Откуда растут ноги у онлайн-марафонов: соревнование, обучение, карантин

История одного прибыльного бизнеса.

Коллаж с фото: Hadira | Shutterstock | Fotodom

Лет 10 назад, когда человек слышал фразу «Мы проводим марафон», он неизбежно думал о беге на длинные дистанции. В крайнем случае — о чем-то еще спортивном, потому что есть веломарафоны, автомарафоны, марафонские заплывы и тому подобное. Сейчас при слове «марафон» люди в первую очередь вспоминают об интернете, Елене Блиновской и похудении. Как так вышло и почему онлайн-марафоны стали настолько популярны, расскажем в этом разборе.

Что такое онлайн-марафон

Онлайн-марафоном называют особый обучающий формат, в котором задействована крупная группа участников и преподаватель. Преподаватель дает участникам теоретическую информацию, показывает некие упражнения (при необходимости), а также дает «домашнее задание», предполагающее фиксированные сроки сдачи. В некоторых марафонах выполнение «работы на дом» — это вопрос выбора участников. В других за «заваленные» сроки и невыполненные задания учеников выгоняют с курса. Интерес к марафону довольно часто поддерживается обещанием приза, который дадут самому-самому старательному.

Интересное по теме

«Как действовать, несмотря на страх?» Отрывок из новой книги психолога Анны Бабич

Когда они появились и в чем их притягательность

Впервые об онлайн-марафонах заговорили в 2008 году, и с тех пор интерес публики к формату только растет. Подогрела популярность марафонов пандемия коронавируса и карантин 2020 года: люди сидели дома, им было нечем заняться, и онлайн-обучение стало настоящей отдушиной для испуганных граждан нашей планеты.

На самом деле у формата марафона очень много плюсов:

  • в отличие от самостоятельного обучения, здесь предполагается некий контроль, который мотивирует не бросать занятия;
  • марафон — это краткий курс, рассчитанный на один-три месяца, так что участники быстро могут понять, нравится ли им изучаемый предмет, получить новые навыки, оценить результаты, при этом практически не отрываясь от повседневной жизни;
  • участие в марафоне предполагает состязательность и частенько приз в конце — это мотивирует;
  • марафон формирует привычку к регулярным занятиям;
  • марафон в большинстве случаев дешевле, чем полноценные курсы.

Интересное по теме

5 ошибок дистанционного обучения, которые мешают освоить программу

Как проходят онлайн-марафоны

Чаще всего местом проведения марафонов становятся социальные сети и чаты мессенджеров. Но есть и специально разработанные для этих целей интернет-площадки.

Как правило, марафон — штука платная. Могут быть акции типа «10 первых записавшихся — бесплатно», но остальным придется раскошелиться. Суммы могут весьма различаться: от символических 500 рублей до 30 тысяч за печально известные «Марафоны желаний» Елены Блиновской. При этом даже у Блиновской были «бесплатная неделя» и три уровня оплаты с разной вовлеченностью преподавательницы: в 2019 году за 30 тысяч она индивидуально разбирала с участниками домашние задания и проводила личные беседы, за 2000 рублей просто позволяла оставаться в марафоне после первой недели, а за 4000 давала краткий фидбэк по домашней работе. Позже цены подросли, как и аудитория.

Если отвлечься от одиозной фигуры Елены, платность марафонов — вещь весьма логичная и даже полезная. Например, вы записались на марафон по кондитерскому делу: для вас его стоимость все равно будет ниже, чем обучение на офлайн-курсах, но преподаватель потратит на занятия свое время и усилия, так что вознаграждение окажется для него весьма кстати. А тот факт, что вы выложили за марафон деньги, поможет не бросить его в самом начале и доскрипеть до финиша хотя бы в середнячках.

Чему обычно посвящены онлайн-марафоны

Краткий ответ: абсолютно чему угодно, что требовало бы обучения. Наибольшей популярностью пользуются марафоны похудения, творческие марафоны и марафоны по саморазвитию. В принципе, в онлайн-марафон можно превратить любое знание, было бы желание. Поэтому сейчас в интернете так много статей на тему «как организовать онлайн-марафон».

Интересное по теме

Культура или культ? Колонка о том, как идея о похудении любой ценой заставляет нас ненавидеть себя

Почему марафоны стали так популярны во время карантина

До 2020 года большинство людей предпочитало осваивать новые знания офлайн: записываться на курсы и семинары, поступать в школы, ходить в спортзал, чтобы там тренер рассказал о правильном питании и выполнении упражнений. Но карантин пустил по ветру все формы офлайн-активности. Многие миллионы людей оказались заперты дома наедине со своей тревогой, не имея никакой возможности от нее отвлечься. Можно было смотреть кино и играть в компьютерные игры, но это быстро наскучивало. На фоне стресса многие начали переедать. Естественно, что людям хотелось отвлечься на что-то полезное, использовать освободившееся время для самосовершенствования.

В то же самое время тысячи тренеров, преподавателей и просто людей с интересным опытом и навыками остались без дела. Никто не знал, как долго продлится локдаун и каким будет мир после него. Спортсмены, диетологи, творческие люди, психологи и просто лайф-коучи оказались вне привычной среды обитания, при этом сохраняя потребность в самореализации и деньгах.

Тут-то и встретились спрос с предложением. Сидящие дома обыватели массово ринулись записываться на уже существовавшие к тому моменту онлайн-марафоны, а специалисты с уникальными знаниями начали создавать новые марафоны, которые могли хоть частично перекрыть отсутствие у них привычной работы. В результате бешеную популярность набрали марафоны, посвященные спорту и похудению, марафоны по изучению языков, марафоны по рисованию и, конечно, марафоны по саморазвитию.

Интересное по теме

А чем ты кроме детей занимаешься? Колонка о навязывании саморазвития в декрете

Почему у онлайн-марафонов так себе репутация

Популярность марафонов в 2020 году сыграла с ними злую шутку: все хотели зарабатывать с их помощью, но мало кто понимал как. В результате часть преподавателей просто воровала контент у более популярных коллег, часть никак не могла найти баланс между краткостью и пользой, а еще одна часть продвигала в Сети популярную психологию без опоры на профильное образование.

Воровством грешили в основном марафоны, посвященные спорту и похудению. И это понятно, потому что брались их вести тренеры, привыкшие к занятиям в спортзале. Для домашних тренировок подходит не так много упражнений, и в результате одни и те же приемы кочевали из курса в курс. Диеты тоже кочевали из курса в курс, в результате чего участники не достигали больших успехов и быстро теряли достигнутое. После марафона люди говорили: «Да ерунда все это!» — и разочаровывались в самой идее марафонов.

С балансом тоже не многие управились. С одной стороны, изучение теории должно быть по возможности кратким, чтобы не отвратить потенциальных пользователей. В этом смысле мало что может оказаться хуже, чем 30 двухчасовых лекций на тему «Как привлечь мужчину мечты». С другой стороны, полезность каждого занятия должна ощущаться — то есть никак нельзя разбить одну некрупную тему на еще десяток крошечных отрезков. Составление программы марафона требует от преподавателя умения работать с контентом, а оно есть не у всех. Кстати, сейчас на рынке довольно много специалистов, которые помогают организовывать онлайн-марафоны, и все эти люди занимаются в основном модерированием и редактированием авторского контента.

Ну и конечно, подпортили репутацию марафонам в целом марафоны по саморазвитию. Большинство из них, включая марафоны Елены Блиновской, предоставляли участникам информацию, которую легко можно было бы найти в книгах по популярной психологии. В результате те люди, которые популярной психологией увлекались, оставались недовольны поверхностностью изложения, а те, кто не разбирались в теме, без углубленного изучения быстро теряли результаты.

Кроме того, любое саморазвитие дает неустойчивый баланс между вкладом и результатом. Можно вложиться по-крупному и достичь просветления, а можно просто потерять деньги. Положительный эффект имеет тенденцию ослабевать со временем, так что плоды «марафонов желаний» в лучшем случае эфемерны.

Как участвовать в онлайн-марафонах с пользой для себя

Прежде всего, надо помнить, что онлайн-марафон — это лишь инструмент, педагогическая техника. Учиться — это полезно и весело, но внимание надо обращать на то, чему именно вас собираются обучать. Ну, то есть онлайн-марафон по обучению вязанию на самом деле способен научить вас вязать. А марафон по привлечению мужчины мечты обладает куда меньшим потенциалом, так как успех в заданной области зависит не только от качества преподавания, но и от личностных особенностей учеников.

Так что выбирайте конкретные, а не абстрактные знания. Обучение языкам, творчеству, какой-либо работе — да! Обучение привлекательности, использованию женской энергии, фэн-шую и колдовству — нет!

  • Перестаньте надеяться на чудо. Подходите к марафону как к чему-то, что вас развлечет и потенциально принесет вам пользу. Ваше участие в нем необязательно изменит вашу жизнь, но может ее чуть-чуть улучшить.
  • Оцените свои личные особенности. Если вы не склонны соревноваться, марафон — это не ваше. Если вы быстро устаете, прикиньте свои силы и длину марафона. Если у вас РПП, не ввязывайтесь в марафоны по похудению, они вам только навредят.
  • Оцените уровень экспертности вашего преподавателя. У человека должны быть соответствующие компетенции, чтобы обучать других. Профессиональный диетолог, ведущий курс по здоровому питанию, внушает доверие. Профессиональный тренер, делающий то же самое, уже вызывает некоторые вопросы. А красивая селебрити, взявшаяся учить людей подсчету калорий, — это уже большой красный флаг.
  • Распределите свое время. Марафон не должен становиться вашей жизнью, быть изнурительным и отнимать время ото сна. Если вы не успеваете выполнять все домашние задания, задавайте вопросы тренеру и другим участникам: возможно, преподаватель и в самом деле взял слишком жесткий темп. Делайте только то, что успеваете, и только пока у вас есть на это силы. Помните: от марафона тоже можно получить выгорание, если расходовать на него слишком много душевного ресурса.

Многие участники онлайн-марафонов по саморазвитию жаждут быстрого решения своих проблем, понятного объяснения порядка действий по самопомощи и четких советов — то есть того, чего никогда не предоставляют настоящие психотерапевты, но с удовольствием изливают на аудиторию сетевые психологи. На выступление самого известного из них — Сатьи Даса — сходила наш редактор Юлия Орлова, которая рассказала о своих впечатлениях и секретах популярности харизматичных «гуру».