Специально для спецпроекта о насилии над детьми психолог Оксана Палехова рассказала о том, что делать родителям, чтобы дети слышали их просьбы, а воспитание не превращалось в бесконечное противостояние.
В своей практике мы, психологи, регулярно получаем обращения от родителей как раз по поводу непослушания и игнорирования родительских просьб. При этом родителям часто сложно признаться, что иногда у них действительно нет сил на повторение в сотый раз просьбы убрать в своей комнате, и так и хочется накричать на ребенка или шлепнуть его.
Родители часто слышат о важности проговаривания да и мы, психологи, постоянно напоминаем об этом. Но чем это подкреплено? Здесь все понятно и без сложных исследований, все дело в том, что повторение — действительно мать учения, как бы это шаблонно ни звучало. На повторении строится все наше воспитание. Но вот какое именно это будет повторение — зависит именно от родителей.
Если мы будем бить детей, то впоследствии это придется делать все чаще и чаще, вплоть до того, что без насилия ребенок не будет выполнять даже простейшие просьбы.
Если мы будем говорить с детьми, то — и тут сюрприз — это приведет к обратному эффекту, и в более старшем возрасте ребенок научится принимать правильные решения самостоятельно.
Ученые давно поняли важность разговора с детьми, причем начиная с младенчества. Одно исследование показало, что ребенок уже в семь месяцев может распознавать слова и интонацию и если говорить с ним много и уважительно, это не только расширит словарный запас, но и положительно скажется на развитии когнитивных навыков в будущем.
Это означает одно — да, порой говорить действительно трудно, но это единственный выход.
Это нормально, что ребенок может не слышать. Но если вам кажется, что ребенок не слышит только вас, то знайте — это действительно кажется.
Не просто монотонно повторять, а использовать прием «просьба через игру» (кто быстрее, лучше, интереснее и любой соревновательный формат).
Попросить что-то сделать через актуальный интерес ребенка (давай быстро приберемся и приготовим твои любимые сырники, пойдем кататься на самокате, поиграем в шахматы, соберем конструктор).
Озвучить просьбу сразу после сна, пока ребенок еще полон сил и бодр.
Попросить о чем-то через придуманную сказочную историю, связанную с нужным делом, персонажем, любимой игрушкой.
Попросить ребенка выполнить просьбу необычным способом: например, прибирать игрушки в контейнер лопатой как экскаватором, играть на пеленке, и потом игрушки с пеленки шумно пересыпать в контейнер.
Озвучить просьбу через беседу, с уважением к его интересам и интересным ему событиям (подростковая жизнь полна эмоций, с которыми они не всегда успевают справляться, и можно поговорить по душам и потом честно попросить помочь в чем-то).
Попросить о чем-то, ссылаясь на свой авторитет, тут главное, чтобы он был построен на уважении и личном примере родителей, а не основан на силе и тем более на насилии.
Вместе с просьбой озвучить заранее зону ответственности и границы сроков на выполнение просьбы.
Не просто попросить, но и помочь ребенку рационально выстроить планирование, чтобы он научился правильно распределять свои силы и время.
Чтобы адекватно уметь принимать большие объемы эмоций ребенка, необходимо самим быть, как сейчас модно говорить, «в ресурсе»: чаще задумываться о состоянии своего психического здоровья. Тут вспоминаются слова подростка, которые я когда-то услышала: «У меня родители сами как дети, не знают чего хотят, а чуть что, сразу кричат, хотя вроде бы взрослые люди».
Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей
Читайте больше на странице проекта