Очень многие родители не любят, не умеют или не хотят играть со своими детьми. Однако обсуждаться вслух эта проблема начала не так уж давно. Мы попросили порассуждать о ней Наталью Беляеву — педагога, профессионального игруна и руководителя проекта «Культура игры».
Да, играть любят не все мамы и папы. Даже не все педагоги и воспитатели. И дело не в том, что они «свое отыграли» в детстве и лимит закончился. Просто когда мы взрослеем, то у нас меняется фокус интереса и самое главное – появляется больше возможностей воплощать что-то в реальности.
Например, когда ребенку пять, то его мало кто пустит управлять настоящим автомобилем. Зато в игре понарошку он легко может себе это представить и испытать очень НАСТОЯЩИЕ эмоции от процесса. Взрослый, в противовес этому, имеет опцию посетить автошколу и сесть за руль в реальности, если ему этого очень захотелось. Чувствуете, в чем хитрость?
Ребенок в большинстве случаев имеет возможность воплотить свой исследовательский интерес, попробовать новое и прожить по-настоящему только в игре. У взрослого все иначе, потому и интерес с игры понарошку уходит больше в реальность. А чем меньше он в мире понарошку проводит времени, тем сложнее ему туда возвращаться. Это нормально. И если мы загипсовали свою игровую мышцу на пять-десять-двадцать лет, а потом вдруг решили снять «цемент» и побежать игровой марафон, то огребаем по полной программе: страхи, неудачи, боль, обида и полный спектр удовольствий с ними связанный. Кто после такого сможет игру не возненавидеть? Я таких родителей понимаю. Но если мы вспомним, что любая мышца/навык требуют мягкого восстановления после забвения, то мы перестанем кидаться на длинные дистанции и травмировать себя.
Что это значит в контексте игры? Признать, что вы давно не играли и сейчас вам сложно получать от этого удовольствие —> осознать, что это не диагноз, а навык, на который мы сами можем влиять —> принять меры реабилитации для игровой мышцы.
Меры же не такие и сложные, как может показаться. При восстановлении сломанной ноги, врач скажет постепенно разрабатывать ее микро-упражнениями по несколько секунд. Есть смысл последовать этой мудрости и прокачивать свои игровые навыки не «тяжелыми весами», а легкими заданиями на креативность по пять минут в день, к примеру. И только потом увеличивать время игры и ее «сложность».
Привычки формируются постепенно и удовольствие тоже начинает приходить со временем! Главное – решить для себя, хотите ли вы изменить ситуацию. Только честно. И только после этого действовать.
Сегодня существует огромное количество курсов, которые помогают познакомиться с миром игры понарошку, я и сама один их них веду. Но если вы сомневаетесь, что готовы, то как минимум есть смысл для личного тест-драйва – попробуйте поработать над своей фантазией, креативностью! Уверяю, что этот навык затрагивает гораздо больше сфер вашей жизни, чем игра с ребенком и точно пригодится, если вы вдруг откажетесь от идеи развивать свой игровой потенциал. Памятку по развитию креативности я готова прислать каждому, кто захочет ею воспользоваться.
А подводя итог этой заметки, хочу еще раз повторить, что НЕ ЛЮБИТЬ ИГРАТЬ для взрослого – это нормально, хотя бы потому что поле интересов с возрастом меняется, да и возможности тоже.
А если произошла такая рокировка, то логично, что какие-то навыки забываются (играть в том числе). Но их можно восстановить – и это хорошая новость. От нас только зависит выбор стратегии и ее воплощение. И если вы готовы снять гипс с игровой мышцы, то можно начать с развития креативности, а продолжить более глубокими практиками и со специалистами.
Игры, в которые играют дети (и должны ли они играть в них в принципе)
Разрешите детям беситься! 10 советов, как сделать буйные игры безопасными