Аня Лаур — авторка блога «Бумажный лев» и пиар-директриса издательства Ad Marginem — вот уже много лет рассказывает о самых красивых и необычных книгах со всего мира, показывает иллюстрации из них и объясняет, почему важно воспитывать в детях хороший вкус и насмотренность. Аня написала для нас колонку о будущем и настоящем книжек-картинок.
Аня Лаур
О существовании книжек-картинок — особого жанра литературы, где визуальная информация важнее, чем текст — я узнала еще до рождения детей. Это удивительный жанр, недооцененный среди взрослых — как мультфильм, скорость и степень погружения в который зависит от тебя самого.
К тому же, несмотря на то, что Россию часто упоминают в контексте ее текстоцентричности, живем мы все в преимущественно визуальном мире, и навык насмотренности и умения «читать» изображения не менее важен, чем знание алфавита и слов.
Когда у меня появились дети, я хотела, чтобы у них был доступ к красивым иллюстрациям и сложным визуальным сюжетам. Поиск таких книг стал моим увлечением. Я находила интересных для себя книжных иллюстраторов и гуглила их работы. Многие книги из моего вишлиста тогда, в 2017 году, не были опубликованы на русском языке.
Друзья привозили мне их из путешествий. Чем больше книжек-картинок ко мне попадало, тем четче для меня вырисовывалась их ценность.
Книжку-картинку не заменишь цифровой версией.
Ее можно читать быстро или медленно в зависимости от настроения, и эти ежевечерние посиделки с большой красивой книгой в маминых (или папиных) руках, совместное рассматривание картинок с детьми — мгновения большой близости и любви, о которых дети, надеюсь, потом будут вспоминать с большим теплом. Я — точно.
Постепенно у нас сформировалась маленькая книжная коллекция зарубежных книг, которую мне захотелось показать другим. В феврале 2019 года я завела блог — Бумажный Лев [t.me/paper_lion], где стала писать про книги со сложной и интересной визуальной концепцией, противопоставляя их более традиционным книгам, условным «ребятам о зверятах».
На своем опыте я убедилась, что детям нужны все виды книг — их надо знакомить и с классической иллюстрацией, и с милыми картинками пушистых зайчиков, и с лучшими примерами современного книжного искусства.
Но писала я (и пишу) только про последние, потому что Виктора Чижикова и Юрия Васнецова знают все, а Изабель Арсено или Беатриче Алеманью — нет. В последние годы рынок книжек с картинками в России заметно шагнул вперед, из-за усилий независимых издательств, которым важно выпускать качественную детскую литературу и быть частью большого мира современной книжной культуры. Но вот в конце 2021 года мы сначала робко заговорили про кризис бумаги, а теперь познали его силу. Еще не в полной мере, но уже ощутимо.
Бумага стала стремительно дорожать и заканчиваться. Книги поднялись в цене, печатать их в типографиях становится долго и дорого. При этом покупательская способность не растет и книги давно уже перешагнули комфортный ценовой порог.
Вряд ли книги совсем перестанут печатать, но их станет меньше и тиражи, скорее всего, тоже станут небольшими. В этих условиях независимым издательствам будет тяжело, а именно они задают тренды визуальной книжной культуры в стране. Об этом грустно думать, но книжка-картинка на наших глазах вновь становится предметом роскоши, тогда как мне, конечно, очень хотелось бы, чтобы доступ к таким книгам был у каждого ребенка.
Но если и правда придется относиться к книжкам-картинкам так, пусть они все равно будут в книжном шкафу. Только самые-самые.
Я задумалась, какие книжки-картинки на русском языке для меня и для моих детей за годы совместного чтения стали самыми-самыми и составила свой топ-10.
1. «История старой квартиры», Александра Литвина, Аня Десницкая, Самокат
2. «Джейн, лиса и я», Фанни Брит, Изабель Арсено, Белая Ворона
3. «Ариоль», все книги серии, Эмманюэль Гибер, Марк Бутаван, Бумкнига
4. «Хильда», все книги серии, Люк Пирсон, МИФ
5. «Привет, Москва!», Таня Борисова, А+А
6. «Комореби, собремеса, хэзеллих», Маша Ивашкина, Миля
7. «Соседи», Кася Денисевич, Карьера-пресс
8. «Супер обычный день», Беатриче Алеманья, Самокат
9. «Дневник Блюмки», Ивона Хмелевская, Лесрук
10. Серия репринтов 20-30-х годов издательства А+А
Я надеюсь, что детские независимые издательства вооружившись поддержкой читателей переживут кризис и мы скоро опять будем составлять не топ-10, а топ-100 лучших книг и раздаривать книги друзьям, когда место на своих полках закончится, не боясь, что новый тираж любимых книг никогда не будет напечатан.
Хочется, чтобы отношение к книжкам-картинкам стало одновременно и сложным, и простым, чтобы читатель чувствовал их огромную ценность и потенциал любой из этих книг стать самой любимой книгой детства, и при этом мог себе позволить относиться к таким книгам, как к капельке в океане, еще одной историей в копилке и еще одним способом расширить картину мира.
Еще почитать по теме
«Смело могу сказать, что книжки-картинки — это тот самый сегмент, который рано или поздно спасет всю детскую литературу»: интервью начинающей детской писательницы Анны Федуловой/
/