Я ненавижу играть! Что делать?

Очень многие родители не любят, не умеют или не хотят играть со своими детьми. Однако обсуждаться вслух эта проблема начала не так уж давно. Мы попросили порассуждать о ней Наталью Беляеву — педагога, профессионального игруна и руководителя проекта «Культура игры».

Иллюстрация Даниила Никольченко

 Да, играть любят не все мамы и папы. Даже не все педагоги и воспитатели. И дело не в том, что они «свое отыграли» в детстве и лимит закончился. Просто когда мы взрослеем, то у нас меняется фокус интереса и самое главное – появляется больше возможностей воплощать что-то в реальности.

Например, когда ребенку пять, то его мало кто пустит управлять настоящим автомобилем. Зато в игре понарошку он легко может себе это представить и испытать очень НАСТОЯЩИЕ эмоции от процесса. Взрослый, в противовес этому, имеет опцию посетить автошколу и сесть за руль в реальности, если ему этого очень захотелось. Чувствуете, в чем хитрость?

Ребенок в большинстве случаев имеет возможность воплотить свой исследовательский интерес, попробовать новое и прожить по-настоящему только в игре. У взрослого все иначе, потому и интерес с игры понарошку уходит больше в реальность. А чем меньше он в мире понарошку проводит времени, тем сложнее ему туда возвращаться. Это нормально. И если мы загипсовали свою игровую мышцу на пять-десять-двадцать лет, а потом вдруг решили снять «цемент» и побежать игровой марафон, то огребаем по полной программе: страхи, неудачи, боль, обида и полный спектр удовольствий с ними связанный. Кто после такого сможет игру не возненавидеть? Я таких родителей понимаю. Но если мы вспомним, что любая мышца/навык требуют мягкого восстановления после забвения, то мы перестанем кидаться на длинные дистанции и травмировать себя.

 Что это значит в контексте игры? Признать, что вы давно не играли и сейчас вам сложно получать от этого удовольствие —> осознать, что это не диагноз, а навык, на который мы сами можем влиять —> принять меры реабилитации для игровой мышцы.

Меры же не такие и сложные, как может показаться. При восстановлении сломанной ноги, врач скажет постепенно разрабатывать ее микро-упражнениями по несколько секунд. Есть смысл последовать этой мудрости и прокачивать свои игровые навыки не «тяжелыми весами», а легкими заданиями на креативность по пять минут в день, к примеру. И только потом увеличивать время игры и ее «сложность».

Привычки формируются постепенно и удовольствие тоже начинает приходить со временем! Главное – решить для себя, хотите ли вы изменить ситуацию. Только честно. И только после этого действовать.

Сегодня существует огромное количество курсов, которые помогают познакомиться с миром игры понарошку, я и сама один их них веду. Но если вы сомневаетесь, что готовы, то как минимум есть смысл для личного тест-драйва – попробуйте поработать над своей фантазией, креативностью! Уверяю, что этот навык затрагивает гораздо больше сфер вашей жизни, чем игра с ребенком и точно пригодится, если вы вдруг откажетесь от идеи развивать свой игровой потенциал. Памятку по развитию креативности я готова прислать каждому, кто захочет ею воспользоваться.

 А подводя итог этой заметки, хочу еще раз повторить, что НЕ ЛЮБИТЬ ИГРАТЬ для взрослого – это нормально, хотя бы потому что поле интересов с возрастом меняется, да и возможности тоже.

А если произошла такая рокировка, то логично, что какие-то навыки забываются (играть в том числе). Но их можно восстановить – и это хорошая новость. От нас только зависит выбор стратегии и ее воплощение. И если вы готовы снять гипс с игровой мышцы, то можно начать с развития креативности, а продолжить более глубокими практиками и со специалистами.

Что еще почитать по теме:

«Игра — дело добровольное, для всех ее участников, для родителя в том числе»: интервью руководительницы петербургского проекта «Культура игры» Натальи Беляевой

Игры, в которые играют дети (и должны ли они играть в них в принципе)

Разрешите детям беситься! 10 советов, как сделать буйные игры безопасными

Мнения В каком возрасте у ребенка должен появиться свой телефон
Испанские родители хотят запретить детям пользоваться телефоном до 16 лет.