А вы знаете, что такое огурбан или бакладис?
Куратор фестиваля «Архстояние Детское», основатель и директор «Зеленой Школы» Парка Горького Ксения Будина рассказала нам о том, как создается первый фестиваль современного искусства для всей семьи, почему важно дать взрослым возможность не идти на компромисс с собой и как удалось добиться солдаута за месяц до события.
Одиннадцатый фестиваль «Архстояние Детское» пройдет в арт-парке Никола-Ленивец с 26 по 29 июня 2025 года. Тема этого года — «Все включено». Идея в том, что только в семье можно говорить просто о сложных вещах, а фестиваль отразит это на языке визуального искусства, музыки, игр и театра.
В этом году художниками выступят семьи — династии: Инфанте-Коноваловы, Беловы, Кочуркины, Голицыны-Челоянц и Островские-Кагаровы. Все они порассуждают на сложные темы, которые неизбежно поднимаются в семье: добро и зло, можно и нельзя, щедрость и жадность.
Все, что мы делаем, исходит из позиции: «Придем ли мы сюда сами? Будет ли это для меня интересно?». Тринадцать лет назад я придумала «Зеленую Школу» по сути для своих детей — Стеши и Феди — и для себя: я хотела создать пространство, в котором родителю не придется идти на компромисс с собой и своими интересами в пользу детей, где все делается вместе и «в кайф».
Этот принцип я транспонирую на все, что делаю теперь для детей и родителей. Постоянно задаю себе вопрос: а я сама по своей воле приду сюда? На «Архстоянии Детском» мне всегда самой хочется все мастерские попробовать, все спектакли посмотреть, всех артистов и музыкантов услышать. А еще «детские» активности должны стереть барьер между ребенком и взрослым — когда взрослый искренне захочет бросить все свои дела и прямо сейчас быть ребенком.
Наш подход к созданию мероприятия, куда каждый родитель в первую очередь сам хочет попасть, совершил чудо: все билеты проданы до того, как наши гости узнают имена художников-хедлайнеров, музыкантов-хедлайнеров — да и вообще всю программу. Мне кажется, это высший пилотаж, мастерство.
В первую очередь мы внимательны к тем, с кем хотим работать в контексте ответственности перед детьми. Любую интеграцию строим так, чтобы на фоне всего происходящего она была нативна, не резка, чтобы была в унисон нашему чувству прекрасного, которое транслирует фестиваль. Чаще всего агентскую работу по «приземлению» бренда делаем сами, разрабатывая механику и контент.
Tone of voice фестиваля — это игра, дурачество и современное искусство. Например, интеграцию производителя овощей мы придумали сами со свойственным нашей команде дуракавалянием. Наш продюсер Кирилл Макеев придумал развеселый Огурбан и Помидорлинг, когда дети играли в кегельбан шарами для боулинга в виде помидоров и сбивали кегли-огурцы.
Мы привлекли художника-иллюстратора Тима Яржомбека для создания игры в кубики, благодаря которой создавались новые виды фруктов и овощей: составляя части картинок, нарисованных Тимом, дети создавали бакла-дис (баклажан + редис), каба-нан (кабачок + банан) и так далее. Это искреннее, озорное, не кричащее веселье — наш почерк.
Мы внимательно изучаем работу каждой институции, и если понимаем, что ценности, визуальный язык, все смысловые штуки этих ребят нас восхищают — спешим отправить приглашение к участию. Так же и с художниками: всегда есть тот, с кем хочется поработать, и кто, по нашим ощущениям, сможет раскрыть тему фестиваля — каждый год она новая.
В этом году тема — «Все включено». Это про то, что жизнь состоит из множества разных тем, некоторые из них непростые, но о них обязательно нужно говорить с детьми, научить их понять и разобраться, как прожить тот или иной опыт. Каждый год Юлия Бычкова, основатель и генеральный продюсер фестиваля, задает нам этот смысл — что мы хотим сказать гостям в этом году. А мы с Кириллом Макеевым придумываем, как этот смысл станет темой фестиваля, как зазвучит в названии, что будет происходить, чтобы тема оказалась раскрыта. И собираем тех, кто сможет нам помочь в этой работе.
Конечно же, у нас есть архив идей. Это и темы фестиваля, и активности. Например, в прошлом году, в момент окончания Большого Шествия фестиваля, я уже знала, каким мне хотелось бы сделать его на следующий год. И уже сейчас я знаю, каким оно будет (надеюсь) в 2026-м.
Есть видео, как в прошлом году, в день рождения фестиваля, в момент кульминации — огромного действа у Ротонды, когда к публике вышло и вылетело все, что мы запланировали, — звучит голос за кадром какого-то совершенно ошеломленного происходящим человека: «Как они все это сделали?!».