Незрячие родители: «Мне хотелось знать, как выглядит моя дочь, и я осторожно руками прикасалась к ее лицу»

Трудности, любовь и поддержка.

Коллаж с использованием фото: oatawa | Shutterstock | Fotodom

Два года назад у незрячих супругов Анны и Павла родилась дочь Настя, без нарушения зрения. Месяцы трепетного ожидания малышки (Анна рассказывала нам про то, как проживает беременность, здесь) сменились днями радостных и непредвиденных открытий.

Анна рассказала НЭН, как незрячие родители ухаживают за новорожденной, кто им помогает и что влияет на формирование общественного мнения о них. Ее историю записала Елена Федосеева, автор портала «Особый взгляд».

В роддоме. «Медсестры успокоили меня и убедили, что брови у Насти на месте»

Я рожала в одном из московских роддомов по контракту. Мы с мужем долго выбирали центр, в котором я буду чувствовать себя спокойно и комфортно. Нам хотелось, чтобы медицинский персонал относился ко мне внимательно и не удивлялся тому, что я, будучи незрячей, решилась на рождение ребенка.

Я думаю, что мы сделали правильный выбор. Я находилась в палате одна, но в любой момент могла позвать медицинского работника. Проходя первый раз по палате, я запомнила, как располагается мебель, где лежат средства гигиены, и разместила необходимые мне и дочери вещи на полках тумбочки.

Настя родилась посредством кесарева сечения, и первое время я находилась в реанимации, а она — в детском отделении. Медицинские работники наблюдали за моим послеоперационным состоянием, кололи обезболивающие препараты, помогали вставать и ходить. Настю мне приносили на кормление каждые два-три часа, а ночью докармливали молочной смесью, чтобы я отдыхала.

Интересное по теме

Дети как дети: отличаются ли младенцы после КС и естественных родов?

Когда ушла послеоперационная усталость, началось мое восхитительное материнство. Я брала на руки малышку и ощущала огромное счастье. Конечно, мне хотелось знать, как выглядит моя дочь, и я осторожно руками прикасалась к ее лицу. Брови у нее были тоненькие, пушистые, тактильно неразличимые, и я даже начала переживать, что их совсем нет. Медсестры успокоили меня и убедили, что брови у Насти на месте. Вообще все сотрудники роддома относились к нам с дочкой вежливо и внимательно. Медсестры и врачи детского отделения регулярно приходили в палату: осматривали Настю, обучали меня мыть ее и правильно ухаживать за кожей. В любое время я могла пригласить консультанта по грудному вскармливанию и попросить его помочь правильно приложить малышку к груди.

Первые дни дома. «Страх взять малышку на руки у нас все-таки был»

Мы с мужем были готовы к тому, что в доме появится малыш. Заранее приготовили детскую комнату и постарались купить все, что нам может понадобиться в первое время для ухода за ребенком. Пространство в нашем доме организовано так, что каждая вещь всегда находится на своем месте. К примеру, если мы покупаем новое средство для ухода за ребенком, то запоминаем особенности его упаковки, при необходимости делаем тактильные метки и ставим на полку с предметами детской гигиены. Взяв с полки средство, и я, и супруг обязательно возвращаем его на то же место. Если мы сомневаемся в названии средства, читаем его при помощи специального приложения на смартфоне. Даже у новорожденного малыша были конкретные места: он мог находиться или на наших руках, или в кроватке, или в детском коконе на кухне. Ситуация, при которой мы положили куда-то ребенка и забыли куда, была исключена.

Неожиданно трудным для меня оказалось совмещать уход за Настей и вести домашнее хозяйство. Поскольку дочь требовала внимания 24 часа в сутки, я не успевала следить за порядком в доме и даже готовить еду. Хорошо, что у меня понимающий супруг: он брал на себя дела по дому, готовил простые блюда или покупал готовую еду в магазине. Страх взять новорожденную малышку на руки у нас все-таки был, но он быстро прошел.

Первые десять дней после рождения Насти муж не работал и вместе со мной погружался в счастливое родительство. Выйдя на работу, он вечером возвращался домой и сразу же брал на руки Настю. Это было особенно важно, потому что к тому времени я уже уставала и, чувствуя это, Настя начинала капризничать. На руках у папы она быстро успокаивалась и засыпала.

Бабушек рядом с нами не было, но мы часто созванивались с ними по видеосвязи. Я переживала, что могу тактильно не определить внезапно появившуюся сыпь на коже малыша, и каждый день мы с Настей начинали со звонка бабушкам. С помощью видеосвязи они осматривали кожу дочери на предмет покраснений и высыпаний. Мы называли это ежедневным видео-осмотром.

Интересное по теме

Чем вы действительно можете помочь своим детям, если стали бабушкой (или дедушкой)

Когда малышка подросла. «После введения прикорма каждый прием пищи дочери завершался ее купанием и сменой одежды»

Через несколько месяцев после рождения Насти мы стали пару раз в неделю пользоваться услугами няни. Она приходила погулять с дочкой или присмотреть за ней, пока я занимаюсь домашними делами. Со временем мы стали просить няню делать с Настей то, что нам с мужем из-за отсутствия зрения делать трудно: например, порисовать с ней или почитать, обсудить книгу с иллюстрациями.

Няня и подруга помогли мне наладить кормление дочери с ложечки, они показали ей новый механизм питания, при котором надо не сосать, а открывать рот при поднесении к нему еды. Когда Настя поняла это, я стала кормить ее сама. Конечно, первый месяц после введения прикорма каждый прием пищи дочери завершался ее купанием и сменой одежды, но совсем скоро она научилась есть аккуратно.

Каши, овощные и фруктовые пюре я готовила сама при помощи мультиварки и блендера. Баночками с готовой едой мы тоже пользовались. После покупки расставляли их на полках кухонного шкафа так, чтобы овощные пюре находились отдельно от фруктовых. Благодаря этому перед кормлением ребенка можно было быстро взять нужную баночку и не распознавать ее название при помощи приложения на телефоне. Когда Настя начала ползать и ходить, следить за ней стало труднее. Ей хотелось познавать мир даже тогда, когда я обедала на кухне. В этот период мы стали огораживать безопасное пространство для ползания подушками, свернутыми одеялами и другими подручными средствами, и Настя не могла самостоятельно покинуть его.

Мы объясняем Насте, что не видим. Если она хочет нам показать какую-то вещь, просим ее подойти к папе или к маме и дать ее в руки. Настя понимает, что многое мы делаем на ощупь, и относится к этому спокойно. Например, в лифте она следит за тем, как я тактильно определяю кнопку нужного нам этажа и, когда понимает, что я ее нашла, радостно говорит: «Да, вот она!»

С дочкой я начала гулять на улице дней через десять после ее рождения. Еще во время беременности я проходила бесплатное обучение в школе особенных родителей программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд», и преподаватель рассказывала мне, как незрячие родители передвигаются на улице с коляской. Во время прогулок с Настей я стала использовать такой же метод: я шла с белой тростью по дороге, а коляску с малышом везла за собой. Шаги у меня стали частые и узкие, так как при более широком шаге коляска наезжала на ноги.

Когда Настя начала активно бегать на улице, с ней стала чаще гулять няня. Дочь никогда не убегала от меня далеко, но определять ее местонахождение все равно было непросто. В этот период для того, чтобы контролировать Настю, мы с мужем стали использовать специальное звуковое устройство поиска ребенка. Оно состоит из двух частей: первая — звуковой брелок, который крепится на одежду малыша, а вторая — пульт с кнопками, который находится в руках взрослого человека. При нажатии на кнопку пульта брелок воспроизводит звуковой сигнал, и незрячий родитель понимает, где находится его ребенок.

Интересное по теме

Ребенок на улице постоянно убегает — что с этим делать? 9 работающих советов

«Если незрячие родители стараются справляться самостоятельно со своими задачами, то проблем в общении с окружающими у них не будет»

Мы достаточно рано отдали Настю в детский сад. Причин этому было несколько: в садике организовано общение детей между собой, есть регулярные прогулки под присмотром воспитателей и занятия на развитие зрительных образов. Несколько месяцев Настя ходила в государственный детский сад, но отношение воспитателей к детям там было какое-то отстраненное. Когда мы перевели ее в частный детский сад, она стала ходить в него с огромным удовольствием. Воспитатели там эмпатичные, прислушиваются к пожеланиям детей, обращают внимание на их эмоциональное состояние. К нам как к незрячим родителям сотрудники обоих садов относились хорошо. Они никогда не задавали нам вопросов о том, как мы будем приводить или забирать из сада ребенка, или о том, кто нам помогает ухаживать за ним.

Я думаю, что это во многом зависит от самих родителей с нарушением зрения. Если они не ставят себя в позицию потребителя помощи окружающих, а стараются справляться самостоятельно со своими задачами, то проблем в общении с окружающими у них не будет. К примеру, в детских садах мы просили воспитателей только показать нам, где находится Настин шкафчик, и рассказать правила посещения группы.

Трудностей в общении с детскими врачами у нас тоже не возникло. В течение первого года после рождения Насти мы ежемесячно возили ее на осмотр педиатра в частную клинику. В государственной поликлинике мы делали Насте прививки и посещали врачей узких специализаций.

Обычно в поликлинику нас сопровождали бабушки, но однажды, когда Насте надо было проходить диспансеризацию, бабушка не смогла поехать с нами. Отменить запись к врачам я уже не могла, и, придя с Настей в поликлинику, попросила администратора помочь мне найти нужные кабинеты.

Администратор отнеслась внимательно к моей просьбе и проводила нас с Настей к первым по списку специалистам. Затем сами медсестры и врачи помогали нам переходить из кабинета в кабинет так, что диспансеризацию мы прошли быстрее многих зрячих родителей.

В целом, как мне кажется, отношение к незрячим мамам и папам в обществе меняется к лучшему. Люди перестают удивляться тому, что они существуют, и выстраивают с ними дружественное взаимодействие. Недавно мы с мужем и дочкой отдыхали в крымском санатории. Я пошла с Настей в детскую игровую комнату. Она играла с детьми, а я просто ждала ее, сидя на стуле. Вдруг у Насти из-за игрушки произошел конфликт с другим ребенком. Они заплакали, и я начала волноваться, не понимая, что происходит.

Администратор игровой комнаты взяла Настю на руки, подошла ко мне и объяснила, что произошло. Затем ко мне обратился папа второго ребенка и рассказал, что конфликт между нашими детьми улажен и причин для беспокойства больше нет. Я уверена, что мы, родители с инвалидностью, можем сами влиять на формирование правильного отношения общества к нам. Мы можем быть самостоятельными, заботливыми, вежливыми и внимательными родителями. Мы умеем в случае необходимости просить помощи у людей, но не требовать ее. Мы любим своих детей и хотим, чтобы они росли и развивались так же, как и дети зрячих родителей.

Подготовиться к рождению ребенка, обучиться навыкам ухода за ним и получить индивидуальные консультации незрячим родителям помогут специалисты «Школы особенных родителей» программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Для записи на бесплатные занятия необходимо пройти регистрацию на портале и заполнить заявку по ссылке.

Лайфхаки Играйте нормально: 10 советов, как направить детские игры в мирное русло
Что дети обожают больше, чем мороженное и мультики? Правильно — сходить с ума!
Ликбез Дети и животные на даче. Отвечаем на 5 вопросов про безопасность, заботу и здоровье
Что делать, если случайно нашел птенца, а родителей поблизости нет? Какие существуют правила поведения с бездомными собаками в деревне и стоит ли держать питомц...