Сразу поясню, речь пойдет не об учреждениях типа Музей шоколада, страха, хлеба и зрелищ или чего бы такого придумать, чтобы вы несли к нам денежки, а о настоящих хранилищах настоящих сокровищ.
Отличить хороший музей от плохого легко — здесь есть, что испортить, да так, что это уже не вернуть.
Поэтому так тихо, холодно, непонятно, а за каждым твоим шагом зорко наблюдают специально обученные бабушки (это ничего, вот в Европе они еще и вооружены). Но именно тут можно действительно перемещаться во времени, а значит, оно того стоит.
Итак, что сделать, чтобы поход в музей с ребенком оказался приключением века, а не огромной ошибкой.
Тоддлер с вами, дошкольник или подросток, нужно быть во всеоружии. Салфетки у вас в сумке лежат с его рождения, ясное дело, теперь добавляйте:
Заранее проверьте на сайте, что сегодня не выходной. Это правда не настолько глупый совет, как вам сейчас показалось.
Забудьте все, чему вас учили. Все эти замечательные и очень нужные -измы, техники, виды и жанры, биографии художников с обязательными годами жизни, нет!
Ребенка еще успеют нашпиговать премудростями на школьных экскурсиях специально обученные люди.
Просто вспомните ваш первый музейный опыт и сделайте наоборот.
Или так же, смотря насколько вам повезло. Настройте себя, что это — необычное, просторное, наполненное загадками пространство, а не пыльная и скучная, но зачем-то обязательная к посещению комната.
Вы имеете право удивляться, ничего не знать, задавать вопросы, рассуждать вслух — представьте, что правильных ответов тут не бывает (кстати, это правда). «Ты не пове-е-е-ришь насколько давно» вместо «в V веке до нашей эры» — да, это нормально, если у вас приключение, а не лекция.
Малышу будет в кайф там, где в кайф его родителю — наверняка вы уже заметили это правило по остальным аспектам жизни.
Нет лавочек? Садитесь на пол и не парьтесь, вот правда. Его пылесосят и протирают несколько раз в день, чтобы никакие вредители (и сейчас речь не о детях) не погрызли шедевры.
Во-первых, сидя, вы увидите мир с уровня ребенка, а значит все будет куда проще обсудить на равных. Во-вторых, меньше устанете.
И главное, это же настоящая шалость! Что сразу примиряет робкого посетителя с ошеломляющим величием прошлого, навалившегося со всех сторон.
Сейчас каждый уважающий себя музей предлагает интерактивные программы и квесты для детей, но в большинстве своем это по-прежнему просто экскурсия, на которой ничего нельзя, а в конце викторина или кроссворд.
Забейте, секрет успеха восприятия прекрасного не в хитрых сюжетных ходах, а в тех настоящих эмоциях, которые вы с ребенком переживаете вместе. Сочините легенду, напустите загадочности, вот вам три простые идеи для разгона.
Привидение
«Говорят, в этом здании куча привидений, и у каждого — свой домик, а на двери нарисована подсказка, кто за ней прячется. Пойдем искать и угадывать? Нет, я там тоже не был. Ага, тоже боюсь» — все, ребенок уже ведет вас за ручку по залам и показывает предполагаемых призраков, а кто постарше может даже подсказки на этикетках обнаружить.
Двойник предмета
«Вчера по дороге домой ворона выронила из клюва мне под ноги вот такую вещицу и прокаркала, что это волшебный талисман, который исполнит любые желания, если найду, из какой картины она его достала. Поможешь?». С загадочным видом извлекаете из сумки *брошь, веер, манго, смешную шляпу, кость рыбы, обломок вешалки, зеленый носок, пучок соломы, пиратскую монету, сувенирную статуэтку египетского бога* (нужное подчеркнуть) и отправляетесь искать, из какой картины эта штука могла вывалиться.
По дороге находите кучу смешных сюжетов и цепляющих взгляд диковинок. Обнаруженный в картине двойник предмета вызовет восторг, так что есть смысл немного подзапариться и сопоставить коллекцию музея (слава сайтам!) с залежами домашнего хлама, который рука все не поднимается выкинуть.
Игра на все времена «Кто говорит?»
Заходите в любой зал и предлагаете ребенку угадать, кто сейчас говорит — загадайте один предмет, который все могут видеть, и смешным голосом говорите от его лица пару фраз, не называя самого героя. Это может быть герой картины, какая-то фигурка, обломок горшка, стул, смотритель, колонна, да хоть система пожарной сигнализации — чем абсурднее, тем лучше. Угадал? Теперь ты загадываешь!
Конечно, жевать в самих залах никто не предлагает, но уже почти везде есть музейное кафе. Если нет — обязательно загляните в немузейное или захватите из дома вкусняшку-сюрприз (себе и ребенку). Физический дискомфорт способен испортить даже самые замечательные впечатления от путешествия и создать негативные ассоциации, а оно нам надо? Оно нам не надо.
По закону вы имеете право фотографировать без вспышки абсолютно в любом музее, кроме временных выставок. Классический снимок «ребенок на входе» сделайте для отчета бабули в Одноклассниках, а потом уже можно пилить смешные совместные селфи и дурачиться.
Постепенно накопится коллекция, которую можно собрать в отдельный альбом и пересматривать долгими зимними вечерами под вино и вишневый сок (м-м-м, совсем как у взрослых).
Еще можно играть в «А помнишь где мы…» видели драку гусей, купили томагавк, пекли хлеб силой мысли, научились танцевать краковяк… Вы удивитесь, кто еще больше помнит!
Первые впечатления заложат отношению к этому месту навсегда. Уже сейчас многие музеи, кряхтя и поскрипывая, пытаются развернуться лицом к посетителю, а уж когда малыш дорастет до возраста, что сам туда соберется, возможно, он встретит минимум «не дышите на шедевр» и максимум свободы, творчества, доступной и интересной информации.
Так пусть же ребенок пойдет туда добровольно и с удовольствием!