарной личностью, прирожденным лидером, за которым тянулись другие люди. Но такие характеры, как у него, обычно описывают эпитетом «сложный».

Он практически жил на работе. Требовал от своей труппы такого же отношения к делу. Не отставал от актеров, пока они не воплощали его режиссерский замысел. Даже когда он еще не был режиссером — до хрипоты спорил, отстаивая свое видение пьесы. Олег Ефремов, по воспоминаниям сына Михаила, являлся очень аккуратным, сосредоточенным и педантичным во всем, что касалось работы.

При всем при этом Ефремов-старший сильно пил, а в подпитии становился конфликтным: мог вступать в словесные перепалки, бить и пинать чужие машины, лезть в драку. Александр Ширвиндт вспоминал, что ему не раз приходилось урезонивать разошедшегося коллегу и друга.


У Ефремова не складывались семейные отношения: он быстро влюблялся, быстро остывал и изменял своим партнершам. На вопрос «Кого любил Олег Ефремов?» большинство его бывших уверенно отвечали: «Только себя самого».


Он легко очаровывал женщин. Разочаровывал тоже легко. Практически сразу после выпуска из Школы-студии МХАТ Ефремов женился на молодой актрисе Лилии Толмачевой. Брак оказался недолгим, потому что юной Лилии не хотелось всю оставшуюся жизнь провести с не очень сдержанным в состоянии алкогольного опьянения Олегом. Они развелись, но сохранили профессиональные отношения — Ефремов сделал ее одной из ведущих актрис своего «Современника».

Быть коллегами им понравилось больше, чем супругами, хотя это сотрудничество все же слегка напоминало семейную жизнь. Дело в том, что «Современник» Олег Ефремов считал своей семьей. Он настаивал на том, чтобы актеры даже выходные проводили вместе — и они делали так, как желал их лидер.

В то время у Ефремова уже была семья: гражданская жена и дочь, которая родилась вместе с «Современником». С Ириной Мазурук актера познакомила Галина Волчек, которая хотела «обустроить» жизнь наставника и друга. Ей казалось, что постоянная женщина смягчит характер Олега и убережет его от загулов. Впрочем, Ирина смягчать ничего не собиралась — она любила актера, но мириться с его недостатками ей было достаточно тяжело. Как раз в тот же год, когда Ефремов основывал «Современник», она забеременела. Ребенок не был запланированным, но аборт делать было нельзя, потому что предыдущая беременность Ирины оказалась внематочной — был высок риск остаться без детей вообще. Поэтому женщина решила рожать. Дочку назвали Анастасией.

Олег Ефремов не очень интересовался ребенком и домом — он был занят созданием театра. В процессе у него случилось несколько легких интрижек и один бурный роман, так что через три года после рождения ребенка пара разошлась. Ирина тяжело восприняла разрыв и даже пыталась покончить с собой.

В жизни дочери актер, впрочем, старался принимать участие, и она некоторое время даже жила с ним и его новой семьей.

Откуда взялась новая семья? Ефремов познакомился с коллегой по цеху Аллой Покровской и весьма красиво за ней ухаживал. Женщина, несмотря на протесты родных, оставила прежнего спутника жизни и вышла замуж за Ефремова. Этот брак просуществовал восемь лет и в нем родился сын — Михаил. Алла, как и ее предшественницы, страдала от измен мужа, и в определенный момент решила, что терпеть это больше не хочет. Однако после развода она сохранила приятельские и профессиональные отношения с бывшим мужем.

После развода с Аллой Покровской актер решил больше не связывать себя узами брака.

И чуть-чуть — о детях и внуках

Ефремов-отец был, по воспоминаниям детей, довольно терпеливым и мудрым родителем, но виделись они с ним нечасто. Занятой актер и руководитель театра просто не находил времени. Михаил Ефремов из-за постоянных спектаклей и гастролей родителей фактически вырос у бабушки с дедушкой, которые жили в том же доме.

Известный факт, упоминаемый практически в каждой статье об Олеге Ефремове: сын писал ему письма о своих школьных успехах и раз в неделю относил их в соседнюю квартиру, где и обитал актер. Об этой традиции рассказывал в одном из интервью сам Михаил Ефремов. Правда, там же он упоминал, что эта практика просуществовала месяца два и являлась данью любви к спискам и порядку, которой страдал Ефремов-старший.

Оба ребенка Олега Ефремова — и старшая дочь, и младший сын — в детстве выходили вместе с отцом на сцену и снимались в кино. Анастасию мир искусства не привлек, а Михаила — вполне, но не сразу. Будучи ребенком Михаил хотел стать таксистом. Его непоседливый и шумный характер рвался наружу, так что сводная сестра даже дала ему домашнее прозвище «ДостАевский», намекающее на его привычку доставать отца.

Олег Ефремов достаточно спокойно реагировал на чудачества сына. Правда, по признанию Михаила, он все же получил пару подзатыльников в подростковом возрасте. «У нас были стычки по моей вине. Когда в 14 лет мы на Новый год напились с товарищем и заблевали всю лестничную площадку… Что со мной разговаривать по этому поводу? Он дал подзатыльник, и я его запомнил на всю жизнь», — рассказывал Михаил на одном из ток-шоу. Возможно, если бы Олег Ефремов все же поговорил с сыном об алкоголе и о своем отношении с «зеленым змием», Михаил бы лучше понимал, к чему может привести пьянство.


Олег Ефремов был для сына образцом для подражания, но Михаил хотел идти своим путем. Будучи подростком, он снялся в нескольких фильмах, а затем поступил в Школу-студию МХАТ. Правда, после первого курса он ушел в армию, а образование завершил уже после службы.


Ефремов-старший пытался наставлять сына и раскрыть ему важные секреты актерского мастерства. Сын слушал, но не спешил делать то, что велит папа — все Ефремовы оказались изрядно упрямыми и не желали сдаваться без спора. Михаил работал под началом отца и они постоянно конфликтовали, пока однажды молодой артист прямо на худсовете не ударил театрального финансиста. Тут уж младшего Ефремова пришлось уволить из МХАТ имени Чехова.

В 2000 году Михаил Ефремов снялся в сериале «Граница. Таежный роман», и к нему пришла настоящая слава. Его звали сниматься в главных ролях и эпизодах, приглашали участвовать в модных спектаклях, на некоторое время Михаил стал одним из рупоров оппозиции, участвуя в программе «Гражданин поэт» — но отец уже не увидел успеха сына.

Михаил Ефремов во многом вел себя так же, как Олег: часто влюблялся и женился, быстро остывал, страдал от пристрастия к спиртному, пока в 2020 году привычка садиться пьяным за руль не привела к трагедии. Вечером 8 июня актер выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком, водитель которого погиб в результате ДТП. Сейчас один из известнейших актеров страны сидит в тюрьме.

Актером собирался стать сын старшей дочери Олега Ефремова — Анастасии. Его, как и дедушку, звали Олегом и он собирался поступать во ВГИК, но юношу сбил поезд в возрасте 21 года. Сыновья Михаила Ефремова — Никита и Николай — тоже пошли по актерской стезе, причем Никита довольно известен. Младшие дети Михаила Ефремова пока не определились, кем хотят быть.