Александра Вильвовская
Телесный терапевт, специалист по телесности и соматическому коучингу, сертифицированный специалист по embodiment
Не сказать «нет» — это не значит сказать «да».
В марте журналистка Настя Красильникова опубликовала расследование о сексуализированном насилии рэпера Оксимирона* над несовершеннолетними девушками. После этого, как всегда, пострадавшим не только стали выражать сочувствие, но и стали обвинять их в том, что они вступали с ним в отношения добровольно, никто их не держал и не заставлял.
Много уже написано о том, что молодой девушке или женщине бывает сложно отказать, если она ощущается себя уязвимой, а давление оказывает исключительно важный для нее человек.
Но выясняется, что все еще сложнее. Решение, как действовать в стрессовой ситуации, в частности в ситуациях насилия, наш организм принимает автоматически. А осознание и переживание вины и стыда приходят после того, как угроза осталась позади.
Поговорили с телесным терапевтом о том, как это работает и можно ли научиться выбирать тип стрессовой реакции.
Телесный терапевт, специалист по телесности и соматическому коучингу, сертифицированный специалист по embodiment
Когда млекопитающие, в том числе люди, оказываются в ситуации угрозы или другого дискомфорта, им на помощь приходят автоматические реакции автономной нервной системы. Она управляет функциями организма и действует без сознательного контроля человека.
При активации симпатической части автономной нервной системы возможны три реакции. Две из них — активные. Это «бей» и «беги». Если мы говорим про ситуацию потенциального насилия в отношениях, реакция «бей» — это когда женщина выражает активное несогласие. Реакция «беги» — когда она говорит: «Спасибо, не надо», встает, одевается и уходит.
Третий тип реакции — замирание. Симпатическая нервная система активировалась, но действий никаких не производится. Человек тихо лежит, как бы пережидая, что угроза пройдет или что-то неприятное завершится. Такая реакция часто сопровождается диссоциацией — состоянием онемения, когда организм «отключает» чувствительность: мы уходим в свои мысли, думаем, например, что давно нужно побелить потолок. С диссоциацией знакомы многие из нас: она может включаться, когда мы сидим в кресле стоматолога или во время неприятного перелета.
По моему опыту работы с людьми, пережившими насилие, тип реакции «замри» особенно часто встречается у женщин.
Интересное по теме
Подростки и сексуальность: зачем нам возраст согласия, если сиськи уже выросли
В разных ситуациях у одного и того же человека могут включаться разные реакции. Более того, они часто бывают смешанные.
Мы вырабатываем тип реагирования начиная с младенчества: понимаем на уровне тела, что какие-то реакции приводят нас к результату, или видим на примере других, что те или иные реакции приводят их к результату.
Также влияет научение: гендерная социализация, советы старших, рассказы подруг, примеры из кино. Если девочке говорят: «Ну ладно, полежи, потерпи, это ненадолго», у нее может выработаться склонность автоматически замирать в стрессовой ситуации.
А еще у нас у всех немного по-разному устроена нервная система. У кого-то быстрее активируется симпатическая нервная система и появляется активная реакция. У другого газ медленный, а тормоз всегда под рукой. Тогда человек чаще попадает в диссоциацию.
В целом, да, это предустановленные настройки, люди так устроены физиологически. Единственное отличие: у подростков реакции могут срабатывать быстрее и хуже регулироваться, потому что та часть мозга, которая отвечает за саморегуляцию, развивается позже, чем все остальные.
Интересное по теме
Вы не одни: 19 организаций, которые помогают детям и взрослым, пережившим насилие
«Включая» стрессовую реакцию, организм преследует одну цель — выжить. Не готова утверждать, что в этом смысле активная реакция всегда предпочтительнее.
Предполагаю, что в культуре с доминированием маскулинных норм, где ты должен отвечать на угрозу или где тебе разрешается отвечать, активное реагирование рассматривается как предпочтительное и эта норма автоматом переносится на всех. При этом в реальности активная реакция далеко не всегда выигрышная.
Иногда нервная система на автомате выдает какие-то реакции, например, замирание или диссоциацию. И мы либо не замечаем, либо ничего с этим не делаем.
В стрессовой ситуации в организме происходит выброс такого коктейля гормонов и нейромедиаторов, что у человека снижается возможность оценивания, прогнозирования, мы теряем дар речи. Осознавать свои переживания и чувства, оценивать происходящее мы начинаем уже после того, как ситуация закончится, стрессовая реакция завершится и нервная система придет в больший баланс.
У женщины в голове есть миллион предписаний, установок, представлений о том, как она может действовать и вести себя и как не может. И это не всегда связано только с внешними нормами — иногда это связано с ее опытом. Это потом уже, когда мы становимся старше и мудрее, иногда смотрим на другое поведение и думаем: «А что, так можно было?» А у нас даже в голове такого варианта не было.
Многие люди попадают в те или иные повторяющиеся ситуации. Например, женщине приятно, когда на нее обращают внимание, приглашают на свидание и так далее. И ощущение «мне это приятно, меня признали, меня увидели, меня сочли привлекательной», удовольствие, которое она получает в этот момент, оказывается сильнее, чем сигналы тревоги. Не надо идти с незнакомыми парнями в темную подворотню, это потенциально опасная ситуация. но женщина ее как опасную не считывает, потому что в этот момент ее поведением управляют другие центры.
Что может делать женщина, которая регулярно попадает в один и тот же тип ситуаций/отношений? Заметить это, учиться распознавать потенциально опасные ситуации или поведение, которое может оказаться потенциально опасным, и действовать иначе.
Через различные телесные практики, терапию, обучение нервной системы можно повышать уровень осознанности и учиться регулировать свою реакцию. Учиться распознавать сигналы тела, своего и чужого, распознавать ситуации и свои реакции на них — например, замечать, что в определенных ситуациях вы замираете, а хотели бы действовать активно. И если мы в какой-то момент обнаруживаем свою стрессовую реакцию, то мы можем научиться ее регулировать.
Проводилось исследование на студентках по поводу нервной анорексии. Один из косвенных выводов: девушки, у которых выше телесная осознанность, статистически реже попадают в потенциально опасные ситуации в отношениях, у них выше самооценка и они в целом чувствуют себя лучше.
Первые результаты можно получить в пределах нескольких месяцев.
Да, у нас есть автоматические стрессовые реакции, и слава богу, благодаря им мы выживаем. Но иногда реагирование можно регулировать для собственного блага. Такая гибкость скорее полезна.
Интересное по теме
Дело Жоэля Ле Скуарнека: Как хирургу-педофилу удалось скрываться десятилетиями
Начинать можно с возраста четырех-пяти лет, когда ребенок может дать обратную связь. Самая простая ситуация: когда у ребенка что-то болит, мы его спрашиваем, что болит, как болит. Когда у него какая-то эмоциональная реакция, мы его расспрашиваем о его переживаниях.
Ребенок точно так же, как и большое количество взрослых, поначалу не имеет для этого языка, не умеет называть свои ощущения и состояния. Поэтому мы используем образы. «У меня болит живот». — «Как он у тебя болит? Как будто туда мячик положили или как будто иголки колют? А как ты дышишь при этом? А как тебе хочется двигаться?», «Ты замерз или расстроился?», «Тебе сейчас холодно или тебе отчего-то грустно стало?»
Сейчас доступно много текстов и программ, которые можно использовать, чтобы учить детей младшего возраста телесной осознанности.
*Минюст признал Оксимирона (Мирона Федорова) иностранным агентом.