Разобрались в тонкостях отношений между детьми и братьями нашими меньшими: как их выстроить, поддерживать, развивать, от чего воздержаться, и как реагировать, если ребенок ведет себя с животным не так, как вам хотелось бы.
Совместная жизнь с питомцем имеет множество положительных сторон: животные учат детей состраданию, заботе, доброте, ответственности, помогают снизить тревожность и симптомы депрессии.
Однако для того, чтобы все это работало именно так, недостаточно просто завести домашнее животное и ребенка и поместить их в одну квартиру — сперва необходимо поработать над созданием здоровых отношений между ними, и сделать это могут только родители. Вот основные моменты, на которые надо будет обратить внимание.
Интересное по теме
Как научить ребенка общаться с собаками
Директриса реабилитационного центра Американского общества предотвращения жестокого обращения с животными Пиа Сильвани рекомендует родителям не оставлять детей наедине с домашними животными до тех пор, пока детям не исполнится хотя бы десять лет.
До этого времени ответственность за то, как ребенок обращается с домашним питомцем, лежит на родителе, и это его задача — следить за тем, чтобы никто не пострадал. Если ребенок еще слишком мал для того, чтобы понимать ваши просьбы и советы — ограничьте его общение с животным физически, например, разведите их по разным комнатам.
Дети склонны следовать за примером своих родителей и скорее будут делать то же, что делаете вы, чем то, что вы им говорите. Именно поэтому, как и во многих других вопросах, чтобы получить от ребенка желаемое поведение, необходимо сперва научиться самому вести себя так же.
Уважительно обращайтесь со всеми животными (а не только с вашим питомцем), покажите личным примером, как правильно гладить животное, объясните ребенку, что удары, пинки, щипки, дерганье за уши или хвост, нападение, толкание и другие проявления насилия по отношению к животным — неприемлемы.
Мы много говорим о том, как важно уметь отстаивать свои собственные границы и уважать границы других людей, однако иногда забываем о том, что животных это тоже касается. Уважение к границам должно работать в обе стороны, и следить за этим тоже необходимо родителям: не позволяйте ребенку подходить к животному, когда оно спит, играет или ест, не разрешайте отнимать и прятать игрушки питомца, убедитесь, что у животного есть свое место, которое находится вне зоны доступа ребенка.
То же самое работает и в обратном направлении: не позволяйте животному играть с игрушками ребенка или забираться в его кровать, если ребенок против.
Интересное по теме
Почему не нужно учить детей бояться собак: личный опыт мамы и комментарий кинолога
Безусловно, подросшие дети могут ухаживать за домашними животными — это полезно и, давайте признаем, в первую очередь потому, что снимает с родителей часть хлопот. Однако не стоит забывать о том, что ребенок не может единолично нести ответственность за животное — она все равно всегда остается на родителе.
Особенно если животное появилось в доме до ребенка или в его раннем детстве — это значит, родители завели его, исходя из своих потребностей, и не стоит ждать, что ребенок подрастет и охотно разделит с ними задачи по уходу за животным — он не обязан это делать.
Расскажите подросшему ребенку об особенностях поведения животного, объясните, что нравится, а что не нравится вашему питомцу (у него могут быть свои индивидуальные предпочтения), покажите, какие внешние индикаторы свидетельствуют о том, что питомец получает удовольствие или наоборот злится или боится.
Проговаривайте эмоции животного и фиксируйте внимание ребенка на том, как оно себя ведет в разных ситуациях — рано или поздно ребенок научится разбираться в тех знаках, которые подает вам питомец, и научится управлять его (и своим!) поведением.
Родители нередко жалуются на то, что дети обращаются с домашними животными жестоко, обижают или целенаправленно мучают их — они боятся, что из ребенка вырастет садист, маньяк, а лучший способ пресечь насилие над животным — это хорошенько наказать ребенка, чтобы он запомнил, что так делать нельзя.
На самом деле, конечно, все не так однозначно: у детской жестокости в отношении домашних животных могут быть различные причины, и разбираться с ними надо тоже по-разному (и вообще никогда — ответным насилием).
Согласно данным проведенных исследований, около тридцати процентов детей, ставших свидетелями домашнего насилия, мучают домашних животных. По словам кандидатки психологических наук Джони Джонстон, тема мотивации жестокого обращения детей с животными мало изучена.
Любопытство: когда животное гибнет или получает увечья в результате исследовательской деятельности ребенка.
Влияние сверстников: если в кругу общения ребенка одобряется насилие над животными.
Плохое настроение: когда насилие используется как средство от скуки или депрессии.
Насилие как способ сексуального удовлетворения.
Давление со стороны: ребенка заставляют совершать насильственные действия над животным.
Страх перед животным: насилие как самозащита.
Стремление скомпенсировать собственный травматичный опыт.
Имитация: когда ребенок пытается вести себя так же, как абьюзивные родители.
Методы решения проблемы следует подбирать в зависимости от того, в каком возрасте и по каким причинам ребенок проявляется жестокость по отношению к животным. Джонстон разделяет юных мучителей на три основные категории.
Как правило, в этой роли выступает дошкольник, который еще недостаточно созрел для того, чтобы понимать, что животные тоже имеют собственные чувства, и относится к ним как к игрушкам, а не как к живым существам. Возможно, для ребенка это первый опыт взаимодействия с животным, и он не понимает, как себя вести.
Объяснять, проговаривать, показывать, учить и по необходимости ограничивать до тех пор, пока ребенок не подрастет. Родителям необходимо объяснить ребенку, что питомцев обижать нельзя — так же, как и людей, независимо от их возраста и статуса.
В этом возрасте дети уже, как правило, знают, что обижать животных нельзя, но все равно иногда делают это. Их поведение связано не с недостатком образования, а скорее является симптомом определенных психологических проблем. Как упоминалось ранее, чаще всего жестокое обращение с животными свидетельствует о том, что ребенок сам является жертвой физического или сексуального насилия.
Обратиться за профессиональной помощью к детскому психологу или психиатру — в этом возрасте умышленное причинение вреда животным не является нормой.
Подростки, которые мучают животных, как правило, принимают участие и в других антисоциальных действиях: употребляют алкоголь и наркотические вещества, состоят в молодежных группировках. Иногда насилие над животными может быть результатом давления сверстников, а иногда оно является для подростка способом эмоциональной разрядки — например, помогает избавиться от скуки или почувствовать контроль над кем-то, кто слабее и меньше.
Как можно быстрее обратиться за профессиональной помощью и создать устойчивую систему психологической и эмоциональной поддержки, подключив к ней друзей, родственников и педагогов.
Далеко не всегда жестокое обращение с животными свидетельствует о том, что у вас дома растет безжалостный садист — особенно если речь идет о маленьком ребенке. У детей до шести-семи лет слабо развит навык эмпатии и эмоциональный интеллект, а стремление познавать мир оказывается сильнее сострадания.
Это не значит, что с ними бесполезно говорить о гуманном обращении со всеми живыми существами или бесполезно показывать, как лучше всего взаимодействовать с кошкой или собакой, это просто значит, что на это может потребоваться больше времени, чем хотелось бы родителям.
Однако если ребенок уже достиг того возраста, когда он способен осознавать последствия своих поступков, но при этом он все равно продолжает жестоко обращаться с домашним питомцем, мучать его и вымещать на нем свой гнев в случае конфликтов и неудач, это повод незамедлительно обратиться за профессиональной помощью.
/
/