Интересное по теме
«Как действовать, несмотря на страх?» Отрывок из новой книги психолога Анны Бабич
История одного прибыльного бизнеса.
Лет 10 назад, когда человек слышал фразу «Мы проводим марафон», он неизбежно думал о беге на длинные дистанции. В крайнем случае — о чем-то еще спортивном, потому что есть веломарафоны, автомарафоны, марафонские заплывы и тому подобное. Сейчас при слове «марафон» люди в первую очередь вспоминают об интернете, Елене Блиновской и похудении. Как так вышло и почему онлайн-марафоны стали настолько популярны, расскажем в этом разборе.
Онлайн-марафоном называют особый обучающий формат, в котором задействована крупная группа участников и преподаватель. Преподаватель дает участникам теоретическую информацию, показывает некие упражнения (при необходимости), а также дает «домашнее задание», предполагающее фиксированные сроки сдачи. В некоторых марафонах выполнение «работы на дом» — это вопрос выбора участников. В других за «заваленные» сроки и невыполненные задания учеников выгоняют с курса. Интерес к марафону довольно часто поддерживается обещанием приза, который дадут самому-самому старательному.
Интересное по теме
«Как действовать, несмотря на страх?» Отрывок из новой книги психолога Анны Бабич
Впервые об онлайн-марафонах заговорили в 2008 году, и с тех пор интерес публики к формату только растет. Подогрела популярность марафонов пандемия коронавируса и карантин 2020 года: люди сидели дома, им было нечем заняться, и онлайн-обучение стало настоящей отдушиной для испуганных граждан нашей планеты.
На самом деле у формата марафона очень много плюсов:
Интересное по теме
5 ошибок дистанционного обучения, которые мешают освоить программу
Чаще всего местом проведения марафонов становятся социальные сети и чаты мессенджеров. Но есть и специально разработанные для этих целей интернет-площадки.
Как правило, марафон — штука платная. Могут быть акции типа «10 первых записавшихся — бесплатно», но остальным придется раскошелиться. Суммы могут весьма различаться: от символических 500 рублей до 30 тысяч за печально известные «Марафоны желаний» Елены Блиновской. При этом даже у Блиновской были «бесплатная неделя» и три уровня оплаты с разной вовлеченностью преподавательницы: в 2019 году за 30 тысяч она индивидуально разбирала с участниками домашние задания и проводила личные беседы, за 2000 рублей просто позволяла оставаться в марафоне после первой недели, а за 4000 давала краткий фидбэк по домашней работе. Позже цены подросли, как и аудитория.
Если отвлечься от одиозной фигуры Елены, платность марафонов — вещь весьма логичная и даже полезная. Например, вы записались на марафон по кондитерскому делу: для вас его стоимость все равно будет ниже, чем обучение на офлайн-курсах, но преподаватель потратит на занятия свое время и усилия, так что вознаграждение окажется для него весьма кстати. А тот факт, что вы выложили за марафон деньги, поможет не бросить его в самом начале и доскрипеть до финиша хотя бы в середнячках.
Краткий ответ: абсолютно чему угодно, что требовало бы обучения. Наибольшей популярностью пользуются марафоны похудения, творческие марафоны и марафоны по саморазвитию. В принципе, в онлайн-марафон можно превратить любое знание, было бы желание. Поэтому сейчас в интернете так много статей на тему «как организовать онлайн-марафон».
Интересное по теме
Культура или культ? Колонка о том, как идея о похудении любой ценой заставляет нас ненавидеть себя
До 2020 года большинство людей предпочитало осваивать новые знания офлайн: записываться на курсы и семинары, поступать в школы, ходить в спортзал, чтобы там тренер рассказал о правильном питании и выполнении упражнений. Но карантин пустил по ветру все формы офлайн-активности. Многие миллионы людей оказались заперты дома наедине со своей тревогой, не имея никакой возможности от нее отвлечься. Можно было смотреть кино и играть в компьютерные игры, но это быстро наскучивало. На фоне стресса многие начали переедать. Естественно, что людям хотелось отвлечься на что-то полезное, использовать освободившееся время для самосовершенствования.
В то же самое время тысячи тренеров, преподавателей и просто людей с интересным опытом и навыками остались без дела. Никто не знал, как долго продлится локдаун и каким будет мир после него. Спортсмены, диетологи, творческие люди, психологи и просто лайф-коучи оказались вне привычной среды обитания, при этом сохраняя потребность в самореализации и деньгах.
Тут-то и встретились спрос с предложением. Сидящие дома обыватели массово ринулись записываться на уже существовавшие к тому моменту онлайн-марафоны, а специалисты с уникальными знаниями начали создавать новые марафоны, которые могли хоть частично перекрыть отсутствие у них привычной работы. В результате бешеную популярность набрали марафоны, посвященные спорту и похудению, марафоны по изучению языков, марафоны по рисованию и, конечно, марафоны по саморазвитию.
Интересное по теме
А чем ты кроме детей занимаешься? Колонка о навязывании саморазвития в декрете
Популярность марафонов в 2020 году сыграла с ними злую шутку: все хотели зарабатывать с их помощью, но мало кто понимал как. В результате часть преподавателей просто воровала контент у более популярных коллег, часть никак не могла найти баланс между краткостью и пользой, а еще одна часть продвигала в Сети популярную психологию без опоры на профильное образование.
Воровством грешили в основном марафоны, посвященные спорту и похудению. И это понятно, потому что брались их вести тренеры, привыкшие к занятиям в спортзале. Для домашних тренировок подходит не так много упражнений, и в результате одни и те же приемы кочевали из курса в курс. Диеты тоже кочевали из курса в курс, в результате чего участники не достигали больших успехов и быстро теряли достигнутое. После марафона люди говорили: «Да ерунда все это!» — и разочаровывались в самой идее марафонов.
С балансом тоже не многие управились. С одной стороны, изучение теории должно быть по возможности кратким, чтобы не отвратить потенциальных пользователей. В этом смысле мало что может оказаться хуже, чем 30 двухчасовых лекций на тему «Как привлечь мужчину мечты». С другой стороны, полезность каждого занятия должна ощущаться — то есть никак нельзя разбить одну некрупную тему на еще десяток крошечных отрезков. Составление программы марафона требует от преподавателя умения работать с контентом, а оно есть не у всех. Кстати, сейчас на рынке довольно много специалистов, которые помогают организовывать онлайн-марафоны, и все эти люди занимаются в основном модерированием и редактированием авторского контента.
Ну и конечно, подпортили репутацию марафонам в целом марафоны по саморазвитию. Большинство из них, включая марафоны Елены Блиновской, предоставляли участникам информацию, которую легко можно было бы найти в книгах по популярной психологии. В результате те люди, которые популярной психологией увлекались, оставались недовольны поверхностностью изложения, а те, кто не разбирались в теме, без углубленного изучения быстро теряли результаты.
Кроме того, любое саморазвитие дает неустойчивый баланс между вкладом и результатом. Можно вложиться по-крупному и достичь просветления, а можно просто потерять деньги. Положительный эффект имеет тенденцию ослабевать со временем, так что плоды «марафонов желаний» в лучшем случае эфемерны.
Прежде всего, надо помнить, что онлайн-марафон — это лишь инструмент, педагогическая техника. Учиться — это полезно и весело, но внимание надо обращать на то, чему именно вас собираются обучать. Ну, то есть онлайн-марафон по обучению вязанию на самом деле способен научить вас вязать. А марафон по привлечению мужчины мечты обладает куда меньшим потенциалом, так как успех в заданной области зависит не только от качества преподавания, но и от личностных особенностей учеников.
Так что выбирайте конкретные, а не абстрактные знания. Обучение языкам, творчеству, какой-либо работе — да! Обучение привлекательности, использованию женской энергии, фэн-шую и колдовству — нет!
Многие участники онлайн-марафонов по саморазвитию жаждут быстрого решения своих проблем, понятного объяснения порядка действий по самопомощи и четких советов — то есть того, чего никогда не предоставляют настоящие психотерапевты, но с удовольствием изливают на аудиторию сетевые психологи. На выступление самого известного из них — Сатьи Даса — сходила наш редактор Юлия Орлова, которая рассказала о своих впечатлениях и секретах популярности харизматичных «гуру».