Что делать, если ребенок обижает брата/сестру/кота/собаку?

Что делать, если ребенок представляет угрозу для самого себя, мы писали здесь. Но что делать, если он может причинить вред кому-то еще? Объясняет психотерапевт Оксана Палехова.

Коллаж с использованием фото: fIlya Andriyanov | cunaplus | Shutterstock | Fotodom

Детская агрессия, ревность, обиды — это все достаточно субъективные реакции, которые часто именно взрослые трактуют как что-то объективное и само собой разумеющиеся (и проходящее тоже само собой). Логика подсказывает нам, что когда ребенок первый раз проявил свою реакцию, например, дернул кошку за хвост, вот тут и необходимо сразу корректировать первичную реакцию, то есть очертить границы.

Но, как показывает практика, детей могут, наоборот, оправдывать, обернуть все как бы в шутку: «Ой, он еще не понимает», «Да он еще маленький», «Коту так и надо».

Когда ребенок немного подрастает, то и к его поведению повышается требования, что логично. Только теперь те же взрослые, которые еще совсем недавно оправдывали, сейчас ругают, оценивают такое поведение как жестокость и агрессию.

Что делать?

С первой встречи ребенка с братом, сестрой, животными — сразу показывать корректное отношение с детальным разъяснением и с элементами игры, согласно возрасту ребенка.

Например: «У кошки длинный хвост, она им показывает свое настроение, как и ты свое настроение показываешь эмоциями. Хочешь увидеть, как кошка радуется? Тогда давай ее покормим, погладим, а ты следи за ее хвостиком, когда она его начнет поднимать от радости „трубой“. За хвостиком можно глазками смотреть, а вот ручками дергать нельзя, это больно. Хочешь нарисуем нашу кошку вместе на бумаге?».

То есть перевести любопытство ребенка в занятие, ведь ребенок по природе любознателен, и его энергию необходимо направлять, а не подавлять.

Каковы причины агрессии?

У агрессии и жестокости есть причина, и ее необходимо искать в каждом случае индивидуально. Вот лишь несколько возможных факторов:

новая обстановка (садик, школа, гости, другие дети в кругу общения);

болезнь — это может делать ребенка более эмоциональным;

напряженная обстановка в доме (запреты, частые конфликты);

импульс раздражения (например, папа пришел с работы не в настроении, разозлился на маму, мама на детей, дети на друг друга или питомца);

множество правил (детям младшего возраста трудно удерживать более трех правил во внимании).


Еще одна возможная причина — ребенок проявляет демонстративное несогласие с чем-либо, или он просто не знает, как правильно реагировать на новую для себя ситуацию.


Тут важно поговорить с приведением примеров, рассказать, что каждый хочет жить в добре и безопасности, и что ребенок своим поведением пугает питомца или другого ребенка.

Можно применить метод инверсии. Наделить ребенка четко обозначенной ответственностью, например: ты отвечаешь за кормление котенка, щенка или другого питомца. Как правило, эмоциональный потенциал ребенка перенаправляется в защиту питомца, а не на жестокость. В случае с другими детьми можно вовлечь ребенка в бытовые дела — искупать, погулять вместе.

В любом случае, важно методично создавать доверительную атмосферу в семье через качественное общение, а не через крики, насилие и наказания. Наверняка любой родитель хотя бы раз слышал фразу о том, что дети берут за основу модели поведения именно действия родителей, а не слова. Исследований, которые это подтверждают, множество.


Если сказать, что бить щенка плохо, и при этом самому шлепнуть ребенка, то он запомнит агрессивное действие, а не поучительные слова.


Ученые только начинают изучать влияние родителей и детей друг на друга, но уже выяснили, что это обоюдный процесс. В одном из исследований предложено разделить такое влияние на пять видов:

пассивное влияние ребенка на родителей, когда малыш вызывает изменение родительских ценностей одним своим присутствием;

активное влияние ребенка на родителей, когда дети напрямую пытаются повлиять на мнение своих родителей;

дифференциация, когда родители совмещают в воспитании свои личные убеждения и ценности, которые приняты в обществе;

взаимное влияние, когда переплетаются ценности родителей и детей;

встречное влияние, при котором родительские ценности изменяются в направлении, противоположном направлению детских взглядов.

Это очень сложная область исследований, но очевидно тут одно: агрессией родитель может запустить цепочку создания у ребенка ошибочных ценностей, а потом, в свою очередь, уже поведение ребенка вызовет у родителя еще более агрессивную реакцию. Такой замкнутый круг конфликтов можно разрушить только созданием уважительной атмосферы дома.

Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей

Читайте больше на странице проекта

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...