Также выяснилось, что почти половина россиян обращается к ИИ за медицинскими консультациями.
Терапевт, кардиолог и эндокринолог стали самыми востребованными специалистами в 2025 году, сообщили в Европейском медицинском центре (ЕМС).
В топ-5 также вошли гинекологи и ортопеды-травматологи. Другими востребованным направлениями в медицине оказались офтальмология, неврология, дерматология, отоларингология и урология, пишет «Газета.ру».
По данным аналитиков, терапевт выступает в роли доверенного врача, к этим специалистам обращаются в первую очередь. Терапевты хорошо понимают волнения и запросы пациентов и направляют их к профильным специалистам, если в этом есть необходимость.
В число самых востребованных медицинских услуг у женщин вошли гинекологические консультации, ультразвуковые исследования женского здоровья, консультации врача-офтальмолога, консультации невролога и цитологические исследования.
Мужчины чаще всего обращались к ортопедам-травматологам, офтальмологам, врачам общей парктики, отоларингологам и урологам.
Устойчивый ежегодный рост обращений на 15% демонстрирует онкологическое направление. Пациенты обращаются к врачам, чтобы получить второе мнение. Самыми популярными способами лечения стали инновационные протоколы лучевой терапии, радиохирургия, а также направление тераностики, которое объединяет диагностику и терапию онкозаболеваний.
Кроме того, отмечается, в премиум-сегменте медицинских услуг увеличивается интерес к превентивной медицине. Пациенты стараются заботиться о своем здоровье: предотвращать заболевания, разрабатывать индивидуальные стратегии профилактики и постоянно отслеживать самочувствие.
«Статистика 2025 года демонстрирует растущее внимание пациентов к превентивному подходу в вопросах здоровья. Неслучайно терапия остается лидирующим направлением: люди стали осознаннее относиться к своему здоровью и доверяют терапевту как первому специалисту, координирующему их медицинский маршрут. Клиенты понимают, что регулярные осмотры и ранние консультации позволяют предотвратить серьезные заболевания. Такой тренд мы наблюдаем во всех специализациях: кардиологии, дерматологии, неврологии, эндокринологии», — подчеркнула главный врач ЕМС Розанна Гардашник, главный врач ЕМС.
По данным опроса «Росгосстраха», жители России все чаще используют искусственный интеллект для решения вопросов, связанных со здоровьем. Почти половина (47%) респондентов уже консультировались с ИИ, а также использовали его, чтобы провести первичную диагностику.
Чаще всего участники опроса прибегали к ИИ для расшифровки анализов, об этом заявили 29%. 16% уточняют с помощью нейросетей симптомы заболеваний, 14% используют нейросети, чтобы получить «второе мнение». Каждый десятый использует искусственный интеллект, чтобы узнать предварительный диагноз. Четверть респондентов признались, что обращаются к ИИ для самообразования или «из интереса».
Самые частые запросы касаются бытовой медицины. 25% интересовались информацией по заболеваниям ЖКТ. 23% задавали вопросы о простудных и вирусных болезнях, 17% — о нарушениях эндокринной системы и проблемах мочеполовой сферы.
Общение с искусственным интеллектом нередко приводит к визиту к врачу. 25% россиян после ответа нейросети обратились к специалисту, 32% планируют сделать это. В 22% случаев диагноз, предложенный нейросетью, совпал с мнением врача. В большинстве случаев (57%) — совпадал лишь частично. Не совпали выводы ИИ и врача у 21% респондентов.
К использованию технологий жители России подходят осторожно. Безопасным применение искусственного интеллекта считает 41% участников опроса. 35% относятся к ИИ как к справочнику, 26% — как источнику второго мнения. Довериться нейросети как самостоятельному медицинскому инструменту согласны лишь 8%.
10% респондентов уже сейчас готовы платить за доступ к медицинским ИИ-сервисам. 20% согласны, если стоимость продукта будет доступной. Каждый четвертый опрошенный считает, что такие сервисы должны быть бесплатными.
«Чаще всего пациенты используют нейросети не для постановки диагноза, а чтобы разобраться в результатах обследований или лучше понять симптомы. Это естественный шаг в сторону цифровой грамотности, но важно помнить: технологии — лишь дополнительный инструмент, а не замена врача. Своевременная консультация специалиста остается ключевым фактором успешного лечения, особенно при критических заболеваниях», — пояснила замдиректора департамента методологии и андеррайтинга личного страхования компании «Росгосстрах» Ольга Купцова.
Участниками опроса стали более 1,2 тысячи жителей России.