Интересное по теме
Наш первый прикорм
Если вы завязываете за ребенка шнурки, чистите зубы, собираете рюкзак в школу, моете посуду, застегиваете пуговицы, чему это учит вашего ребенка? Это учит его лишь одному: пониманию, что вы лучше него.
Спокойно смотреть, как малыш полчаса пытается натянуть непослушные штаны или долго, отвлекаясь, чистит зубы, очень трудно. У большинства родителей не хватает на это времени и терпения. Хочется быстренько сделать все самому и отправиться наконец на прогулку или по делам. Но это неправильно.
Дело не только в очевидном: если не учиться, то никогда и не научишься. Но не менее важен психологический аспект: когда после многочисленных попыток у ребенка получается что-нибудь сделать, он чувствует гордость, радость, уверенность в себе. Он готов к следующим попыткам и достижениям.
Интересное по теме
Наш первый прикорм
Таким образом ребенок развивается и теряет страх перед познанием мира. Он не боится пробовать, потому что знает: он может, он способен сделать все, что угодно, если немного постарается.
Делая за ребенка сложные для него вещи, мы отнимаем у него эту возможность. Лишаем его радости преодоления. Но хуже всего другое: постепенно ребенок начинает верить в то, что он не способен ничего сделать сам. Он ждет помощи в любой ситуации, не верит в собственные силы. Он считает взрослых сильными и могущественными, а себя слабым и беспомощным.
А еще такой ребенок легко расстраивается, сталкиваясь с трудностями. У него нет привычки с ними справляться. Он считает, что мир несправедлив, ведь в его жизни от него самого ничего не зависит. Если повезет, придет взрослый и поможет. Если нет, остается лишь горько плакать.
Порой бывает жаль малыша, который пыхтит, завязывая шнурки, а через пять минут вынужден снова с ними бороться. Но многим родителям приходится на своем опыте узнать: только пытаясь, стараясь, проявляя настойчивость, можно чему-либо научиться.
Интересное по теме
7 занятий для развития моторики в любом возрасте
В прошлом году подруга поделилась со мной сомнениями: купить дочери кроссовки на липучках или со шнурками. Ведь она проводит весь день в школе, а шнурки бесконечно развязываются. Знакомая многим родителями ситуация, не правда ли? За одним лишь исключением. Девочке тогда уже исполнилось 9 лет. Прекрасной, здоровой, веселой девочке, которая не умела завязывать шнурки только потому, что ей никогда не приходилось этим заниматься.
Маме пришлось преодолеть себя и сделать выбор. И еще несколько месяцев ее дочка сражалась с непослушными шнурками. Сейчас мы лишь улыбаемся, вспоминая эту ситуацию, ведь трудности остались в прошлом.
Порой нам трудно сделать этот шаг, остаться в роли стороннего наблюдателя. Так хочется помочь ребенку. Но есть способы остановиться прежде, чем бросаться на помощь.
Мне очень понравился совет «Три способа» из журнала Big Life Journal. Его суть проста: попросить ребенка найти три способа решения проблемы перед тем, как попросить помощи.
Чудесная идея, ведь это превращает сложное дело в своего рода игру, стимулирует детей использовать воображение, творчески подходить к трудностям. И тогда, вместо того, чтобы нервничать и терять терпение, вы сможете пообщаться с ребенком, обсудить, как можно решить проблему. И даже если вам придется прийти на помощь, ребенок привыкнет к мысли, что сначала стоит хотя бы попытаться.
Впервые текст был опубликован на сайте Chips Journal