Получился фильм о любви, прошлом и отношениях между дочерью и матерью. Седьмого июля картина выйдет в прокат в России. НЭН посмотрел ее на фестивале Beat Film Festival и рассказывает, почему этот фильм стоит увидеть каждому.
Beat Film Festival — самый большой международный фестиваль документального кино в России — идет в Москве и онлайн на сайте «Кинопоиска» до 3 июля. В программе — хиты европейских и американских кинофестивалей, посвященные новой культуре.
В 2013 году в Париже погибла старшая дочь Джейн Биркин — фешен-фотографка Кейт Барри. Кейт выпала из окна своей квартиры. Смерть женщины привела к разрыву между матерью и ее младшей дочерью — Шарлоттой Генсбур. Обе переживали горе по отдельности.
Со временем Шарлотта почувствовала потребность сблизиться с матерью и стала искать предлог для того, чтобы проводить с ней время. Так актриса решилась снять дебютный документальный фильм.
В разговорах между Шарлоттой и Джейн мы слышим отголоски прошлых неурядиц, о которых можно только догадываться. Джейн признается, что всегда считала себя неидеальной матерью: «Я была мамой-подружкой, безответственной. Я недостаточно заботилась о ваших невзгодах». Или говорит, что Шарлотта была грозным ребенком и она считала привилегией находиться рядом со своей дочерью.
Фильм помогает возродить отношения Шарлотты с матерью. Получается картина про особенную любовь, которая может быть между мамой и дочерью, когда из их отношений уходят взаимные претензии и драмы.
На момент начала съемки фильма Биркин был 71 год. В кадре она или носит конверсы, джинсы и черные оверсайз-пиджаки, или ходит по дому в бесформенной рубашке. Джейн рассказывает, что ей нужно постоянно смотреться в зеркало, чтобы напоминать себе о том, как на самом деле она выглядит. И шутит, что в одном зеркале, висящем в ее приморском доме в Бретани, она видит себя красивой, а в другом выглядит «как монстр».
В интервью Шарлотта признается, что ее идеей было «снять мать глазами дочери». Поэтому она использует камеру, чтобы внимательно рассмотреть морщинки на руках матери, и сфотографировать маму, как та моложаво позирует, закидывая ноги на ручку кресла.
Часто от людей, чьи родители умерли, можно услышать такую фразу: я многое не успел спросить у своего отца или матери. И, кажется, даже если вы много разговаривали, все равно ты однажды поймешь, что недостаточно. Шарлотта, снимая фильм о своей матери, пытается этой проблемы избежать, успев задать как можно больше вопросов.
В одной из сцен Джейн и Шарлотта лежат в кровати, укрывшись одеялом и, как будто не замечая камеры, увлеченно секретничают. Мама, а как ты просыпалась и проводила утра с разными мужчинами, с которыми ты жила? Почему ты не родила еще одного ребенка от Сержа?
Но этот разговор между матерью и дочерью сложился не сразу. Когда в 2018 году Шарлотта только начала снимать картину, приехав в Японию, где ее мать давала концерты, Джейн сначала согласилась на съемку, но потом сочла вопросы, которые задает дочь слишком неудобными. Джейн даже отказалась от съемки фильма, сказав, что она «ненавидела все, что Шарлотта делала в Японии», но пересмотрев материал через два года, она разглядела в намерениях дочери истинный интерес и любовь и согласилась продолжать.
Серж Генсбур — легендарный французский певец, второй муж Джейн Биркин и отец Шарлотты Генсбур. Серж и Джейн прожили вместе 12 лет, расставшись из-за проблем музыканта с алкоголем. Шарлотте тогда исполнилось десять лет. Серж умер от инфаркта через 11 лет после разрыва с Джейн. В опубликованных дневниках Джейн признается, что Серж остался для нее самым близким другом на всю жизнь.
В фильме Джейн и Шарлотта впервые за много лет посещают особняк, в которой они жили с Сержем Генсбуром. Вещи там остались лежать нетронутыми с 1991 года: например, в холодильнике все еще стоят консервы, которые любил Генсбур. Интересно, что оказавшись в этом темном и тесном доме, Шарлотта испытывает больше ностальгических переживаний, чем ее мать. Джейн, которая, кажется, вспоминает прошлое с принятием, приходится утешать дочку и рассказывать ей о приятных моментах, прожитых в этом месте.
Шарлотта очень увлечена съемкой, задачей, разговорами и своей матерью, что, кажется, забывает о том, каким получится это кино в глазах зрителя. У нее получилось очень личное, импрессионистское эссе, без захватывающего сюжета, но наполненное деталями и искренностью.
Шарлотта снимает фильм «с рук», часто пользуясь зумом и не заботясь о дрожи в камере, переезжая из Японии в Бретань, Париж и Нью-Йорк. Фильм получился немного небрежным, но утонченным, как широкие рубашки Джейн, которые несмотря на всю их простоту выглядят очень элегантно.