Одной из победительниц известного конкурса фотографии World Press Photo этого года стала фотографиня Каролина Йондерко из Польши. Уже несколько лет она снимает проект о владельцах кукол Reborn — эти куклы похожи на новорожденных детей, а иногда даже оснащенных функциями «дыхание» и «сердцебиение».
Куклы Reborn впервые появились в 1990-х годах. Гиперреалистичные новорожденные младенцы созданы с такими деталями, как родинки, вены, имплантированные волосы, поры, слезы и слюна. Более «сложные» куклы оснащены электронными системами, способными воспроизводить сердцебиение, дыхание и сосание настоящего ребенка.
Большинство кукол сделаны из винила или из силикона. Для ресниц используются человеческие волосы, а готовых кукол иногда ароматизируют запахом «новорожденного». Младенцев Reborn можно купить в интернете и на специализированных ярмарках. Процесс покупки имитирует усыновление: к куклам прилагается свидетельство о рождении или усыновлении.
Изначально подобные «новорожденные» куклы использовались в педиатрической подготовке для обучения студентов практическим навыкам ухода за детьми. Было установлено, что забота о реалистичных куклах в домах престарелых помогает уменьшить деструктивное поведение людей с деменцией.
Большинство владельцев кукол Reborn на сегодняшний день — это коллекционеры, но есть среди них и те, кто пережил выкидыш, неонатальную потерю, не имеет средств для усыновления или страдает от синдрома «пустого гнезда» и может использовать куклу как замену ребенку.
Каролина Йондерко в своем фотопроекте несколько лет изучала, как искусственные младенцы вызывают искреннюю эмоциональную реакцию взрослых. Те, кто не может иметь детей или столкнулись с потерей ребенка, отдают свою любовь кукле, ухаживают за ней, меняют ей подгузники и покупают для нее одежду. Так некоторым женщинам именно куклы помогают справиться с утратой или тревогой.
В других своих фотопроектах Каролина Йондерко тоже исследовала переживания травматического опыта: в серии под названием Lost она фотографировала пустые комнаты людей, пропавших без вести в Польше, а в другой серии — делала собственные портреты в одежде умершей матери.