Почему хулиганы такие привлекательные? Объясняем на примере книжных героев

Не все книжные герои должны быть героями. Чем привлекают детей трикстеры и почему родителям не стоит бояться книг, где главный персонаж — хулиган? Рассказывает Елена Деревянкина.

Иллюстрация Тони Росса из книги «Ужасный Генри»
Иллюстрация Тони Росса из книги «Ужасный Генри»

Мы привыкли, что главный герой в детской книжке непременно должен быть героем положительным: благородным, высоконравственным, поступающим правильно. Но что если главный герой в книжке — вовсе не пример для подражания? Что если он самый что ни на есть ужасный? Давайте разбираться на примере популярной во всем мире серии книг Франчески Саймон «Ужасный Генри».

Откуда берутся обаятельные хулиганы

Генри — хулиган, задира и тунеядец. Каждого персонажа в своих книгах автор наградила говорящим эпитетом, так вот Генри — Ужасный. И это, конечно, неспроста. Генри постоянно разыгрывает младшего брата, не слушает родителей, профессионально изводит приглашенных нянь, держит в страхе одноклассников, мучает учителей и делает все, что ему захочется. Но вот парадокс: юные читатели его обожают, ведь Генри — обаятельный хулиган. Героев такого типа в литературе называют трикстерами.

Вы, конечно, уже с ними знакомы. Это, например, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, барон Мюнгхаузен, Буратино, Незнайка… Что объединяет этих персонажей? Противоречивость, обаяние, нежелание следовать правилам и буйная фантазия. Они не прочь приврать и не спешат брать на себя ответственность, но действуют все же без злого умысла.

Просто у них свои мотивы, а общим правилам они следовать не любят. Вообще трикстер родом из мифологии — такой типичный плут и озорник. Яркий пример — Локи, бог обмана и коварства из скандинавских мифов. В детской литературе черты трикстера немного размылись, но суть осталась той же. Так вот Ужасный Генри — один из них, трикстеров.

Интересное по теме

Насколько вы ужасны по меркам «Ужасного Генри»?

Переходим на «темную» сторону

Франческа Саймон не только сделала трикстера Генри главным героем, она к тому же создала его антипод — Послушного Питера. Абсолютно идеального ребенка и младшего брата Ужасного Генри. Оба героя утрированные — Генри чересчур ужасный, а Питер настолько хороший, что аж зубы сводит. И вот тут-то и возникает парадокс: читатель больше симпатизирует хулигану, а не идеальному мальчику.

Почему? Да потому что неидеальный Генри ребенку гораздо ближе и понятнее. Ситуации, в которых оказывается Генри, вполне себе настоящие. Какие-то из них наверняка происходили с читателями. Правда, вряд ли кому-то пришло в голову поступить так, как Ужасный Генри.

Когда Генри оказывается в обстоятельствах, которые ему не нравятся, то действует лишь в своих интересах. Он в этот момент совершенно не задумывается, кому может навредить. Главное — получить желаемое или отвертеться от того, что ему навязывают.

Ребенок-читатель прекрасно видит, что Генри нарушает правила, пакостит и обижает других детей. Но еще он видит, как родители заставляют Генри идти в гости к родственникам, а не на день рождения к другу. Или дарят ему не игрушку, о которой он мечтал, а практичные носки. Они видят, как Генри воротит нос от брокколи и уплетает за обе щеки конфеты.

Интересное по теме

Почему не надо заставлять ребенка обнимать и целовать родственников

И что же они чувствуют, эти юные читатели, которым нет-нет, да и доведется побывать на месте Генри? Сопричастность. Действительно, ужасно неприятно, когда тебя заставляют идти в поход, в который ты идти не хочешь. В самом деле обидно, когда получаешь в подарок совсем не то, о чем мечтал. Грустно и несправедливо, когда вещь сломал младший брат, а все подумали на тебя. И вот дети уже сочувствуют Генри и восхищаются тем, как изобретательно и (естественно!) хулигански он выходит из сложившейся ситуации и добивается (или не добивается) своего.

Образ Генри притягивает этой вседозволенностью — для него нет рамок, хотя все вокруг только и делают, что пытаются его в эти рамки загнать. Поэтому читать про проделки Ужасного Генри так приятно — это расслабляет. Ведь в реальности у детей от семи до десяти лет, для которых написаны эти книги, рамки все-таки есть. И вряд ли они решатся повторить проделки Генри.

Особенно если рядом с этими детьми понимающие и чуткие родители. Ведь родителей Генри трудно назвать примером для подражания — они редко слушают старшего сына и не особенно интересуются, чего бы ему хотелось.

Прощайте, ярлыки!

Франческа Саймон развесила на своих персонажей ярлыки, как бы играя с читателем. Она вроде сразу показала, кто есть кто: вот Питер — он Послушный, вот Генри — он Ужасный, вот Маргарет — она Мерзкая, вот Сьюзен — она Скучная… Но на деле оказывается, что все не так просто.

Послушному Питеру, например, ничего не стоит свалить свой проступок на Генри. При этом мама с папой ему верят и глазом не моргнув. И вот как раз эта несправедливость заставляет куда больше сопереживать хулигану. Или, например, Генри решает стать послушным. Он помогает папе, смиренно жует морковку за обедом и не дразнит Питера, хотя очень хочется. И как ведут себя в этот момент родители? Продолжают делать замечания Генри и обвинять его во всех проказах, хоть он и не имеет к ним отношения.

Получается, что образы персонажей размываются. И, если хорошенько присмотреться, то видно, что Генри не такой уж Ужасный, а Питер не так чтобы совсем Послушный. И очень здорово, если ребенок, читая обо всем этом, не будет верить ярлыкам, а сделает свои выводы.

Выходит, и антигерой может принести пользу читателю. Особенно если обсудить его поступки и разобрать по косточкам мотивы. Это не значит найти оправдание хулиганству или обвинить во всем других людей. Нет. Скорее, это попытка понять, что движет Генри и остальными персонажами. А еще это отличная возможность поговорить с ребенком про чувства и эмоции, границы и правила. Ведь бывают ситуации, когда всем нам хочется забыть о рамках и хотя бы на пару минут превратиться в Ужасного Генри.

Б&Р «По-настоящему сложно стало через неделю, когда гормоны ушли и я осталась один на один с бэби-блюзом и начинающейся депрессией»
Откровенный рассказ читательницы о беременности и родах на фоне тревожного расстройства.