Анастасия Гончаренко
Психолог, гештальт-терапевт
Еще раз про важность поддержки.
«Корова», «суповой набор», «гладильная доска». Не удивимся, если все эти обидные фразы придумали подростки (хотя научных исследований на эту тему не встречали), чтобы обижать и привлекать внимание друг друга.
Тело меняется, гормоны бушуют, надо как-то налаживать отношения с окружающими, зарабатывать авторитет, общаться с понравившимся человеком… Конфликты почти неизбежны. Нередко поводом для подколов и обид становятся внешность и вес. Иногда доходит до буллинга.
Что делать родителям, если они узнали, что ребенка буллят из-за веса? Рассказывает психолог.
Психолог, гештальт-терапевт
Если родители узнали, что ребенка буллят из-за веса, важно сразу принять меры. Вот что я предлагаю делать.
В первую очередь предлагаю поговорить с ним о его переживаниях в безопасной, доверительной атмосфере. Внимательно выслушать, не перебивая.
Нужно показать ребенку, что родители ему верят, сочувствуют, они на его стороне, и ему не придется справляться в одиночку. Тема травли, буллинга, особенно если они связаны с условной физической некрасотой и весом, пропитана стыдом и виной. Ребенок, оказавшийся в ситуации буллинга, очень уязвим.
Сам родитель должен быть в спокойном, ресурсном состоянии, потому что если он захвачен яростью, обидой, агрессивным желанием помочь, это может напугать ребенка.
Интересное по теме
С травлей в школе сталкивался каждый четвертый россиянин
Важно рассказать, что такое буллинг, сориентировать ребенка в том, что считается нормой, а что — нет. Это необходимо сделать, потому что в любом насилии потерпевшая сторона часто воспринимает все искаженно, думает, что проблема в ней, неправильно распределяет ответственность. Ребенку нужно донести, что то, что с ним происходит, — ненормально и что в этом нет его вины.
Важно объяснить ребенку, что отвечать на агрессию необязательно. Ни в коем случае не надо заставлять его «постоять за себя», «дать сдачи». Это может еще больше вогнать его в стыд, вину — что он еще и защитить себя не может.
С другой стороны, и от самозащиты не нужно его отговаривать. Стоит обсудить, какие возможны варианты отреагировать и к каким последствиям это может привести.
Если ребенок в ответ будет обижать, обзывать, это приведет к эскалации конфликта, усугубит ситуацию, ведь насилие порождает насилие. Если он ударит в ответ — это тоже может привести к новым проблемам.
Остроумные фразы часто снимают напряжение. Можно посоветовать ребенку прямо сказать обидчику: «Твои оскорбительные слова не делают меня хуже. Скорее, они говорят о тебе как о том, кто хочет по каким-то причинам оскорблять другого человека из-за веса» (то есть «твои обзывательства не про меня, а про тебя»). Или: «Мне неинтересно твое мнение обо мне или о моем весе».
Игнорировать обидчика — тоже способ защиты. Зачастую молча развернуться и уйти — лучший вариант, который позволит сохранить спокойствие и уверенность в себе. Ребенку можно объяснить, что если он не ввязывается в ссору, это не значит, что он проиграл, — это тоже победа.
Также можно попробовать переключиться на общение с друзьями или просить об их поддержке.
Если дело происходит в детскому саду или школе, ребенку стоит подойти к воспитательнице или учительнице и попросить о помощи. Вообще конфликты между детьми — это нормально, но если они приобретают уничижительную, разрушающую форму, должны подключаться взрослые.
В разговоре с ребенком нужно выяснить подробности происходящего: кто травит, где, с кем, как часто это происходит. Есть ли физические атаки? Угрозы?
Интересное по теме
3 страшных истории о буллинге, пережитом в детстве
Если ребенка буллят в школе — связаться с классным руководителем, с директором. Попросить о встрече с кем-то из них, настаивать на конкретных действиях по защите ребенка и санкциях для тех, кто будет продолжать нападать.
Усиленную поддержку нужно давать ребенку на протяжении всей этой ситуации. Можно укреплять его самооценку, хваля, поощряя, возможно — помогая находить новых друзей и кружки, расширять общение, если ребенок на это готов.
Можно устраивать в семье поддерживающие совместные мероприятия — всем вместе пойти в театр или в ресторан, поехать куда-нибудь или просто поиграть в настолки дома.
Важно, чтобы дома была комфортная, безопасная, дружелюбная атмосфера, где ребенок будет на контрасте видеть, что то, что с ним происходит вне дома, — это ненормально и что может быть по-другому. Травма не возникнет, если у ребенка будет достаточно поддержки и участия со стороны взрослых и родителей, в том числе и администрации школы/садика.
Если ситуация долго не разрешается и нападки не прекращаются, может потребоваться перевести ребенка в другое учебное заведение, чтобы защитить его.