Вопрос о том, обсуждать ли с ребенком трагедии, такие как теракт в Крокусе-сити Холл, и если да, то как, сейчас волнует миллионы родителей. Публикуем инструкцию психолога благотворительного фонда «Гольфстрим» Ольги Цуниной.
Если вы сами взволнованы, обсуждаете текущую ситуацию в семье, телевизор работает в фоновом режиме и ребенку доступен информационный контент, то ГОВОРИТЬ. Вы не сможете скрыть то, что происходит, ребенок чувствует волнение взрослого и ему надо понимать почему взрослый испытывает эти чувства.
Если вы будете скрывать информацию, отрицать ее («все хорошо», «это далеко от нас», «ничего страшного»), при этом невербально демонстрируя совершенно другие чувства, то это приведет к снижению доверия ребенка к вам.
Кроме того, невозможность выстроить понятную для себя картину происходящего может привести к появлению у ребенка чувства вины («я что-то сделал не так», «я виноват») и привести к построению искаженной, придуманной самим ребенком, картины происходящего.
Содержание того, что говорит взрослый, во многом определяется и возрастом ребенка. Детям раннего возраста и дошкольникам не обязательно говорить слово «война» и показывать пугающие картинки, более старшим необходимо объяснить на доступном для них уровне что происходит, не запугивая и не отрицая происходящего.
Если вы испытываете сильные эмоции — отложите немного разговор, очень важно его вести в спокойном состоянии. Содержание беседы должно быть направлено не на разъяснение политической ситуации, правильности или неправильности принятых решений политических лидеров, не на навязывание ребенку вашей точки зрения, а на поддержку.
Ребенок должен испытать чувство безопасности рядом с вами, он должен в вас увидеть человека, который может оказать ему помощь и поддержку.
Слушаем внимательно: какие слова использует ребенок, задавая вопросы. Стараемся отвечать ему так, чтобы он понял вас, не используем слова, которые для него являются новыми или непонятными. Например, вы можете сказать, что между странами конфликт (ссора — для маленьких детей), в стране сейчас сложная ситуация, у взрослых не получается договориться мирно.
Люди переживают, некоторые боятся, такое бывает при ссорах. Мы будем верить в то, что взрослые смогут быстрее договориться и все скоро закончится мирно. Мы с тобой сейчас в безопасности, в нашей жизни почти ничего не поменялось. Все мои переживания (слезы) с тобой никак не связаны, знай об этом.
Таким взрослым может быть не только родитель, потому что мы знаем, что в младшем школьном возрасте значимым взрослым становится и учитель. Содержание беседы будет примерно таким же, самое главное — не обесценивать происходящее, не отрицать его, а проговорить то, что происходит максимально безопасно для ребенка и на понятном для него языке.
Интересное по теме
Как говорить с детьми о терроризме
Важно ответить на вопросы, которые может задать ребенок. Они могут быть связаны не только с его собственной безопасностью и безопасностью его близких, но и касаться бытовой и других сфер. Содержание ответов должно ему показать, что вам можно доверять, что вы для него «безопасны» и сможете его поддержать тогда, когда ему потребуется помощь или поддержка.
В процессе беседы принимаем любые эмоции и чувства ребёнка. Если ему страшно, помогаем прожить этот страх. Если он плачет, не успокаиваем словами: «Не плачь, это не страшно», а находимся рядом с ним и поддерживаем. Слезы в этом случае снижают уровень стресса и помогают пережить то, что невозможно изменить в реальности.
Стараемся максимально сохранить привычный образ жизни ребенка, посещать секции или заниматься дополнительно дома тем, что ребенок любит делать. Не запрещаем игр, даже если это игра в войну, ведь именно в игре ребенок может прожить тревожную для него ситуацию.
Стараемся проводить как можно больше времени с ребенком в спокойной обстановке, избегать эмоционально насыщенных мероприятий. Настольные игры, совместное занятие творчеством или приготовление еды, максимальный физический контакт помогут ребенку безопасно прожить этот период времени.
Изначально текст был опубликован на сайте Chips Journal.