Редакция
4 September 2020

Капризничает? Значит, развивается! 10 скачков развития, которые делают вашего младенца невыносимым

Все младенцы разные. Одни действительно только и делают, что едят и спят (говорят, такие существуют), другие просыпаются от любого шороха, третьи плачут большую часть дня, а четвертые способны часами спокойно изучать мобиль над кроваткой.

Однако есть то, что объединяет младенцев первых полутора лет жизни — это скачки развития, во время которых дети обзаводятся новыми «умелками», а их родители — седыми волосам. Если вы еще не знакомы с теорией «wonder weeks» (они же ироничные «удивительные недели»), то рассказываем вам, как сделать жизнь с младенцем до полутора лет чуть более предсказуемой.

Авторами концепции wonder weeks являются голландский антрополог Хетти ван де Рейт и возрастной психолог Плой Франс. Книга с аналогичным названием впервые была издана в 1992 году, а в 2007 даже выходила в России под названием «Капризничает? Значит, развивается».

Основная мысль книги заключается в том, что за первые полтора года жизни дети проходят десять крупных скачков развития, которые примерно одинаковы для всех нейротипичных младенцев. В результате каждого скачка ребенок приобретает новые навыки и умения, а наступают эти скачки у всех детей примерно в одно и то же время — авторы теории даже составили календарь этих скачков и, судя по отзывам, у многих он работает.

Скачки развития еще называют «кризисами развития» (а в календаре они отмечены тучками, и это неслучайно). Большие прорывы у детей традиционно сопровождаются проблемами с поведением: дети становятся более плаксивыми, больше времени хотят проводить «на ручках», чаще капризничают, могут меньше спать и хуже есть. В общем, ведут себя почти как обычно, но в несколько раз хуже. После того, как навык «прорезался» вас ждет небольшое затишье, пока малыш наслаждается новыми способностями.

Зачем вам все это знать? Во-первых, такой календарь «чудесных недель» привнесет в жизнь с младенцем хоть немного предсказуемости (а это дорогого стоит!). Во-вторых, даст немного больше понимания того, что происходит с вашим ребенком, который пока может донести свои чувства только плачем или криками. Вслед за пониманием приходит уверенность и спокойствие, которые никогда не помешают молодым родителям.

Итак, вот десять основных скачков развития, которые ждут младенцев в первые полтора года жизни.

Первый скачок: чувства и ощущения

Первый кризис развития стоит ждать в возрасте четырех-пяти недель. В этот период ребенок начинает четче различать свои чувства и ощущения — как внутри себя, так и снаружи.

А чувств этих очень много! Малыш ощущает, как он двигает руками и ногами, касается своей кроватки, одежды, игрушек. Чувствует вкус и запах молока, ощущает голод и насыщение. Различает свет и тень, слышит звуки собственного голоса и голосов людей, окружающих его. Это большая сенсорная нагрузка на маленького человека, а потому совершенно неудивительно, что его начинают переполнять эмоции от всех внезапно обретенных чувств.

После того, как скачок будет пройден, вы можете заметить, что ребенок стал реагировать на внешние раздражители: реагировать на знакомые лица и наслаждаться теплой ванной.

Второй скачок: узоры и паттерны

Второй прорыв наступает около восьми недель. В этот период ребенок начинает распознавать паттерны и закономерности окружающего мира: например, наблюдать за разноцветными лампочками или разглядывать одеялко с орнаментом. Он также замечает закономерности в звуках (например, тикании часов) и движениях собственного тела (например, поднимает руку так, чтобы ее было видно, а затем убирает ее из поля зрения, и так несколько раз).

Этот прорыв кажется не таким значительным как, допустим, умение переворачиваться, однако он играет чрезвычайно важную роль в процессе развития мозга ребенка.

Третий скачок: плавные переходы

В возрасте 11-12 недель ребенок учится чуть лучше владеть своим телом и на смену младенческим подергиваниям приходят более плавные движения. Конечно, до моторики семилетки еще очень далеко, но телодвижения младенца уже становятся менее хаотичными.

Когда кризис закончится, ваш малыш может начать тянуть руки в направлении заинтересовавшего его предмета и поворачивать голову в сторону интересных звуков или источников света. Примерно в этом возрасте дети начинают улыбаться и смеяться.

Четвертый скачок: события

Важный этап в жизни ребенка начинается примерно в возрасте 15-19 недель. В это время ребенок начинает осознавать, что жизнь состоит из ряда событий, которые происходят по определенным причинам. Ребенок может стать более требовательным и более активным для того, чтобы спровоцировать определенные события.

В этот период ребенок начинает проявлять больше интереса к окружающему миру, игрушкам и людям вокруг него, а также может демонстрировать первые признаки скуки или нетерпения.

Пятый скачок: отношения

В возрасте примерно 26 недель ребенок постепенно начинает понимать, как разные объекты взаимодействуют друг с другом (именно поэтому в это время желание что-то хватать, кидать, переворачивать и ударять друг об друга значительно усиливается). В это же время малыш начинает понимать расстояние между разными объектами — и вместе с этим пониманием появляется страх расставания с мамой, когда она отходит на расстояние, которое кажется ребенку слишком большим.

Шестой скачок: категории

В возрасте 34-37 недель ребенок замечает, что многие объекты и явления, окружающие его, могут объединяться в группы, обладать схожими и отличающимися признаками. Это период тщательного изучения окружающего мира и проверка его на прочность. Конечно же, стоит отметить, что исследовать мир ребенок будет всеми доступными ему способами, в том числе, путем облизывания или швыряния. Такова научная работа, смиритесь.

Седьмой скачок: последовательности

Этот период наступает в период 42-46 недель и примечателен он тем, что ребенок начинает понимать последовательности. Например, что за завтраком следует прогулка, а за самым большим кольцом пирамидки — тот, что поменьше.

Восьмой скачок: программы

Когда ребенок стоит на пороге своего первого Дня рождения, наступает кризис, связанный с осознанием того, что события в мире развиваются по определенным программам. Этот этап частично связан с предыдущим, но чуть более сложный. Например, теперь у ребенка появляется понимание того, что для того, чтобы получить любимый сок, надо одеться, выйти из дома, дойти до магазина, купить сок, вернуться обратно, вымыть руки и выпить его. Это последовательность, но вместе с тем это целый цикл действий, направленный на решение конкретной задачи.

Девятый скачок: принципы

Когда ребенку будет 60-64 недели, вас ждет очередной кризис развития, во время которого он попробует применять все полученные ранее знания о мире. Ребенок станет более требовательным, начнет проявлять широкий спектр эмоций, предпримет первые попытки договориться о чем-то или даже пошутить. Это довольно эмоциональный период, когда новые эмоции и чувства будут утомлять малыша и заставлять его чаще обращаться к родителям за поддержкой и успокоением.

Десятый скачок: системы

В возрасте примерно 73-75 недель ребенок начинает видеть мир более системно и учится подстраиваться под изменяющиеся условия. В этом возрасте вас ждут первые настоящие проверки границ и первые отработки социальных навыков.

О дальнейших кризисах развития авторы теории умалчивают, но не потому, что их больше не будет (ха-ха), а потому, что потом они становятся менее предсказуемыми и более индивидуальными, а значит, что у вас больше не будет календарика, который подскажет, когда ждать очередных скандалов.

Как справляться с кризисами развития? Никакой магии, брать на ручки, успокаивать, терпеть и помнить о том, что ваш младенец не просто решил свести вас с ума, а осваивает крайне важные навыки. Или это колики. Или регресс сна. Или ложный отказ от груди. Ну, в общем, что-то из этого точно. Держитесь.

Понравился материал?

Поддержите редакцию!

Понравился материал?

Поддержите редакцию!
Читайте также
Не пропустите самое интересное
Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости
Спасибо, мы будем держать вас в курсе