Отрывок из книги «Слишком рано. Сексвоспитание подростков в эпоху интернета».
Родители малышей не особенно беспокоятся за контент, который их дети могут потреблять в Сети, — просто потому, что в большинстве случаев сами это контролируют. Но возраст появления у ребенка первого собственного гаджета с каждый годом снижается, а взрослые все еще оказываются неготовыми к тому, что их крошки выходят в интернет, полный опасностей.
Как модерировать использование смартфонов и планшетов ребенка? Можно ли читать его переписку? Как понятно объяснить ему, что не все в Сети желают ему добра и что под личиной онлайн-подруги может прятаться настоящий хищник? На эти и множество других вопросов отвечает Альберто Пеллай, психотерапевт и отец четверых детей, написавший книгу «Слишком рано. Сексвоспитание подростков в эпоху интернета». На русском языке книга вышла в издательстве «Бомбора», и с его разрешения мы публикуем отрывок из части «Как можно контролировать то, что мой ребенок делает в интернете?».
Цифровизация за последние десятилетия добавила много сложных элементов в воспитательные задачи взрослых. Повсеместное распространение гаджетов со свободным доступом к Сети требует от родителей вмешательства: помощи своим детям в определении места, времени, способа и типа контента, который они потребляют.
Мамы и папы оказываются в сильном затруднении перед этой задачей, которая все усложняется. Многие исследования подсвечивают вопросы, которые вызывают беспокойство, — в частности, есть опасение, что использование цифровых технологий негативно влияет на развитие детей (на уровне эмоций, внимания, сна), не позволяет принять решение, как эффективно использовать время, научиться уважать других, избегать неподходящего контента.
Кроме того, родители разрываются между страхом, что совсем маленькие будут проводить слишком много времени перед экраном, и беспокойством, что они не приобретут необходимые навыки для взаимодействия с цифровой средой. Всем, конечно же, очевидно, что сегодня навыки в этой области служат важным фактором для профессионального и личностного роста.
Но особенно родители чувствуют себя неподготовленными, когда вынуждены устанавливать правила в мире, не знакомом им, который в полной мере не могут контролировать.
Интересное по теме
Плохой полицейский: почему мне трудно применять власть в родительстве
Эта неподготовленность заметна по статистике использования средств родительского контроля, то есть программного обеспечения, которое можно установить на разные цифровые устройства и фильтровать или ограничивать использование Сети детьми. Исследования EU Kids Online, проводившиеся во многих европейских странах, показали, что в Италии только 37 процентов родителей детей в возрасте от девяти до 12 лет используют системы родительского контроля для блокировки или фильтрации специфического контента или программное обеспечение для проверки просмотренных сайтов и используемых приложений.
Цифровое воспитание не такое простое с технической точки зрения. Однако это зависит не только от выбора техники и того, как ею управлять, но и от семейных привычек, основанных на том, как родители относятся к образованию, безопасности, благополучию и свободе, которую готовы предоставить детям. Цифровой родитель должен поэтому знать интернет-среду, которую посещает его ребенок, понимать риски и возможности и, наконец, выбрать четкие образовательные приоритеты, которые затем перевести в решения на уровне действий.
Другими словами, он должен объединить знания техники, цифровой среды и образовательные навыки. Несомненно, это трудная задача, поэтому в этой главе постараемся предложить несколько полезных инструментов.
На основе работы, проведенной Исследовательским центром цифрового благополучия при Миланском университете Бикокка, представляю вам некоторые из самых интересных решений для цифрового контроля и управления, доступных родителям, и также показываю, насколько значимы для детей образование и семья.
Интересное по теме
Как видеоигры и соцсети вызывают зависимость у детей и подростков
Перед тем как дойти до сути этой главы, считаю, что должен сделать важное заявление: технические решения для надзора и блокировки, которые мы обсудим на следующих страницах, безусловно, очень важны, чтобы вести наших детей безопасным маршрутом в цифровом мире. Однако они не могут заменить другие типы вмешательства со стороны взрослых — наоборот, могут даже стать контрпродуктивными.
Итак, вмешательство в цифровое воспитание можно разделить на две большие категории: ограничивающее посредничество и активное посредничество. С помощью ограничивающего посредничества устанавливаются границы и запреты, относящиеся ко времени использования, типу контента и активности в Сети; активное же подразумевает диалог между родителями и детьми о содержимом и правилах пользования цифровой информацией, чтобы вместе решить, какой уровень автономии предоставить ребенку и как предпочтительнее совместно использовать устройства (например, пребывая рядом с ребенком, когда он онлайн, или совместно выполняя действия в Сети).
Ни один из этих двух подходов не оказался эмпирически успешнее другого. Скорее исследования показали, что у каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, которые стоит рассмотреть более детально. Хорошее цифровое воспитание зависит от равновесия между двумя этими типами посредничества, которые можно пересматривать по мере взросления.
Интересное по теме
Родительский контроль: защита или подавление
К примеру, действия по ограничивающему посредничеству эффективны — особенно для самых маленьких детей, — чтобы не дать им слишком надолго прилипать к экрану, вынудить переключать внимание также и на другие типы действий и времяпрепровождение и, наконец, для снижения риска наткнуться на контент, не подходящий для их возраста, или встретить любую из тысячи опасностей в Сети (откровенное видео, совращение, интернет-травля и т. п.). Но при этом может быть велика опасность перекладывания функции контроля на устройства.
1. Уменьшение возможности развития цифровых навыков у наших детей.
2. Уменьшение возможности развития самоконтроля.
3. Появление разочарования и контрпродуктивных поступков как протеста против чрезмерного надзора со стороны родителей.
Кроме того, согласно исследованиям, чрезмерный контроль и ограничения вместо диалога и независимости могут создать негативную тенденцию, при которой дети научатся избегать темы использования устройств при родителях, в то время как открытое общение служит ключевым условием эффективного цифрового воспитания. В реальности положительные эффекты ограничений оставались незначительными, если не сопровождались диалогом, хорошим примером со стороны взрослых и предоставлением личного пространства для развития самоконтроля. Например, было обнаружено, что привычка использования социальных сетей молодежью зависит не от количества правил, которые устанавливаются в семье по мере взросления, но от развития способности к самоконтролю.
Поэтому кажется, что ограничительные меры немедленно приносят положительные результаты, но должны подкрепляться поддержкой, которая сделает наших детей независимыми в долгосрочном периоде. В более общем плане от родителей требуется понимать интернет не только как мир, который нужно ограничивать и регулировать, но и как возможность жить позитивно: подумать о возможностях для образования, связи с другими и также о таких моментах, особенно важных для подростка, как стремление почувствовать силу своей личности, воздействующей на окружающий его мир.
Когда мамы и папы принимают активное участие в интернет-активности детей, задавая вопросы и давая объяснения, видно, что дети лучше и позитивнее усваивают информацию из Сети.
Говоря точнее, совместное использование цифровых устройств дома особенно важно для детей до 10 лет, которым сложнее выявлять риски в интернете, оценивать правдоподобность информации и правильно реагировать, когда они сталкиваются с контентом, от которого можно испытать эмоциональный стресс. Помимо повышения цифровой грамотности детей, преимущество еще и в том, что родители могут применить более альтернативную и гибкую форму контроля, чем техническая блокировка.
Несомненно, активное посредничество предполагает некоторое знание окружающей среды, в которой бывают дети. В частности, родителям было бы полезно быть в курсе приложений, доступных в цифровых хранилищах, и самых популярных цифровых инструментов в возрастной группе их детей.
Метод, основанный на диалоге, может быть полезен для применения тех же ограничительных посреднических действий: в некоторых случаях удобно мотивировать выбор использования некоторых временных ограничений или фильтров с защитной целью, даже если ребенок так не считает.
Интересное по теме
Что делать, если ребенок общается с кем-то втайне от родителей?
Наконец, стоит помнить, что активное посредничество, так же как и ограничивающее, основывается на примере родителей. Вернее, стоит сказать, что каждое действие цифрового воспитания предполагает переосмысление цифровых привычек взрослых. Это переосмысление начинается с правил использования смартфона (например, когда и где это можно делать) и вплоть до поведения в интернете (используемый язык, внимание к своей личной жизни и детей). Четко зафиксированные правила, относящиеся и к родителям (например, никаких смартфонов за столом), помогут всей семье регулировать использование гаджетов даже на тех этапах, когда это делать труднее всего — в предподростковом и подростковом возрасте, — а также улучшит качество жизни самих взрослых.
Поэтому лучше всего вводить такие правила как можно раньше, когда дети еще совсем маленькие. Если не сделали этого заранее, вы можете предложить новые нормы поведения в процессе взросления при условии, что тоже их соблюдаете. В следующих главах я дам краткий обзор возможных действий как ограничивающего, так и активного посредничества, в которых каждая семья может найти элементы, наиболее подходящие для создания своего, особенного набора правил цифрового воспитания.
У нас есть не только сайт
У нас есть не только сайт