Ребенок — зеркало. Мы, взрослые, можем подавить, сдержать страх, злость, переключиться, в конце концов. Но ребенок все считывает, как бы мы это ни прятали. Как же ему справиться со своими переживаниями и эмоциями, если вдобавок еще и у родителей проблемы? В раннем возрасте функции самоконтроля настолько не развиты. В итоге ребенок как может, так и справляется — начинает грызть ногти.
Мы рассмотрим все причины обгрызания ногтей у детей и подростков. От самых простых — как следствие бытовых ситуаций, до более серьезных и сложных — психологических.
Держа палец во рту, ребенок возвращается на более ранние стадии психического развития, так он справляется со стрессом. Он как бы хочет сказать, что в каком-то смысле еще не готов к более взрослой жизни или тем событиям, что сейчас происходят. Обычнй концерт в садике может вызвать у ребенка переживания, и тогда он автоматически берет пальцы в рот — сосёт их или грызёт ногти.
В других, более серьезных случаях, причина обгрызания ногтей — это следствие психоэмоционального напряжения ребенка или подростка. Итак, обгрызенные ногти — это:
Вдобавок мы понимаем, что родителей этот акт обгрызания ногтей очень злит. Возможно, родители видят в этом НЕПРАВИЛЬНОСТЬ: «Так ведь нельзя!», видят в этом слабость своего ребенка, что он с чем-то не справляется и ведет себя не так, как им бы хотелось. А на деле ребенок отражает лишь то, с чем не справляется сама семейная система — мама, папа, бабушки и дедушки. Например: в семье принято не решать конфликты, не говорить о своих потребностях, желаниях, чувствах, а молчать о больном или ссориться, решать вопросы на повышенных интонациях, с криком, матом, битьем друг друга и пр.
Угрозы, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются! Не делайте никаких замечаний ребенку, никаких кличек, обзываний, наказаний, битья по рукам или губам.
Мазать ногти горчицей, зеленкой, горьким лаком можно, но не факт, что это сработает. Если для ребенка грызть ногти — это способ разрядить психологическое напряжение, то вряд ли его эти средства остановят. К тому же, если лишь запрещать грызть ногти, не давая при этом выхода детской тревоге, то внутреннее напряжение ребенка трансформируется в иное нарушение — психосоматику, нарушение сна, аппетита, эмоциональные проблемы и прочее.
В момент самого процесса не заостряйте на этом внимание, а мягко, можно даже без слов, дайте тихонечко ребенку в руки что-то другое — например, морковь!
В 3 года уже можно рассуждать с ребенком на тему обгрызенных ногтей. Задавать ему вопросы: «Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы ты перестал грызть ногти? Кто тебе может в этом помочь? Какой герой из мультиков, сказок станет твоим помощником и будет напоминать тебе?» Возможно, такой малыш не может понять подобных вопросов — возразите вы. Возможно! Но вам важно научиться задавать ему вопросы так, чтобы он чувствовал себя человеком, который решает, а не исполняет ваши указания. И тогда он сам может со стороны посмотреть на свои привычки. Да, это сложнее и дольше. Вам придется побыть изобретателем новых вопросов и уметь работать с возражениями ребенка. Иной раз родители жалуются, что им не хватает слов и доводов, как отвечать на его новые вопросы и хитрые ходы.
Важно, чтобы ребенок чувствовал вас как друга, партнера в этот момент, а не агрессора или дрессировщика, который выдает команды: «Убери руки!».
В своих разговорах с ребенком мы обращаем внимание не на то, что нельзя грызть ногти, а на то, что мы их попытаемся отрастить красивыми! И обязательно хвалим за даже один красивый, ровный ноготок!
Договоритесь с ребенком о поощрении. Какую ты хотела бы игрушку или совместный поход в зоопарк за первых два красивых ноготка? Далее другой подарок — за следующие уже 5 ноготков и т. д. На практике этот ход дает гораздо большие результаты, ребенок уже к первому подарку может не грызть и по 5-7 ногтей.
Обязательно подкрепляйте ребенка, хвалите при бабушках, дедушках. Пусть он знает, что он любим и хорош для своих родителей даже со съеденными ногтями.
Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal.